Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
12 апреля 2011 20:16, Статьи

Экспедиция «Брест – Певек». Схватка с Севером

Экспедиция «Брест – Певек» вошла в свою финальную стадию. Трем экипажам на Mazda BT-50 осталось преодолеть самый сложный участок маршрута и финишировать в городе Певек, Чукотский край
14 января
Mazda BT-50
В целом хорошее впечатление. Мне очень удобно. Хорошая приемистость, гонял до 150 идет устойчиво. на льду лучше полный привод включать. Включается он странно. Нужно остановится, переключить рычагом. З...
4.3
19 марта
Mazda BT-50 2.5 TD MT
Машина куплена в 2007 году в салоне. На данный момент накатано 360 тыс. км . О покупке машины другой марки даже речи не идет. Настоящая рабочая лошадка ,неприхотлива, работоспособна,​ экономична ( есл...
4.2
Другие отзывы о Mazda BT-50 Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей

Экспедиция «Брест – Певек» вошла в свою финальную стадию. Трем экипажам на Mazda BT-50 осталось преодолеть самый сложный участок маршрута и финишировать в городе Певек, Чукотский край.

Экспедиция «Брест – Певек». Схватка с Севером - Фото 1

День 14

Якутск 

Именно Якутск можно считать отправной точкой самого сложного отрезка экспедиции «Брест – Певек 2011». Алмазная столица не выглядит богато, то и дело удивляя гостей полуразвалившимися деревянными халупами в центре города. Два раза в год Якутск и вовсе оказывается отрезанным от мира, пока проходит смена сезонов, и перебраться через Лену можно разве что по воздуху. Дальше все – дорог нет, остались только направления. В оптимистичных прогнозах Андрея Леонтьева мы уже через неделю можем добраться до финишной точки в Певеке, а пессимисты говорят, что мы и вовсе не доедем на наших Mazda BT-50. Как оно будет на самом деле – покажут ближайшие дни, которые обещают стать самыми захватывающими.

Экспедиция «Брест – Певек». Схватка с Севером - Фото 2

Чтобы увеличить наши шансы благополучно добраться до Певека, мы посетили музей мамонта, в котором поглазели на останки великих животных. Если уж они тут бродили сотни тысяч лет назад, без всяких внедорожников и дорог, то и мы проедем. Потом – визит к шаману, а то какая же Якутия без шамана?! Бабушка, наделенная способностью общаться с духами и видеть будущее, успокоила нас: должны добраться, и все будет в порядке. Для пущей уверенности разожгла небольшой костер, попросила духов благоволить нам и сожгла пучок конских волос. Теперь высшие силы нас точно не оставят. Ну а если что, то надо жечь костер и волосы, причем не будет конских – пускай в ход человеческие.

Экспедиция «Брест – Певек». Схватка с Севером - Фото 3

Но в любом случае, с духами или без, рано утром в путь. Местный мужчина, руководитель одной транспортной компании, рассказал нам, что не так давно бывал в тех краях на автомобиле и ничего страшного не произошло. Пришлось покопать, пришлось полазить, однако добрался домой цел и невредим. Правда, машина у него оказалась, мягко говоря, чуть подготовленнее: внедорожные колеса, поднятая подвеска, полный комплект блокировок и оборудования. Увидев наши магазинные Mazda BT-50, он скептически пожал плечами.

День 15

Якутск – Хандыга 

Дорога из Якутска, начавшись с «неофициальной» зимней переправы через Лену, быстро скуксилась и промерзла. Солярка подорожала до 35 рублей за литр, но к ее качеству, похоже, не придраться. По пути – заброшенные поселения, пасущиеся на снежных лугах лошади и коровы и немногочисленные автомобили. Федеральная трасса «Колыма» – звучит серьезно, выглядит грустно. Местный артефакт – деревня Маралаи и придорожный шалман «Айан» с деревянным мемориалом национальным героям Якутии: участникам Великой Отечественной войны, борцам-олимпийцам и... ликвидаторам последствий аварии на ПО «Маяк» в Челябинске-40, произошедшей в 1958 году. Символично, что на фоне событий, происходящих сейчас в Японии, нам по пути попался один из очень немногих памятников одной из крупных и серьезных атомных аварий.

Экспедиция «Брест – Певек». Схватка с Севером - Фото 4

Как уже говорил, претензий к качеству солярки или к автомобилям – ноль. Зато огромный вопрос к тем, кто в Москве тянул проводку для лебедок на наших Mazda BT-50: одна машина уже лишилась этой допопции. Ее перетерло запасным колесом, висящим под кузовом, и во время остановки перед зимней переправой через реку Алдан перед нами вдруг предстало два оголенных провода. Хорошо еще не коротнуло, как это случилось в первый день экспедиции по пути из Бреста в Москву.

Экспедиция «Брест – Певек». Схватка с Севером - Фото 5

На той же остановке состоялось знакомство с вероятными попутчиками: группа грузовых автомобилей и один внедорожник движутся из Хабаровска в Билибино. Дорога одна, так что с большой долей вероятности еще встретимся и, возможно, вместе будем рубиться через преграды весеннего Севера. Правда, они уже едут дальше, а мы ночуем в Хандыге – месте, которое выглядит не менее мрачно, чем звучит. Здесь здания перекосило от времени и обстоятельств, а снег покрыт непрозрачным слоем копоти. Впрочем, все говорит о том, что это только начало и предстоящие населенные пункты удивят еще больше.

День 16

Хандыга – Усть-Нера 

«Будете у нас на Колыме...» – вот уж не думал, что когда-то доберусь до этих мест по собственной воле. Мало того, еще и буду рад, как ребенок. А сейчас – еду по необитаемой, выжженной ветром и морозами местности и расплываюсь в непроизвольной улыбке: начались настоящие горы. Верхоянский хребет, протянувшийся гигантской запятой на северо-востоке континента, наконец-то открылся нам. Как только покинули прокопченную Хандыгу, белый оскал хребта замаячил на горизонте. Следующая цель – Усть-Нера, где нам помимо ночевки предстоит подготовиться к 600-километровому перегону в наиболее тяжелых условиях без единой заправки. Их и сейчас-то не сказать что много, примерно одна на 300 км пути, а дальше будет еще хуже. И это сейчас едем по хорошо укатанному гравию со средней скоростью в районе 70-80 км/ч, но дальше знающие люди обещают, что выше третьей передачи на «пониженной» переключаться не придется. Точный расход в этом случае предсказать невозможно, поэтому будем нагружать машины бочками с соляркой.

Экспедиция «Брест – Певек». Схватка с Севером - Фото 6

Но это будет дальше, а пока горы, солнце и отличное настроение, несмотря на то что в дороге мы уже три недели. Морально-боевой дух поддерживается взаимными подколками и энциклопедическими экскурсами в местные традиции, истории и обычаи от Андрея Леонтьева. Изредка байки по рации прерываются предупреждениями о встречных машинах или ямах на дороге.

Экспедиция «Брест – Певек». Схватка с Севером - Фото 7

Вообще, выходит так: чем красивее и интереснее дорога, тем она опаснее. Трасса «Колыма» хоть и находится в состоянии перманентной реконструкции, все же остается очень красивой. И у подножья гор, в которых выдолблены узкие «прижимы», лежит немало человеческих и автомобильных жизней. Даже вчера, по информации от начальника ГАИ Хандыги, на трассе случилось два серьезных ДТП. Поэтому движемся осторожно и спокойно.Экспедиция «Брест – Певек». Схватка с Севером - Фото 8

Что должен испытывать человек, увлекающийся сноубордом при виде огромного количества гор, покрытых снегом? Ага. И еще у меня в кузове лежит доска с прикрученными еще утром креплениями, ботинки, шлем и снегоступы. Так что во время очередной остановки я попросил сделать более длительный тайм-аут, нацепил оборудование и прогулялся на ближайший склон. Особого удовольствия от спуска получить не удалось, так как мягкая на вид целина оказалась жестким настом, но зато можно считать, что я оказался одним из немногих, если не первым, кто прокатился по склону Верхоянского хребта на сноуборде. Да и вообще, размяться было очень кстати, не зря же я тащил эту фанерку за 13 000 км сюда!

День 17

Усть-Нера – Зырянка. Часть 1

При подготовке к экспедиции «Брест – Певек 2011» предполагалось, что отрезок от поселка Усть-Нера до поселка Зырянка окажется самым трудным и самым интересным. Поэтому и ждали мы его с особым интересом.

Экспедиция «Брест – Певек». Схватка с Севером - Фото 9

Перегон до Зырянки около 600 км, и на этом отрезке нет ни единой заправки. Так что надо запастись горючим, при чем канистрами тут ну никак не обойтись - предполагаемая скорость движения 20-50 км/ч на пониженной передаче. Расход явно превысит ставшие уже привычными «менее десяти литров на сотню», так что монтируем в наши Mazda BT-50 220-литровые бочки и отправляемся заправляться «до полных баков» по цене 40,4 рубля за литр солярки. Да и вообще, местные обитатели не стесняясь говорят о том, что «здесь не Россия, здесь анархия и свои законы», и жалуются на то, что в сводках погоды по центральным каналам постоянно врут: говорят, что температура -34* по Цельсию, а на самом деле -50*. Думают, что хотят скостить их «северные», причитающиеся к зарплате, а это как-никак половина оклада в плюс.

Экспедиция «Брест – Певек». Схватка с Севером - Фото 10

Но речь, собственно, совсем о другом. С заправленными под горловину баками и полными бочками выдвигаемся дальше. Еще 80 км укатанной и весьма ровной гравийной трассы «Колыма», а потом... Впрочем, и на трассе, которую вроде как сдали и открыли для сквозного проезда круглый год, тоже не все хорошо: дорога действительно ровная, но новых мостов, построенных для переправы через многочисленные ручьи, раз, два и обчелся. Пользуются старыми деревянными, которые построены еще в 40-х годах и теперь сплошь находятся в аварийном состоянии. Некоторые и вовсе обвалились – в объезд по льду зимой или по бродам летом.

Экспедиция «Брест – Певек». Схватка с Севером - Фото 11

А вот и долгожданный (на одометре уже 14 000 км!) поворот без указателей – мужики в бензовозах, пришедших «оттуда», утвердительно кивают на вопросы о правильности выбранного направления и говорят, что проехать можно. Только в одном месте, примерно на полпути вылезла более-менее серьезная наледь.Экспедиция «Брест – Певек». Схватка с Севером - Фото 12

Одна колея на всех с частыми «зарубами» в целине для того, чтобы разъезжаться встречным автомобилям. Ухабы и укатанное в лед покрытие. Иногда мы едем по суше, иногда по рекам. Метель была, похоже, достаточно давно, и основное направление побито очень неплохо. Иногда даже навигатор оживает, внезапно обнаруживая себя на какой-то дороге. По всей видимости, это летний маршрут, который можно пройти только на совсем серьезной технике. Вообще, нанести «зимник» на карту – дело практически невозможное. Каждый год его нитка прокладывается по-разному, в зависимости от погодных условий, да и вообще, маршрут меняется сам по себе постоянно: где-то заметет, где-то выйдет вода на лед, и зимник самостоятельно сделает новый изгиб.Экспедиция «Брест – Певек». Схватка с Севером - Фото 13

Пониженный ряд, 3-4-я передача и средняя скорость не выше 50 км/ч. Сразу понятно, что до Зырянки такими темпами мы одним днем не дойдем, даже если по невероятному стечению обстоятельств не столкнемся с трудностями. Но перспектива ночевать в машинах в тайге никого особо не смущает: едем уже долго и успели настолько привыкнуть к Mazda BT-50.

Экспедиция «Брест – Певек». Схватка с Севером - Фото 14

Ближе к вечеру стали попадаться полузаметенные участки с глубокой, но мягкой колеей, пробитой попутными и встречными грузовиками. Главное – не останавливаться, а так – самый настоящий фрирайд. Движение на зимнике в это время весьма напряженное, едва ли больше машин нам попалось навстречу, когда мы вваливали по ровному матовому полотну шоссе Чита – Хабаровск. Встречные останавливаются и охотно докладывают оперативную обстановку: там вылезла вода, там метет. Ситуация меняется буквально каждый час, и похоже, что в не лучшую для нас сторону: на подъезде к Сасыру (точка примерно посреди нашего отрезка) на лед вышла вода, и ее уровень растет. Сверху она промерзает, и потом под весом машин этот свежий лед проваливается. Сильно не утонуть, так как на такой наледи основной, толстый слой льда находится весьма неглубоко, но выбираться в таких условиях не очень. К тому же если верхний слой льда окажется уже достаточно толстым, то его осколки могут поколоть нам бампера.

Экспедиция «Брест – Певек». Схватка с Севером - Фото 15

Бах! – и первая машина внезапно проваливается на полколеса в воду во время очередной ледовой переправы. Пар и брызги, выхваченные фарами из темноты ночи, кажутся совсем зловещими, однако педаль газа от неожиданности бросить не успели, поэтому из этой наледи выбираемся успешно и без потерь. Вопреки желаниям, этой ночью нам не удалось добраться даже до «засадной» наледи: на распутье, которое небольшим указателем разводило направления «на Сасыр» и «на Зырянку» в разные стороны, в воздухе повис вопрос «куда?», наилучшим ответом на который была фраза, произнесенная в рацию: «А может, утро вечера мудренее?..»

День 18 

Усть-Нера – Зырянка (продолжение) 

Утром выяснилось, что ехать все же надо на Сасыр: направление «на Зырянку», со слов дальнобойщиков, сулило большие сложности. Правда, уже через 20 км выяснилось, что и альтернативным путем проехать будет совсем нелегко. Речка Мома в этих местах пошла наледью, глубина которой породила в нас зерно сомнения. Прокрасться на другой берег, не провалившись в наледь, было почти невозможно – в некоторых местах лед проламывался даже под человеком, а перспектива поколотить бампера наших Mazda BT-50 или, что еще хуже, получить гидроудар в двигателе нас совсем не прельщала. Поэтому пришлось держать «совет стаи» прямо на месте, у берега. Постановили устроить разведку другого перехода реки одной машиной, которая немедленно и отправилась в путь.

Экспедиция «Брест – Певек». Схватка с Севером - Фото 16

Как-то уже достаточно давно стало понятно, что Север не терпит суеты и пренебрежительного к себе отношения. Чуть зазнался – получи легкий пинок под пятую точку. Не обратил внимания на предупреждение – готовься к проблемам побольше. Первая машина вернулась через два часа с дыркой в бампере и не самыми обнадеживающими новостями: другая переправа совсем короткая, но глубже и выезд круче. Бампер пострадал в борьбе с непробитой после метели колеей, да и вообще, ребятам пришлось поработать лопатами в этой разведке. Мы, считавшие самую сложную часть пути от Бреста до Певека уже наполовину пройденной, на это предупреждение должного внимания не обратили и продолжали рассчитывать на то, что ночевать мы будем уже в Зырянке.

Экспедиция «Брест – Певек». Схватка с Севером - Фото 17

Решили ползти на короткую переправу, но уже по пути туда умудрились завязнуть: сперва чуть соскочив с накатанной тропинки в болотистую целину, а потом и вовсе во внезапно вскрывшейся наледи посреди леса. Совместными усилиями выбрались и поехали искать помощников посерьезнее – без грузовиков тут не продраться. Встретили два Урала, которые согласились помочь, но тяжелая техника начала проваливаться в болото еще раньше нас, поэтому водители отказались идти предложенным нами путем и развернулись. Потеряв большую часть светового дня, мы вновь пришли к утреннему раскладу: длинная переправа в районе села Сасыр, но на этот раз у нас уже был помощник в виде трехосного Урала. Да и обстановка на переправе немного улучшилась: большие льдины покололись на радость нашим уже слегка «покоцанным» бамперам. По большему счету переправиться на тот берег нам было по силам и без посторонней помощи, но, решив перестраховаться, мы-таки прицепились «гуськом» за Урал и заглушили моторы.

Экспедиция «Брест – Певек». Схватка с Севером - Фото 18
Экспедиция «Брест – Певек». Схватка с Севером - Фото 19

Большому Уралу эта наледь – что лужа. Нам – главное препятствие по пути. Встречные говорят, что дальше дорога в полном порядке. Поэтому расслабились, еще даже не успев выбраться из воды: специально для видеосъемки отцепились от Урала и самостоятельно выбирались из речки на берег. Спешка и желание выскочить «красиво» привели к тому, что одна из машин на выезде лишается интеркулера турбины и радиатора системы охлаждения. Занавес! Можно пытаться списать происшествие на недостаток конструкции автомобиля (интеркулер расположен низко, и в подобных ситуациях он страдает в первую очередь, а если удар сильный, то следом за ним могут выйти из строя радиаторы охлаждения и кондиционера) или на ошибку водителя, но факт остается фактом: Север недвусмысленно дал понять, что относиться к нему нужно предельно уважительно. Только накануне вечером говорили о том, что может произойти что угодно, и вот, пожалуйста!

 

Текст и фото Дмитрий Макаров

Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
11
Александр Миронов
Впечатления только по отрезку Якутск-Певек.
СсылкаПожаловаться
Сергей Булатов
Молодцы,с шинами не ошиблись!Кордиант из отечки ЛУЧШИЕ!
СсылкаПожаловаться
Вжик Оп
http://avtojournal.ucoz.com Новый сайт авто журналов в электронном виде, свежие журналы, журналы «За рулем» и не только!
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.
Возможно, вам будет интересно
Новости Mail.Ru