В выходные дни удел кроссоверов – толкаться на парковках около гипермаркетов. Но британская новинка создана для тех, у кого на уикенд другие планы: курсировать между кофейней, фитнес-центром и ночным клубом. Evoque – не чета тем «паркетникам», которым уготована судьба утилитарного семейного транспорта.
Evoque еще не запущен в производство, но в английской штаб-квартире Land Rover, куда мы прибыли, представители компании уже готовы рассказывать о новинке все подробности вплоть до того, из каких материалов сделаны коврики, и обо всех нюансах прайс-листа. Дело в том, что мероприятие не ограничилось традиционным выступлением руководителя проекта и пары технарей. Нам позволили пообщаться с несколькими десятками (!) инженеров, дизайнеров и прочих специалистов.
На рынке сейчас нет ни одного «паркетника» этого класса, для которого практичность и возможность быть удобным транспортом для всей семьи оказались бы настолько отодвинуты на второй план. Evoque – это оживший концепткар, и британцы подчеркивают, что на первом месте была именно дизайнерская фантазия.
У других кроссоверов премиум-марок роскошь в интерьерах скорее сдержанная, а здесь – напоказ. Прибавьте к этому техническую начинку, несколько выходящую за рамки, привычные для кроссоверов, – получается довольно необычное сочетание. Взять хотя бы активную подвеску MagneRide, способную на лету менять жесткость. Утверждается, что впервые в автопроме подобная подвеска адаптирована как к езде по асфальту, так и к легкому бездорожью. Платформа, позаимствованная у Фрилендера, предполагает неплохую по меркам «паркетников» проходимость. Но на первом месте, конечно, имидж. Лэндроверовцы не устают повторять, как близки линии и пропорции серийной версии к концепткару LRX. Это, действительно, редкость.
К какому же классу отнести новинку? Трехдверок не делает никто из конкурентов. Да и пятидверная версия (длина обеих модификаций одинакова) стоит особняком. То есть модель компактнее, чем Audi Q5 и Mercedes GLK. Но при этом заметно крупнее, чем Mini Countryman и Nissan Juke. И дороже.
Когда полгода назад были объявлены габаритные размеры Эвока, я, признаться, подумал, что его салон «скроен» исключительно по женской фигуре. У трехдверной версии крыша настолько наклонена, а задние боковые стекла «сплюснуты», что кажется, второй ряд сидений не рассчитан на перевозку взрослых пассажиров. Но вот к дверям штаб-квартиры Land Rover подъезжает белоснежная трехдверка, на которой мы отправимся на полигон, и я ради эксперимента первым делом пробую забраться назад. Некоторые акробатические способности для этого, конечно, требуются, и без ушиба ноги не обошлось, но дальше неудобств не возникло. Передо мной усаживается глава российского журнала Top Gear Николай Качурин – человек не самой миниатюрной комплекции – и мы оба отмечаем, что сидеть в компактном кроссовере в целом удобно, как спереди, так и сзади. Позднее инженер, отвечающий за компоновку машины, во всех подробностях расскажет нам, как пришлось «уплотнять» платформу, отвоевывая место в салоне.
Полигон в Гейдоне не похож на гоночный трек, скорее, он сродни дорогам общего пользования, но лэндроверовский испытатель даже на узких извилистых участках явно стремится выжать максимум из 2-литрового турбомотора. Конечно, 240 л.с. – это очень неплохо для кроссовера. У Фрилендера роль флагманского двигателя играет 3,2-литровая атмосферная «шестерка», имеющая очень близкую мощность – 233 л.с. Зачем потребовалось разрабатывать новый мотор? Представители Land Rover поясняют, что тут дело не в пиковых показателях, а в отдаче, достигаемой во всем диапазоне оборотов. Турбированная «четверка» уже буквально с холостых выигрывает по мощности, а главное – по крутящему моменту. Также новинка легче, а в ее выхлопе меньше вредных веществ. Психологически клиенты, покупающие дорогие кроссоверы, больше склонны брать шестицилиндровые версии, но тут уж ничего не поделаешь: переход от атмосферных «шестерок» к турбированным «четверкам» – это сейчас общая тенденция, затронувшая даже BMW, у которой шестицилиндровые моторы всегда главенствовали по доле выпуска.
В качестве альтернативы бензиновому турбомотору покупателям Range Rover Evoque предложат 2,2-литровые дизели (150 и 190 л.с.) – такие же, как у Freelander. И, пожалуй, можно упрекнуть британцев в том, что гамма моторов не столь широка, как у конкурентов. Российские покупатели кроссоверов предпочитают более скромные бензиновые моторы. Их тут нет.
Нам еще предстоит самим оценить динамику Evoque летом, когда он пойдет в серию. Но уже сейчас можно предположить, что ключевую роль в его характере будет играть подвеска MagneRide. На дорогах английского полигона я обратил внимание на то, что в напряженном повороте шасси почти не допускает кренов. Пролетая на большой скорости по заплаткам на асфальте, автомобиль не терял курсовой устойчивости. Ну а когда впереди на дороге встретилась крупная «волна», произошло и вовсе нечто удивительное: Evoque подлетел на ней, как на трамплине, и... дальше не последовало ни удара, ни ожидаемой сильной вертикальной раскачки. Сначала подвеска полностью разжалась, а потом плавно «подхватила» кузов, не допустив никаких лишних колебаний. Впоследствии я четырежды проехал это место с разными лэндроверовскими испытателями, и каждый раз отмечал, как амортизаторы с магнитореологической жидкостью, способные менять свои характеристики за доли секунды, отрабатывают этот прыжок. А испытатели неизменно смотрели на мою реакцию и многозначительно улыбались.
Руководитель отдела, отвечающего за компоновку автомобиля, Боб Барлоу не упускает шанса подчеркнуть, как мало общего у Evoque с Фрилендером, на платформе которого он построен. Дело даже не в том, что их кузова не имеют общих деталей, крыша и капот Evoque – алюминиевые, крылья – из пластика, а задняя дверь – из композитных материалов. Существенная разница лежит и глубже. На экране Барлоу демонстрирует «тележку» от Фрилэндера, на которую накладывается силуэт Evoque . Двойной пол настолько толстый, а крыша так низко опущена, что места для седоков не остается. Да еще и мотор не влезает под капот. Вариант сделать крышу Evoque повыше даже не рассматривался: это убило бы стиль. Отвоевать пространство в салоне можно было бы, опустив ниже элементы трансмиссии и бензобак, но это уменьшило бы клиренс. А задачей конструкторов было сделать кроссовер, не уступающий никому из конкурентов по проходимости. В результате саму платформу сильно перекроили, уменьшив пространство в двойном полу. Клиренс не пострадал, а даже вырос. Высота дорожного просвета Evoque составляет 21,2 см, что на 1 см больше, чем у Freelander, и на целых 4 см больше, чем у Range Rover Sport.
Интересно, что даже в случае с гламурным «паркетником» англичане закладывают возможность преодоления водных препятствий вброд. Evoque может погружаться на 50 см, то есть колеса будут почти полностью скрыты водой. Утверждается, что уплотнители дверей не допустят влагу в салон, а двигатель не рискует получить гидроудар. Причем создатели машины учли, что, когда съезжаешь под уклон, в первый момент вода может полностью скрыть решетку радиатора и дойти до передней кромки капота. Забор воздуха устроен так, что мотор не пострадает.
Мы уже привыкли: современные автопроизводители считают, что в борьбе за имидж самой экологичной марки все средства хороши. На Evoque, как на пластиковую бутылку, впору ставить треугольный значок «Recyclable». Автомобиль на 85% состоит из материалов, которые можно вторично переработать. Экологически ответственные потребители – а в Европе других не водится – должны это оценить. Так же как и тот факт, что автомобиль изначально содержит в себе множество деталей из вторсырья. Организаторы презентации демонстрируют это наглядно. Нас подводят к стене из пластиковых бутылок, и вот, мол, сколько деталей из них можно сделать: кожух двигателя, вентилятор, корпус сабвуфера. Конечно, с этими элементами владелец машины не контактирует напрямую. В салоне же исключительно дорогие материалы. Но тут производители с гордостью отмечают, что вторичных материалов на самом деле немало и в интерьере: тканевая обивка сидений, потолок, коврики – все это тоже вторсырье. С этими попытками сделать машину максимально «зеленой» как-то не совсем вяжется то, что в большинстве комплектаций новинка, как и подобает Range Rover, щеголяет отделкой из натуральной кожи, причем ее не жалеют. Она покрывает не только кресла, но также переднюю панель и дверные подлокотники. Тканевую отделку можно получить только в самой младшей версии «Pure». Но специалист по экологическим исследованиям Land Rover обходит стороной эти противоречия, а вместо этого демонстрирует журналистам загадочные расчеты влияния Evoque на глобальное потепление, прогнозируемое на сто (!) лет вперед, и из них выходит, что на «длинной дистанции» применяемые технологии дают большой положительный эффект.
Самый доступный Range Rover Evoque – это пятидверка с 2,2-литровым дизелем (150 л.с.) и «механикой», стоящая от 1 600 000 руб. За 190-сильную модификацию будут просить от 1 665 000 руб., а за версию с флагманским бензиновым мотором – минимум 1 830 000 руб. В последнюю сумму уже входит АКПП. На дизельные версии «автомат» ставится за доплату в 65 000 руб. У трехдверки все модификации те же, но за более изящный кузов просят на 50 000 руб. больше.
В базовую комплектацию входят климат-контроль, семь подушек безопасности, электропривод водительского сиденья, внедорожная электроника Terrain Response, задний парктроник, зеркала с электроприводом и подогревом, ксенон, 17-дюймовые легкосплавные диски, система бесключевого доступа в салон и пуска двигателя, а также аудиосистема с 8 динамиками (80 Вт). За доплату, разумеется, можно получить все традиционные элементы «красивой жизни», вроде кожаного салона, подогрева руля и датчиков света и дождя.
Но есть в списке опций и не самое рядовое оборудование: дисплей, показывающий разную картинку водителю и пассажиру (47 000 руб.); пять камер кругового обзора (50 000 руб.); система автоматической парковки (21 000 руб.); 825-ваттная аудиосистема с 17 динамиками (47 000 руб.) и др.
Evoque можно назвать паркетником, превращенным в модный аксессуар. Не окажется ли он при этом узконишевой моделью? Относительно российского рынка у лэндроверовцев довольно оптимистичные ожидания. По прогнозам четверть всех продаж марки будет приходиться на Evoque, и дилеры уже сейчас собрали больше предзаказов, чем ожидалось. Если учесть, что Freelander в прошлом году был популярнее, чем BMW X3 и Mercedes GLK, то шансы более эффектной новинки выглядят и впрямь неплохо. Тем более что Evoque не дороже Freelander в схожих комплектациях.
Конкуренты
Младшие модификации кроссоверов, как правило, оснащаются «механикой» и даже могут быть лишены полного привода (как, например, BMW X1), но большинство покупателей люксовых паркетников предпочитают версии с АКПП и трансмиссией 4х4. Именно такие модификации мы выбрали для сравнения.
BMW X1
Баварская модель, как и Evoque, компактнее прочих люксовых кроссоверов. Впрочем, X1 имеет несколько более длинный кузов и большую базу, но проигрывает «англичанину» по ширине почти 17 см. Это большая разница. Зато BMW X1 20d AT мощнее (177 л.с.) и дешевле базового Range Rover: «немец» стоит от 1 490 000 руб.
Land Rover Freelander
Хотя Freelander по статусу ниже, чем Evoque, какой-то существенной экономии это не сулит. Версия Freelander 2.2 TD4 AT (150 л.с.) стоит от 1 563 000 руб., но если дооснастить ее ксеноном, кожаным рулем и парктроником, которые есть у Рэйнджа, то Land Rover окажется даже дороже – 1 618 000 руб. В конце прошлого года Freelander прошел рестайлинг, и обновленная версия уже побывала на нашем тесте.
BMW X3
Эта модель недавно сменила поколение и стала заметно крупнее и солиднее, чем прежде. X3 почти на 30 см длиннее Evoque, хотя по ширине уступает ему 8,4 см. За счет более длинной базы на задних местах в BMW комфортнее. Версия X3 20d AT (184 л.с.) стоит от 1 850 000 руб., но имеет смысл доплатить всего 20 000 руб., чтобы получить заметно более скоростную 3-литровую бензиновую модификацию (258 л.с.). Все подробности о новом X3 – в нашем тесте.
Audi Q5
На российском рынке ингольштадтская модель в прошлом году оказалась популярнее своих прямых конкурентов из Германии. Габариты Audi почти совпадают с BMW, то есть в сравнении с Evoque эта модель тоже заметно крупнее. Ее главное достоинство – это сочетание неплохой геометрической проходимости и хорошей управляемостью на асфальте. Audi Q5 2.0 TFSI S tronic (211 л.с.) стоит от 1 874 000 руб.
Mercedes GLK
Штутгартскую модель отличает от конкурентов мужественный стиль, перекликающийся с классическим Гелендвагеном, и традиционный мерседесовский комфорт в салоне. По длине кузова GLK уступает около 10 см X3 и Q5, но в жертву принесен лишь объем багажника: 450 л против 550 л у BMW. До прошлого лета GLK поставлялся к нам в не самых ходовых модификациях – мощных и дорогих. Теперь на рынке есть более доступный GLK 220 CDI AT (170 л.с.), за который просят от 1 710 000 руб. Подробнее о «немце» – в нашем тесте.
Volvo XC60
Если младшие переднеприводные модификации шведского кроссовера относятся к более доступному классу, чем Evoque, то полноприводная версия XC60 2.4 D5 (205 л.с.) с ним сопоставима – от 1 705 000 руб.
Infiniti EX25
До самого последнего времени японцы поставляли к нам только «горячую» 330-сильную модификацию EX37, которая стоит 2 043 500 руб., но уже в апреле российские дилеры получат более доступную версию EX25. Ее цена – 1 843 500 руб. Надо отметить, что при неплохой мощности в 222 л.с. этот кроссовер не отличается слишком бодрым темпераментом: 100 км/ч он набирает за 9,4 с.
Павел Ёлшин
Фото автора и компании Land Rover