Причины, признаки и последствия гидроудара двигателя после ливня

Почему многокилометровый объезд затопленной дороги предпочтительнее проезда по ней и как избежать дорогостоящего ремонта после встречи авто с водной преградой

Обильные ливни прошлым летом в России доставили массу проблем тысячам автомобилистов. Владельцы ушедших под воду машин «попали» на дорогие ремонты. А те, кого потопы обошли стороной, столкнулись с риском гидроудара двигателя и его последствиями. Разберемся с признаками и причинами этого явления, а также выясним, как избежать гидроудара двигателя.

Что такое гидроудар двигателя автомобиля

Гидравлическим ударом или гидроударом принято называть скачок давления в любой заполненной жидкостью замкнутой системе. Когда мы говорим о нем применительно к воде, которая как известно из школьного курса физики считается несжимаемой или почти несжимаемой, это явление может сопровождаться еще и разрушением компонентов системы, а также привести к ее разгерметизации.

Потоп
Источник: Агентство городских новостей «Москва»

В двигателе автомобиля гидроудар происходит в цилиндрах и камерах сгорания. Конструктивно они изолированы от влаги. Но когда большое количество воды вдруг попадает в работающий мотор, случается скачок давления и резкая остановка силового агрегата с характерным ударом, при котором детали испытывают огромные нагрузки и могут выйти из строя. В простонародье о гидроударе говорят «двигатель хлебнул воды».

Как происходит гидроудар двигателя

Вода может попасть в работающий мотор не только при преодолении ручьев, рек и бродов, но даже при быстром проезде по глубоким лужам или подтопленным после обильных дождей участкам дорог. Она засасывается в камеру сгорания двигателя через низко расположенный воздухозаборник. В результате двигающиеся в цилиндрах поршни наталкиваются на преграду, препятствующую их нормальной работе.

При попытке цилиндров сжать несжимаемую воду происходит резкая остановка двигателя, при которой его детали могут деформироваться или разрушиться. При гидроударе автомобиль сильно тряхнет, после чего мотор заглохнет. Для машин с дизельным мотором это явление бывает еще более губительным, поскольку степень сжатия и компрессия в таких силовых агрегатах выше, чем в бензиновых. Поэтому более высокое давление и нагрузки быстрее и сильнее разрушают мотор.

Потоп
Источник: Агентство городских новостей «Москва»

Последствия гидроудара мотора

Итог от встречи автомобиля с водной преградой на дороге может быть как плачевным, так и незначительным, если повезет. Это зависит от ряда факторов. Например, от количества воды, попавшей в мотор. Чем выше скорость — тем больше влаги окажется в цилиндрах. А еще чем выше обороты двигателя, тем большую нагрузку он испытает при гидроударе.

Чаще всего при гидроударе деформируются или разрушаются:

  • вкладыши коленвала,
  • коленвал,
  • поршневые кольца,
  • кривошипно-шатунные механизмы,
  • распределительные валы,
  • цепь или ремень ГРМ,
  • головка блока цилиндров.

Однако если заехавший в лужу автомобиль просто заглох и никакого удара водитель и пассажиры не ощутили, возможно все обойдется. Иногда от воды страдает электроника, не позволяющая завести мотор. Например, датчик положения коленвала. Когда он высохнет машина может снова поехать. Чтобы выяснить, был ли гидроудар, проверьте состояние воздушного фильтра. Если он влажный, а в корпусе не стоит вода, то возможно не все так страшно.

Потоп на шоссе Энтузиастов из-за большого скопления дождевой воды
Источник: Агентство городских новостей «Москва»

Что делать при гидроударе

Если при проезде через брод или глубокую лужу автомобиль вдруг резко заглох и остановился, не заводите двигатель снова. Так вы только навредите ему. Выключите зажигание и в соответствии с ПДД обозначьте для других участников движения возможную поломку вашего авто. После этого откройте капот для осмотра силового агрегата и выяснения — был ли гидроудар. Первым делом оцените состояние воздушного фильтра. Если влажный — удалите его.

Осмотрите двигатель на предмет повреждений и свежих потеков жидкостей. Если ничего не обнаружилось — выкрутите все свечи зажигания, чтобы убедиться в отсутствии на них капель воды. Не найдя ничего критичного, «крутаните» двигатель со снятыми свечами стартером. Если не будет посторонних стуков и скрежетов, ставьте свечи зажигания на место и потихоньку своим ходом катитесь в сервис. В противном случае — туда же, но уже на эвакуаторе.

Потоп
Источник: Агентство городских новостей «Москва»

Как избежать гидроудара двигателя

Чтобы не пришлось ремонтировать или вовсе менять двигатель после гидроудара, следуйте нескольким рекомендациям, главная из которых — не попадать в эту неприятную ситуацию. Для чего стоит избегать поездок через броды или дороги с опасными подтоплениями на машине с низко расположенным воздухозаборником. Лучше отправиться в объезд, чем узнать стоимость ремонта мотора, «хлебнувшего воды».

Если других вариантов нет, двигайтесь через глубокие лужи медленно, помня о месте расположении и высоте воздухозаборника над дорогой. Притормаживайте заранее, еще до контакта с водой. А набирайте скорость уже при выезде из лужи. Обратите внимание как и где проезжают другие водители — по краям или в центре. Следуйте по траектории с наименьшей глубиной.

В случае, когда глубина лужи не критична, двигайтесь по ней вместе с остальными автомобилями. Но делайте это плавно и равномерно, чтобы не обогнать пущенный перед бампером водяной вал, который может захлестнуть капот и залить мотор. С этой же целью держите дистанцию от машин впереди и остерегайтесь волн от встречных авто. Если разъехаться с ними не получится, возможно стоит преодолеть брод по очереди.

Иван Титов