Экспедиция «Брест – Певек». Строго на север

Как только наша экспедиция «Брест – Певек 2011» повернула на север в сторону Тынды и Якутска, то хороший асфальт сразу же закончился

Экспедиция «Брест – Певек» продолжается. Напомним, группа журналистов решила пересечь территорию бывшего СССР от границы с Европой до Дальнего Востока. Три экипажа на серийных Mazda BT-50 отправились из Бреста, Белоруссия, на самый восток России – город Певек, Чукотский край. Общая протяженность маршрута составит 14 000 км, проехать которые предстоит на обычных пикапах Mazda BT-50, обутых в обычную резину, не оснащенных никаким специальным оборудованием.

День 13

Сковородино – Нерюнгри

Как только наша экспедиция «Брест – Певек 2011» повернула на север в сторону Тынды и Якутска, то хороший асфальт сразу же закончился. Гравий, грунт, остатки асфальта, щедро приправленные таежным горным пейзажем. Последние просто поражают.

Раньше я видел эти красоты лишь на экране компьютера... И тут оказалось, что это все существует! Исколесив европейскую часть России вдоль и поперек, уже почти смирился с тем, что за снегом зимой надо ездить туда, где есть искусственные оснежители, а по горным серпантинам кататься живописнее всего в каких-нибудь Альпах. А тут на тебе – дыши полной грудью и удивляйся. И хорошо, что до МКАДа далеко, а то еще пробок и черных седанов с синими ведерками здесь только и не хватало.

День14

Нерюнгри – Якутск

После праздничной ночевки в Нерюнгри, который меня удивил свой «цивильностью» в свете вечерних фонарей и космическим ценником на сувениры в холле гостиницы, наш вояж в сторону Якутска по М56 продолжился. Немного старого асфальта – и вновь под колесами наших Mazda BT-50 зашелестел замерзший гравий, местами превращающийся в растаявшую кашу: весна в этом году явно торопится.

Экспедиция «Брест – Певек 2011» вступила в заключительную стадию, ради которой, собственно, все и затевалось. Покрышки уже давно спущены до давления в 1,8 атм, чтобы было не так зубодробительно скакать по замерзшим колдобинам трассы «Лена», а сами мы уже давно приросли к своим автомобилям, до автоматизма доведя порядок движения в небольшой колонне. iPod, подключенный к штатной и оттого не особенно качественной аудиосистеме, заменил радио и телевизор, а ассортимент шоколада, воды, чипсов и йогуртов на заправочных станциях изучен в полном объеме: обычно именно из этих компонентов мы составляем свое меню на обед. Впрочем, заправки в последние дни стали более брутальными, и для пополнения запаса провианта приходится останавливаться в небольших сельмагах. Для кого-то удивительно, а для нас, в принципе, вполне ожидаемо, что качество дизельного топлива в этих краях вполне приличное: от этого здесь зачастую зависит не только здоровье автомобиля, но и человеческая жизнь. Так что наши Mazda BT-50 не жалуются – несколько дней назад у берегов Байкала ситуация с топливом была гораздо грустнее, и моторы то и дело начинали «позванивать» после очередной заправки. Впрочем, как я уже говорил, погода в этом плане пока на нашей стороне, и под ярким весенним дальневосточным солнцем можно уже ненадолго выходить на улицу в одной футболке.

Хотя солнце и тепло – не такие уж хорошие друзья для экспедиции «Брест – Певек», ведь необходимые нам зимники могут подтаять и закрыться. Мнение местных жителей, водителей дальнобойной и спецтехники на этот счет разнятся: кто-то говорит, что вот-вот все окончательно растает, а кто-то утверждает, что именно сейчас в районе Чукотки самое «рабочее» движение.

Похоже, что скоро добраться до Якутска будет еще проще и быстрее – на М16 начинаются дорожные работы, которые запланировано закончить через три-четыре года. Строители говорят, что здесь будет «как новая дорога на Хабаровск», и ждут главного приемщика дорог на торжественную церемонию открытия, искренне надеясь, что к тому времени у него будет уже другое транспортное средство. Сейчас же дорога здесь оставляет желать лучшего. По пути нам попались и фуры, которые сидели в сугробе уже вторые сутки, и грузовик, который развернуло на льду прямо поперек дороги. Сообщение было нарушено на некоторое время, пока не приехал КрАЗ с полным приводом и не выдернул бедолагу из засады.

Текст и фото: Дмитрий Макаров