Ледяные кольца

Как стать «властелином колец» на ледовой трассе? Ищем ответ на занятиях фирменной школы вождения Audi
Вадим Гагарин
Редактор Авто Mail

Сначала перелёт из Москвы в Санкт-Петербург. Потом – несколько часов в автобусе до посёлка Косалма, что под Петрозаводском. И вот я стою на льду замёрзшего водоёма Кончезеро и не знаю, куда деться от жуткого ветра, хозяйничающего тут в минус 15 по Цельсию. Неудачное стечение обстоятельств? Наоборот мне повезло! Поехал я сюда не просто так, а ради программы «Четыре дня с quattro» так называется, пожалуй, самый интересный курс фирменной школы вождения Audi.

Мало того, повезло мне вдвойне! Двое сотрудников редакции уже проходили этот курс. Но если в 2008-м Виталий Кабышев довольствовался дизельным седаном Audi A6 с «автоматом», то для нас выкатили менее громоздкие Audi A4 с 211-сильным двухлитровым турбомотором и скорострельным «роботом» S tronic. И на них стояли не «гражданские» шины, а раллийные покрышки BF Goodrich D10, в каждой из которых красовалось по 400 3-миллиметровых «гвоздей». Денис Смольянов уже ездил на таких два года назад, но на хэтчбеке Audi A3 с муфтой Haldex.

А у нас всё по-честному – старый добрый дифференциал Torsen, который после модернизации стал распределять крутящий момент в соотношении 40/60 в пользу задней оси. Такие же шины, кстати, используются спортсменами в Ралли Монте-Карло – гонке с весьма непредсказуемой погодой. И с ней не понаслышке знаком Евгений Васин, занявший в «Монте» второе место в двухлитровом зачёте в 1996 году, – лицо школы quattro, один из самых титулованных российских раллистов и обладатель Кубка Европы.


Несмотря на то что программа называется «Четыре дня с quattro», времени на «расслабон» нет вообще. График очень плотный, и процесс обучения начинается едва ли не с момента выгрузки из автобуса. Сначала – теоретическая часть и краткий ликбез по базовым вещам. Посадка за рулём, терминология и так далее, ничего нового. И все же первое утро оказалось весьма волнительным. Дело в том, что до этого я выезжал на лёд ради активной езды лишь пару раз – несколько лет назад на коротеньком базовом курсе одной из столичных школ да в конце 2009-го на журналистском
. И то на средненьких нешипованных шинах. А тут – сразу в боевые условия. Поэтому я не стал долго выбирать напарника (группа включала в себя 22 человека) и плюхнулся в Audi под номером «11» к Максу Ахтямову – челябинскому пареньку, для которого зимнее утро начинается не с чашки кофе, а с прописки стенограммы на местных соревнованиях по автоспринту. Будет у кого позаимствовать опыт.


Первое упражнение – святая святых любой школы вождения, азы, без которых не обходится ни одна тренировка. Конечно же, это слалом. Начинаем аккуратно, «прощупывая» поведение Audi на незнакомых шинах. Упираем не на скорость, а на качество прохождения. Рация молчит – значит, обходимся без «косяков». Дальше задача усложняется – «змейка» с переменным шагом. Сначала всё как прежде, что вселяет ложную уверенность. Ты пытаешься ехать быстрее, а вот в конце интервал между конусами сокращается! Радио уже не дремлет, щедро раздавая «подзатыльники» вкусившим скорость и не вписывающимся в «хвост» коллегам. И дальше – по накатанной. Причём в прямом смысле! Свежевыпавший снег моментально растаскивается одиннадцатью машинами, обнажая проплешины льда.



Вот тут-то и началось. Новая «разметка» – скоростная «змейка», где за счёт инерции A4 гораздо охотнее закидывала корму. И первая же попытка зайти пошире и зацепиться за снежок закончилась... вылетом с траектории метра на два! Что такое? Ещё пара заездов, и понимаем – специфические шины цепляются за лёд гораздо лучше, чем за снег. Так и записываем – снег не используем, «держака» там нет.


Одно из самых интересных упражнений первого дня – это широко разнесённая «змейка» или, как мы её прозвали, «расчёска». Сложность в необходимости постоянного движения в скольжении. Вот тут рация голосом Васина проснулась окончательно! «Четвёртый, не умираем, газ-газ-газ-газ, куда мы крутим рулём?! Восьмой, не надо целиться в конус, представьте, что это дерево! Одиннадцатый, зачем гасим занос?!» Ну дела! Происходит постоянная ломка. Как нас всегда учили? Занос тут же парируем обратным движением руля. А здесь нужно использовать инерцию машины! И контролировать её в основном газом, а не яростным наматыванием на «баранку». Причём делать всё нужно сильно заранее.

Сложно. Жарко. И непонятно. Мы отсекали время секундомером и удивлялись, зачем нас принуждают использовать занос даже в обычной «переставке», ведь так медленнее! Да и сложно перестроиться с переднеприводных привычек, где газ – это однозначное распрямление траектории. А в полном приводе газ, как выяснилось, – важнейший инструмент! Понимание пришло позже, а пока мы экспериментировали на других упражнениях. Например, на эллипсе, где два прямика соединены длинными дугами. Тут главное – «зацепить» переднюю ось, а затем двигаться с небольшим углом заноса максимально близко к внутреннему брустверу. Да, мы ехали уже между сугробов – конусы остались на площадке. И лично мне так было гораздо проще. Всё-таки реальные обочины, а не какие-то абстрактные оранжево-белые пластиковые «ёлочки».


Ну а на «закуску» – гантель! Именно это упражнение нам понравилось больше всего из программы первого дня. По сути – тот же эллипс, но вместо прямиков построены два кривых «пит-лейна». Прошёл в заносе дугу, должен попасть на параллельную дорожку и, проскочив поворот, вынырнуть снова перед дугой. Вот здесь очень хорошо чувствовались изменения баланса машины и работа полного привода. Загрузил «морду», добавил газу, пошла «корма», а дальше – игра углом поворота руля и степенью нажатия правой педали. Руль внутрь, угол заноса больше. Наружу – наоборот. В идеале нужно выставить машину сразу, одним движением, а дальше вернуть руль в «ноль» и вести A4 в «дрифте» только газом, выходя на прямую с прямыми колёсами. Но получалось не слишком стабильно, максимум через раз.



Конец каждого учебного дня выглядел примерно одинаково. Быстрый ужин, а дальше падаешь без сил и спишь как убитый. Нет Интернета в гостинице? Да и не нужен, пользоваться им не успеваешь! Второй день начался уже с нескрываемым интересом – что же ещё придумали «кватровцы»? Никаких конусов – теперь работа на закрепление полученных днём ранее навыков. Главное отличие – нас разбивают на группы по 2 машины и отправляют на разные площадки. Почти индивидуальный подход!

Утром нам досталась Audi под номером «9» с бонусом в виде неработающей ABS (из-за частых вылетов в глубокие сугробы повреждаются датчики). Вот и славно, попробуем. Оказалось то ещё удовольствие! У всех автомобилей, изначально оснащённых ABS, педаль тормоза гораздо мягче, чем у тех, которые лишены антиблокировочной системы. Поэтому дозировать усилие с неисправной ABS сложнее. В результате появляется дополнительный фактор, требующий пристального внимания, так как момент блокировки передних колёс почти не чувствуется. А с заблокированными колёсами Audi скользит, как на лыжах. Прямиком в сугроб независимо от положения руля. Да, привыкаешь достаточно быстро, за несколько интенсивных торможений. Но пример очень нагляден – с ABS машина всегда остаётся управляемой. Для абсолютного большинства водителей на дорогах общего пользования – неоспоримый плюс.

Следующим испытанием был круг. Простой круг, который нужно ехать в непрерывном заносе. А покрытие уже неровное, измученное колеями от длинных шипов. И тут выяснился ещё один нюанс – у нашей «новой» машины хуже цеплялась передняя ось (видимо, сказался износ шин). Ох и намучились мы! Добавляешь газ, а вместо ожидаемого заноса A4 уезжает наружу. Отчаявшись с акселератором, решили использовать тормоз. Хитрость сработала! Слегка дотормаживая в повороте, мы импульсами «запихивали» строптивый седан внутрь.

А потом снова «расчёска», но уже без конусов, а между реальных сугробов. Здесь нам пришлось обратиться за помощью к Евгению Васину. Он понял, что мы ищем пути, как ехать быстрее, сел за руль и прокатил нас несколько кругов. Получалось у него удивительно легко, а ехал он так, как мы и предполагали – без дикой работы рулём от упора до упора, скупо, аккуратно и быстро. Так для чего ж тогда все эти непрерывные заносы? «Мы это требуем только для того, чтобы ученик знал о причинах их возникновения, о поведении машины в скольжении, как она поведёт себя за гранью, и мог это исправить. Или и вовсе не допустить», - ответил Евгений. Вот в чём корень! Не попробовав, не узнаешь. А где ещё это делать, как не на безопасном полигоне под присмотром опытного инструктора?

И под занавес – настоящий кайф. Скоростные ходовые длинные трассы. Тут нужно использовать весь накопленный за полтора дня багаж знаний. Подкатываемся к старту, включаем телеметрию Racelogic. Поехали! Ухх, фантастическое сочетание ходовых виражей, затяжных дуг с переменным радиусом и неожиданных «затычных» поворотов. Плюс знакопеременные быстрые связки типа «правый-левый». Скорости растут, начинается адреналин. Ход дикий – скорость переваливает за сотню. В итоге Макс показывает 1:39.8, и мы меняемся. Первые круги медленно. Надо ускоряться. В связках появляется раскачка – «корма» начинает гулять при сбросе газа! Думаю, как прижать машину. Торможение правой ногой не подходит, слишком много времени уходит на перенос ноги, и задняя ось снова отправляется в небольшой занос. Что ж, попробуем не допустить этого мягким и коротким нажатием на тормоз левой ногой. Помогло! Появилась стабильность в связках, нет потери скорости, и даже при помарках в других поворотах свой результат я улучшил на две секунды – 1:40.0!

Финальный день был посвящён соревнованиям, хотя мы уже устраивали их внутри нашего экипажа и до этого. Сначала – квалификация, один круг на время. Тут я поосторожничал и оказался даже не вторым, а третьим. Ну а дальше для восьмёрки финалистов начинались парные заезды – прям как раллийный «супердоп»! На первом старте я оконфузился – забыл перевести коробку из P! Пока двигатель сбросил обороты, пока снова нажал на тормоз, пока перешёл в D, соперник уже проехал первый поворот. К счастью, догнать и обогнать я успел! Но в главном заезде «дожать» Макса на узкой и очень медленной трассе уже не смог, заняв второе место. Бронза же досталась Алексею Мочалову.


Впрочем, я совсем не расстроился. Наоборот! «Четыре дня с quattro» оказались не только крайне захватывающими, но и весьма полезными! Постоянные скольжения учат их не бояться, и за эти дни полностью компенсируется отсутствие полноприводного или ледового опыта! Ускорились под конец курса абсолютно все ученики. Значит, эти знания актуальны для любого водителя. Я же выполнил и ещё одну важную задачу – полученные навыки и привычка к «держаку» на длинном шипе мне очень помогли в ледовой гонке MX-5 Ice Race 2011 в Швеции.

К тому же это просто удовольствие. И не только из-за приятной усталости после крайне плотной ездовой программы. Прекрасная природа, баня, сауна, активный отдых между заездами и ужином плюс обязательный поход в аутентичный карельский ресторан в финальный вечер. Неудивительно, что некоторые клиенты школы, прошедшие обучение, снова возвращаются сюда! Тем более, ценник на «Четыре дня с quattro» стал гораздо гуманнее. Если два года назад за курс просили 2700 евро (по тогдашнему курсу – 123 тысячи рублей!), то сейчас – всего 67 000 рублей, то есть почти вдвое меньше (правда, цена не включает трансфер до Петрозаводска). Много ли за бесценный опыт и памятные несколько дней на природе в отличной компании?

Вадим Гагарин
Фото компании Audi