Сначала – перелёт из Москвы в Санкт-Петербург. Потом – несколько часов в автобусе до посёлка Косалма, что под Петрозаводском. И вот я стою на льду замёрзшего водоёма Кончезеро и не знаю, куда деться от жуткого ветра, хозяйничающего тут в минус 15 по Цельсию. Неудачное стечение обстоятельств? Наоборот – мне повезло! Поехал я сюда не просто так, а ради программы «Четыре дня с quattro» – так называется, пожалуй, самый интересный курс фирменной школы вождения Audi.
Мало того, повезло мне вдвойне! Двое сотрудников редакции уже проходили этот курс. Но если в 2008-м Виталий Кабышев довольствовался дизельным седаном Audi A6 с «автоматом», то для нас выкатили менее громоздкие Audi A4 с 211-сильным двухлитровым турбомотором и скорострельным «роботом» S tronic. И на них стояли не «гражданские» шины, а раллийные покрышки BF Goodrich D10, в каждой из которых красовалось по 400 3-миллиметровых «гвоздей». Денис Смольянов уже ездил на таких два года назад, но на хэтчбеке Audi A3 с муфтой Haldex.
А у нас всё по-честному – старый добрый дифференциал Torsen, который после модернизации стал распределять крутящий момент в соотношении 40/60 в пользу задней оси. Такие же шины, кстати, используются спортсменами в Ралли Монте-Карло – гонке с весьма непредсказуемой погодой. И с ней не понаслышке знаком Евгений Васин, занявший в «Монте» второе место в двухлитровом зачёте в 1996 году, – лицо школы quattro, один из самых титулованных российских раллистов и обладатель Кубка Европы.
Одно из самых интересных упражнений первого дня – это широко разнесённая «змейка» или, как мы её прозвали, «расчёска». Сложность в необходимости постоянного движения в скольжении. Вот тут рация голосом Васина проснулась окончательно! «Четвёртый, не умираем, газ-газ-газ-газ, куда мы крутим рулём?! Восьмой, не надо целиться в конус, представьте, что это дерево! Одиннадцатый, зачем гасим занос?!» Ну дела! Происходит постоянная ломка. Как нас всегда учили? Занос тут же парируем обратным движением руля. А здесь нужно использовать инерцию машины! И контролировать её в основном газом, а не яростным наматыванием на «баранку». Причём делать всё нужно сильно заранее.
Сложно. Жарко. И непонятно. Мы отсекали время секундомером и удивлялись, зачем нас принуждают использовать занос даже в обычной «переставке», ведь так медленнее! Да и сложно перестроиться с переднеприводных привычек, где газ – это однозначное распрямление траектории. А в полном приводе газ, как выяснилось, – важнейший инструмент! Понимание пришло позже, а пока мы экспериментировали на других упражнениях. Например, на эллипсе, где два прямика соединены длинными дугами. Тут главное – «зацепить» переднюю ось, а затем двигаться с небольшим углом заноса максимально близко к внутреннему брустверу. Да, мы ехали уже между сугробов – конусы остались на площадке. И лично мне так было гораздо проще. Всё-таки реальные обочины, а не какие-то абстрактные оранжево-белые пластиковые «ёлочки».
Следующим испытанием был круг. Простой круг, который нужно ехать в непрерывном заносе. А покрытие уже неровное, измученное колеями от длинных шипов. И тут выяснился ещё один нюанс – у нашей «новой» машины хуже цеплялась передняя ось (видимо, сказался износ шин). Ох и намучились мы! Добавляешь газ, а вместо ожидаемого заноса A4 уезжает наружу. Отчаявшись с акселератором, решили использовать тормоз. Хитрость сработала! Слегка дотормаживая в повороте, мы импульсами «запихивали» строптивый седан внутрь.
А потом снова «расчёска», но уже без конусов, а между реальных сугробов. Здесь нам пришлось обратиться за помощью к Евгению Васину. Он понял, что мы ищем пути, как ехать быстрее, сел за руль и прокатил нас несколько кругов. Получалось у него удивительно легко, а ехал он так, как мы и предполагали – без дикой работы рулём от упора до упора, скупо, аккуратно и быстро. Так для чего ж тогда все эти непрерывные заносы? «Мы это требуем только для того, чтобы ученик знал о причинах их возникновения, о поведении машины в скольжении, как она поведёт себя за гранью, и мог это исправить. Или и вовсе не допустить», - ответил Евгений. Вот в чём корень! Не попробовав, не узнаешь. А где ещё это делать, как не на безопасном полигоне под присмотром опытного инструктора?
И под занавес – настоящий кайф. Скоростные ходовые длинные трассы. Тут нужно использовать весь накопленный за полтора дня багаж знаний. Подкатываемся к старту, включаем телеметрию Racelogic. Поехали! Ухх, фантастическое сочетание ходовых виражей, затяжных дуг с переменным радиусом и неожиданных «затычных» поворотов. Плюс знакопеременные быстрые связки типа «правый-левый». Скорости растут, начинается адреналин. Ход дикий – скорость переваливает за сотню. В итоге Макс показывает 1:39.8, и мы меняемся. Первые круги медленно. Надо ускоряться. В связках появляется раскачка – «корма» начинает гулять при сбросе газа! Думаю, как прижать машину. Торможение правой ногой не подходит, слишком много времени уходит на перенос ноги, и задняя ось снова отправляется в небольшой занос. Что ж, попробуем не допустить этого мягким и коротким нажатием на тормоз левой ногой. Помогло! Появилась стабильность в связках, нет потери скорости, и даже при помарках в других поворотах свой результат я улучшил на две секунды – 1:40.0!
Финальный день был посвящён соревнованиям, хотя мы уже устраивали их внутри нашего экипажа и до этого. Сначала – квалификация, один круг на время. Тут я поосторожничал и оказался даже не вторым, а третьим. Ну а дальше для восьмёрки финалистов начинались парные заезды – прям как раллийный «супердоп»! На первом старте я оконфузился – забыл перевести коробку из P! Пока двигатель сбросил обороты, пока снова нажал на тормоз, пока перешёл в D, соперник уже проехал первый поворот. К счастью, догнать и обогнать я успел! Но в главном заезде «дожать» Макса на узкой и очень медленной трассе уже не смог, заняв второе место. Бронза же досталась Алексею Мочалову.
Впрочем, я совсем не расстроился. Наоборот! «Четыре дня с quattro» оказались не только крайне захватывающими, но и весьма полезными! Постоянные скольжения учат их не бояться, и за эти дни полностью компенсируется отсутствие полноприводного или ледового опыта! Ускорились под конец курса абсолютно все ученики. Значит, эти знания актуальны для любого водителя. Я же выполнил и ещё одну важную задачу – полученные навыки и привычка к «держаку» на длинном шипе мне очень помогли в ледовой гонке MX-5 Ice Race 2011 в Швеции.
К тому же это просто удовольствие. И не только из-за приятной усталости после крайне плотной ездовой программы. Прекрасная природа, баня, сауна, активный отдых между заездами и ужином плюс обязательный поход в аутентичный карельский ресторан в финальный вечер. Неудивительно, что некоторые клиенты школы, прошедшие обучение, снова возвращаются сюда! Тем более, ценник на «Четыре дня с quattro» стал гораздо гуманнее. Если два года назад за курс просили 2700 евро (по тогдашнему курсу – 123 тысячи рублей!), то сейчас – всего 67 000 рублей, то есть почти вдвое меньше (правда, цена не включает трансфер до Петрозаводска). Много ли за бесценный опыт и памятные несколько дней на природе в отличной компании?
Вадим Гагарин
Фото компании Audi