Экспедиция «Брест – Певек» продолжается. Напомним, группа журналистов решила пересечь территорию бывшего СССР от границы с Европой до Дальнего Востока. Три экипажа на серийных Mazda BT-50 отправились из Бреста, Белоруссия, на самый восток России – город Певек, Чукотский край. Общая протяженность маршрута составит 14 000 км, проехать которые предстоит на обычных пикапах Mazda BT-50, обутых в обычную резину, не оснащенных никаким специальным оборудованием.
День 4
Киров – Екатеринбург
На короткой вечерней планерке в гостинице Кирова постановили: встаем в 9. 00 и едем до Екатеринбурга. А то проезжать в день пижонские 500 км там, где и тысячу разменять не проблема, как-то совсем неправильно. Пора ускоряться.
Почти 900 км по дорогам вместе с фурами, милицией и редкими остановками у придорожных заведений – отличный момент для того, чтобы подумать о каких-то более глобальных, нежели предстоящие в стране выборы, вещах.
«Эх, широка Россия-матушка!» – непременно воскликнул бы какой-нибудь классик, окажись он сейчас на моем пассажирском месте в экспедиционной машине Mazda BT-50, уверенным ходом продвигающейся на Восток. Где-то в заключительной трети нашей экспедиции «Брест – Певек» дороги обещают закончиться. Многочисленные удивленные фразы: «Так там дорог нет совсем!», неоднократно произнесенные моими друзьями, которым я рассказывал о предстоящем путешествии, не являются плодом невежества. Даже всевидящее око Гугла умиляется от попытки проложить маршрут в тех местах. И тем не менее, мы едем не в какой-то заповедник или рекреационную зону: на нашем севере течет обычная жизнь. Ну, может, не совсем обычная: отсутствие привычных средств коммуникации и нормальных (хотя бы по российским меркам) дорог отдаляют этот регион на какую-то сложно осознаваемую дистанцию, измеряемую временами года, условиями навигации и летной погодой. Возможно такое в каком-то другом месте? Я не знаю, ибо еще не успел побывать везде. Зато мне известно, что если мы доберемся-таки до финальной точки маршрута в Певеке, то наши Mazda BT-50, смогут вернуться назад только осенью и уже морским путем. И то, если повезет.
День 5
Екатеринбург – Ишим
На ставшей уже традиционной вечерней сходке решили следующим днем добраться до Омска. Менее 1000 км пути – вполне себе вменяемое расстояние для опытных водителей, к коим мы себя скромно причисляем. Однако нашим планам осуществиться полностью было не суждено.
Бывает так: начинается все с какой-нибудь мелочи – и понеслось, весь день насмарку. Сперва позавтракать по-человечески не удалось – сырники в придорожной гостинице, удивившей нас низким ценником за ночлег и отличной звукопроводимостью номеров, оказались невкусными и вчерашними. Потом, доверившись навигатору, мы отправились в сторону Омска по маршруту, пролегавшему через территорию дружественного, но все же иностранного государства Казахстан. Хорошо, что обнаружили этот косяк всего через 50 км, когда развернуться было еще не поздно.
Обед в Тюмени не предвещал ничего криминального, однако дух «дня неудачника» явно считал иначе, подставляя подножку оператору Валерию Петровичу, когда тот с большой камерой выбирался из сугроба. Итог – грязная одежда и сломанная камера. А тут еще и персонал сетевого пункта питания оказался совсем нерасторопным: на обед было потрачено почти два часа светлого времени суток и какое-то совсем не по-экспедиционному большое количество денег. Но деньги – бумага, а время уже не купить, и мы нехотя перебиваем конечный пункт маршрута с Омска на Ишим, который на 300 км ближе.
День 6
Ишим – Новосибирск
Не добравшись накануне до Омска, с утра решили поставить планку повыше и приехать в Новосибирск уже этой ночью. Расстояние - чуть более 1000 км, однако смена часовых поясов (Екатеринбург и Ишим – плюс два часа к московскому времяисчислению) плохо сочетается с продолжительным сном... В Новосибирске нас ждет еще «плюс час» времени и последующие 1300 км до Красноярска, где автомобили Mazda BT-50 должны пройти первую в своей автомобильной жизни смену масла. По заводскому регламенту данная операция на этих дизельных пикапах проводится каждые 10 000 км, но в нашем случае гораздо дальновиднее будет обслужиться чуть раньше, нежели делать это позже своими силами в условиях жестокого мороза.
Город Ишим, в котором мы провели ночь и утро, оказался самой что ни на есть «глубинкой» с крашеной масляной краской гостиницей «Ишим», удивившей нас «совковым» сервисом и вполне капиталистической ценой (3300 рублей за номер, где после 12 ночи отключают горячую воду), «евромойкой» для автомобилей и зоной строгого режима. Смешно – ишимские заключенные занимаются пошивом всякого рода спецодежды и аксессуаров, среди которых, помимо дождевиков, матрасов и варежек, есть кепки, подозрительно похожие на головные уборы инспекторов ДПС и погоны к милицейской форме. Продукция спецучреждения в свободной продаже на витрине небольшой лавки, пристроенной к охраняемому периметру.
Погода слегка наладилась, в том смысле, что стало чуть холоднее и гораздо чище. Плюс этим утром нас впервые провожал не снег, а солнце, залившее ишимские улицы. Да и сама дорога стала стабильно сносной без каких-то «убитых» участков. К вечеру стало еще прохладнее, и на дороге появилось большое количество льда. Так что пришлось включать полный привод и двигаться более аккуратно, рассчитывая на цепкость шипов покрышек Cordiant Polar.
День 7
Новосибирск – Красноярск
Кажется, и я уже стал теряться в календаре. Конечно, у нас есть план путешествия, но на деле он оказывается настолько размытым, что даже с утра нельзя понять, где мы окажемся вечером. Покинув Новосибирск, было решено максимально эффективно двигаться в сторону Красноярска. По пути вводная из Москвы: «Надо посетить Томск – там красиво». Делаем корректировки в навигационных системах, и наш путь увеличивается на 100 с небольшим километров. По большому счету ерунда, но по времени выходит «плюс» в несколько часов.
Сопоставлять города, нарисованные на карте, приклеенной на капот машин, и наш реальный маршрут – бесполезно. На данный момент совпадений совсем немного, но направление четко на восток: вечером мы движемся в сторону полной луны, а солнце провожает нас яркими оранжевыми лучами в зеркала заднего вида. После того как объедем Байкал и немного сменим состав участников экспедиции, двинемся на север.
Скоро экватор путешествия, и нашим следующим пунктом должен стать Тулун, в котором мы переночуем и доберемся до Иркутска. Сейчас – Красноярск, где мы меняем масло в двигателях и проводим легкое ТО: на одном из автомобилей стало «бить» колесо. День отдыха в отличном местном «SKY отель», прощание с «червонцем» на мосту через Енисей (именно красноярские пейзажи изображены на бумажной купюре достоинством в 10 рублей, которая сейчас уходит из оборота) и вечерний поход в местный кинотеатр, ознаменовавший собой окончание первой недели нашего путешествия и одновременно окончание самой «простой» части экспедиции Брест – Певек 2011.
День 8
Красноярск – Тайшет
После почти свободного дня в Красноярске, освежив новым маслом дизельные 2,5-литровые 146-сильные моторы наших Mazda BT-50, оснастив их зимним вариантом дворников, мы рассчитывали если и не добраться разом до Иркутска (около 1000 км), то хотя бы добежать до города Тулун, преодолев самый неприятный участок «добайкальской» части экспедиции.
По ходу движения утренний план пришлось поменять: после дня отдыха темп движения несколько упал, а населенный пункт под названием Тайшет мы не имели права проехать в сумерках, не отсняв необходимый видеоматериал. Поэтому ближе к вечеру, преодолев всего 400 км, мы запарковали машины на парковке у железнодорожного вокзала Тайшета, города, где берет свое начало знаменитый БАМ.
Все мы все ждали резкого ухудшения состояния дороги после Канска: чуть меньше года назад я принимал участие в автопробеге по этим местам и помню, как «самое веселое» начиналось почти сразу после выезда из этого военного городка. А сейчас – ровная дорога со столбиками, разметкой и полным отсутствием атрибутов недавно законченных дорожных работ. Никак, эхо волшебства Желтой Калины докатилось и до этого места? Однако на самом деле все не так уж и чудесно: вновь построенная дорога хоть и ровная, но ширина ее – две полосы, разделительного рельса нет, что никак не способствует безопасности и пропускной способности этой архиважной транспортной магистрали. Да и вообще, в 21-м веке строительство таких дорог уместно разве что в деревнях. И оправдания в стиле «ну хоть так» или «лучше, чем ничего» здесь совсем неуместны.
День 9
Тайшет – Иркутск
Именно в Тайшете «официально» берет свое начало Байкало-Амурская магистраль, на строительство которой в 1974 году Советский Союз бросил колоссальные средства и силы. Сегодня БАМ – не только действующая транспортная артерия (пусть и не достроенная до конца), но и самая настоящая легенда, говорить о которой можно бесконечно долго. Местные указали нам, где искать останки бараков, в которых жили приехавшие по комсомольской путевке. Оказалось, что некоторые жилища Героев Соцтруда не только сохранились, но и обитаемы! Не все смогли устроиться до развала Союза и теперь влачат нищенское существование все в тех же бараках на правах бездомных. Дровяная печь, с боями отвоеванное электричество, деревянная лачуга и обида на новую страну, где им не нашлось места. В то же самое время эти люди не протягивают руку для милостыни или за стаканом, продолжая жить, по возможности работать и изредка жаловаться заезжим туристам вроде нас...
Вскоре после Тайшета, когда мы вновь выбрались на федеральную трассу, асфальт наконец-то стал местами заканчиваться. Правда, радости особой нам это не принесло: дорога вполне проезжая, но очень грязная. К вечеру, когда мы уже подъезжали к Иркутску и асфальт вновь приобрел среднерусскую кондицию, на наших Mazda BT-50 / Мазда BT-50 уже не было видно ни номеров, ни логотипов партнеров экспедиции «Брест – Певек 2011».
День 10
Иркутск - Улан-Удэ
В Иркутске я был относительно недавно, но сейчас и тогда, весной 2010 года, как говорится, – две большие разницы. Тогда этот город был финишной точкой маршрута, а сейчас здесь все фактически только начинается. Дорога средней степени разбитости выводит из города, и мы попадаем в одно из самых магических мест на Земле – побережье озера Байкал. Горы, разноцветные даже зимой леса, огромные массы кристально чистого льда и энергия, от которой искрится воздух.
Удивительным образом дорога после пересечения границы между Иркутской областью и Бурятией внезапно улучшается. Появляется вменяемая разметка, а ямы все чаще носят условный для наших Mazda BT-50 / Мазда BT-50 характер. Горы вокруг заставляют задуматься над вопросом, отчего у нас так плохо с зимними горнолыжными курортами? Здесь что ни горка, то потенциальная «зимняя сказка», плюс рядом Великий Байкал и невероятно самобытная Бурятия – чем не туристический клондайк?
В Улан-Удэ мы прибыли уже почти ночью. Тем не менее в столице Бурятии нас встречали: с шарфами и молоком, как полагается. Друзья Андрея Леонтьева из компании «Содружество ОМ» решили порадовать нас, устроив такой теплый прием. Даже праздничный ужин был организован. И не в каком-нибудь кафе, а дома у одной из активисток «содружества». Традиционные «позы» (не подумайте плохого, это традиционное бурятское блюдо, наиболее близкое по идее к пельменям или мантам), байкальский омуль, анекдоты советских времен и песни под гитару на бурятском языке – полное погружение!
День 11
Улан-Удэ – Чита
Из гостеприимного города Улан-Удэ мы уезжать особенно не спешили и задержались на день для съемок. Посмотреть тут есть чего, одна гигантская голова Ленина в центре города чего стоит. В ней местные жители и видят главную достопримечательность столицы Бурятии – Владимир Ильич смотрит на туристов практически с каждого «магнитика на холодильник». Впрочем, здесь же неподалеку расположен и Центр буддизма России – Иволгинский Дацан, в котором, помимо всего прочего, обитает знаменитый Лама Итигилов, настоящий феномен, увидеть которого (если очень захотеть) можно и в наши дни.
Также здесь живет немало «семейских» – староверов, кривая истории которых помотала по всей Евразии и в итоге привела в эти места во времена Екатерины. Они до сих пор хранят традиции, придерживаются старых канонов Православной церкви и стараются держаться вместе. Мы посетили деревню Десятниково, где местные жители рассказали нам о своей жизни и даже показали семейные реликвии: первопечатные книги на старорусском, чудом сохранившиеся до наших дней, и родовой янтарь. Дело в том, что в Сибири с янтарем, мягко говоря, не очень, а у семейств, следящих за своими корнями, целые россыпи. Эти драгоценности – наследство истории, пришедшее вместе с «семейскими» издалека – из Прибалтики и Польши, откуда предки этих людей отправились «поднимать» Байкал.
На повестке дня – Чита и визит в Петровск-Забайкальский, куда в свое время декабристы добирались пешком и на повозках. Здесь есть даже музей декабристов, однако настоящих вещей этих революционных людей совсем не много, да и те почти все спрятаны в небольших кладовых музея. Зато сотрудники с удовольствием устроят экскурс в историю и покажут, как добраться до кладбища, на котором можно найти те самые могилы. Если разговорить местных жителей, то они обязательно расскажут о том, что работы как таковой нет, все плохо и то, что китайцы захватили здесь «почти все». Местные жители занимаются парадоксальной вещью: разбирают на металлолом закрытый металлургический завод. Те, кому металл тяжеловат, рубят лес, который продают все тем же китайцам. Поверить словам несложно: в унылом, по большому счету, интерьере Петровск-Забайкальского мы нашли свежеоткрытый китайский ресторан, а в кавказской забегаловке, в которой мы решились пообедать, встретили трех китайцев, с видом знатоков и ценителей наворачивающих харчо с шашлыком.
Дорога, которая ближе к Чите из совсем разбитой превратилась во вполне сносную (и, что немаловажно, пустынную), успела нас слегка утомить: огромное количество «волн» на полотне, на мостах и не только. Увидеть вовремя эти трамплины удается не всегда. Так что раскачивало наши Mazda BT-50 весьма сильно, таковы уж особенности читинских дорог и рессорной подвески нашего рамного пикапа. Впрочем, уныния нет – лишь спина местами устала от периодических прыжков (разве что без отрыва всех четырех колес). В любом случае, дальше ждем только худшего и если окажемся неправы – то будем очень приятно удивлены.
День 12
Чита – Сковородино
Отъехав от Читы на 50-70 км, понимаем, что плохая дорога кончилась совсем. В том смысле, что под колесами наших брутальных вездеходов оказался практически идеального качества асфальт. Опять же, не по две полосы в одну сторону и без разделяющих потоки барьеров, но размеченная, с чередующимися зонами для обгонов, водостоками, столбиками и рельсами безопасности по обочинам. Да-да, именно здесь Lada Kalina канареечного цвета вошла в историю как «Желтая Калина».
Ну а если серьезно, то неожиданно хорошая, а главное, пустая дорога без полицейских засад (ни единой машины с красно-синими мигалками нам даже навстречу не попалось) подарила нам массу удовольствия, и мы, успев позаниматься видеосъемками, приехали в Сковородино еще засветло.
А по пути мы наткнулись на довольно странное место. Отсыпанный отворот от дороги, уходящий ввысь метров на 20, видимо, выполняет некую техническую задачу. На вершине – деревянный крест, а у подножья этой искусственной горки – груда камней и табличка, велящая поклониться Господу, отнеся камень к этому кресту. Очень просто и очень цепляет.
Текст и фото: Дмитрий Макаров