Audi RS 3 Sportback. На хорошей ноте

Выводим на чистую воду новейший Audi RS 3 Sportback – один из самых мощных «заряженных» хэтчбеков в мире и «прощальную» версию нынешнего поколения «трёшки»
Вадим Гагарин
Редактор Авто Mail

Весна на Лазурном берегу – что может быть прекраснее после московской слякоти и грязи? Особенно, когда тест-драйв новинки устраивают в окрестностях Монако. И вот мы неспешно катимся по знаменитой Английской набережной в Ницце, пробираясь вдоль побережья из аэропорта к фешенебельному княжеству. Солцне в конце марта уже припекает, над морем летают жирные чайки, приятный ветерок шелестит листьями пальм. Пожалуй, в случае с кабриолетом Rolls-Royce мы бы вполне удовлетворились подобным маршрутом, не забыв заскочить в Grand Casino. Но в этот раз нас интересовало совсем другое.

Нет, это не трасса Формулы-1, ради которой ещё совсем не спешат перекрывать городские улочки Монако, – Гран-При пройдёт тут только через два месяца. Всё дело в старейшем ралли в истории – Ралли Монте-Карло, которое в этом году отметило столетний юбилей. Одной из ярких страниц легендарной гонки стала памятная победа в далёком 1984-м, когда трио Audi Sport во главе с Вальтером Рёрлем буквально разгромило всех соперников. Причём тут Audi? Всё просто – в нашем распоряжении оказался новейший «заряженный» хэтчбек RS 3 Sportback!

Как тут не провести параллели? Рядный пятицилиндровый турбомотор, полный привод и сама скромность снаружи – всё, как и у знаменитой «родственницы». Кроме 19-дюймовых колёс и огромных воздухозаборников в переднем бампере, глазу и зацепиться не за что. Особенно в неброском цвете Suzuka Gray, который при определённом освещении очень похож на белый. Немудрено, что в Монако нашу машину скорее принимали за продукцию тюнингового ателье. И лишь немногие, почти пройдя мимо, оглядывались и внимательно всматривались в шильдик на задней двери.

Запрограммированные в «навигации» маршруты теста включали в себя не только прибрежную зону, но и автобаны и даже какие-то местные горные дорожки. Но, просмотрев варианты, мы расстроились – нужной нам дороги не было. Что ж, сами справимся, без подсказок, просто по электронной карте. Прочь от моря – едем в Альпы! А именно – на 32-километровый отрезок от городка Соспель до местечка Ла-Болен Везюби. Это самая известная секция Ралли Монте-Карло, проходящая через перевал Кол де Турини на высоте 1607 метров.

Место не просто знаменитое – дорожка по праву относится к числу самых интересных в мире. Перед глазами – петляющая серая лента щербатого асфальта, на которой едва умещаются две машины. Прямиков почти нет. Слепой левый, слепой правый, выход на крутую «шпильку», короткий разгон – и снова работа рулём. И так – километр за километром. Пейзажи – дух захватывает! От пропасти узкое полотно отделяет только скромный и уже изрядно «погрызанный» каменный отбойник.

А какой звук! Каждый раз, когда пришпориваешь 2,5-литровую «пятёрку», все 340 «лошадей» вырываются на свободу через сдвоенный патрубок и, отражаясь от отвесной скалы, падают в пропасть, заполняя собой всё ущелье. Но максимальная концентрация громоподобного грохота – в узких тоннелях. Лучше остановиться, открыть окна и, не забыв нажать кнопку S на центральной консоли (она открывает заслонку в «выхлопе» и обостряет реакции на действия акселератором), утопить правую педаль до упора. О боги! Как же здорово, что в Audi решили вспомнить о рядных пятицилиндровых моторах – их «гортанный» рокот не спутать ни с чем.

Каемся, мы окончательно потеряли голову. Минимум трафика, ограничение 90 (они с ума сошли!), фантастический звук и невероятная динамика толкали нас всё ближе к предельной черте. При этом – никакого адреналинового опьянения, просто на лице широченная улыбка от того, что машина с максимальной готовностью откликается на любые действия. «Держак», устойчивость RS 3 Sportback и её способность быстро менять направление в знакопеременных связках приводят в восторг. И это при массе 1650 кг и развесовке 60:40 в пользу передней оси.

Конечно, за это нужно благодарить не только настройку шасси, но и шины: RS 3 «обувают» в одни из лучших дорожных покрышек на настоящий момент – Continental ContiSportContact 5P (такие же, как у суперкара Mercedes SLS-AMG или «заряженного» хэтчбека Renault Megane RS). Причём инженеры пошли на хитрость. Чтобы уменьшить степень недостаточной поворачиваемости, присущей почти всем «RS-кам» от Audi, они поставили шины разной ширины! Спереди – 255-е (опция, в «базе» – 235/35 R19), сзади – 225-е. С той же целью в сравнении с TT RS была расширена передняя колея (+9 мм), а задняя стала уже на 18 мм. И это сработало – даже в «шпильках» RS 3 минимально скользила передком наружу.

В «затычных» местах были другие проблемы. Сколько можно ставить этот ужасный «спиленный» руль? Да, на презентации Audi «засветила» своего нового пилота DTM, португальца Фелипе Альбукерке – у них там похожие рули. Но мы-то не на кольце, а на раллийном «допе»! Рулевой механизм остался от модели S3, поэтому крутить «баранкой» приходится много, и при перехвате то и дело натыкаешься на угол.

Второй момент – система стабилизации. Будучи включённой, она частенько берёт бразды правления в свои руки, здорово мешая на выходе из «затычных» поворотов. Но стоит нажать кнопку, и она переходит в режим ESP Sport – тогда электроника перестаёт «душить» двигатель, вмешиваясь при необходимости только тормозами, причём отодвигается и порог срабатывания. Это меняет дело, а если захочется снять вообще любые рамки, то её можно полностью отключить.

Есть нюанс и в коробке передач. Семиступенчатый S tronic работает отлично, моментально переходя «вверх» на разгоне, и сочно рявкает перегазовками, быстро реагируя на действия подрулевыми «лепестками» при переключении «вниз». Исключение только одно – при подлёте к «шпильке» КПП долго не даёт включить первую ступень и явно бережёт «нечётное» сцепление. В принципе, к этому быстро привыкаешь и со временем понимаешь, когда «робот» готов к диалогу. Хотя в режиме Launch Control S tronic старается не жалея сил. Нажимаем кнопку ESP, переводим рычаг в S, и одновременно жмём на обе педали. Обороты коленвала «зависают» на 3200 и остаётся только отпустить тормоз. RS 3 пулей срывается с места и спустя 4,6 секунды красная стрелка спидометра пролетает «сотню». Очень просто и фантастически быстро!

Полный привод неприятных сюрпризов не преподнёс. Да, в RS 3 Sportback сейчас полетят яйца и помидоры – мол, «неправильная» трансмиссия, долой Haldex (на машинах Audi с поперечным расположением мотора используется муфта с электронным управлением). Скорее всего, на скользких покрытиях или при движении в заносе «жёсткие» дифференциалы будут работать лучше. Однако на сухом асфальте в сочетании с хорошими шинами у нас не было ни малейших нареканий к работе системы. Ни пробуксовки на выходе из «шпилек», ни какого-то неоднозначного поведения в быстрых связках – всё предельно понятно.

Наши приключения на «раллийном» серпантине в итоге не остались незамеченными. Да, правил мы не нарушали – никаких запрещённых обгонов или дикого превышения скорости (на этой дорожке держать в среднем 90 км/ч возможно только на «боевой» машине со штурманом и перекрытием трассы). И населённых пунктов там фактически нет. Однако местные жители, ползущие на своих «Пежо» и «Фиатах», как ни странно, отнюдь не в восторге от рёва моторов и визга шин.

В итоге во время одной из остановок к нам подкатили с «мигалками» сразу две машины с жандармами. Ну, думаем, всё – докатались. Но после расспросов о том, кто мы такие и что тут делаем, разговор быстро перешёл в «нужное» русло: «Какая мощность, сколько стоит?». Поцокав языками и посмеявшись, что, мол, на такой уже и девушек с Французской ривьеры катать не стыдно, стражи порядка пожелали нам удачи, попросив ехать спокойнее и не смущать местное население.

Понятно, почему организаторы не стали вносить эту дорогу в число маршрутов. Если уж наши две «RS-ки» попали под подозрение, то что было бы, окажись там весь предоставленный парк? И, чтобы не гневить жителей, после обеда мы отправились на предложенную дорогу. Никакого сравнения с Кол де Турини! Трасса шире, скорость больше. Там выяснился неприятный нюанс – после перевала на спуске начинали перегреваться тормоза, хотя на «затычном» серпантине такой проблемы у нас не было. Справедливости ради, ехали мы уже на другой RS 3 и возможно всё дело в конкретном экземпляре.


Вернувшись на автобан, мы снова влились в поток «обычных» машин. И поймали себя на мысли, что RS 3 Sportback ничем не напрягает. Внутри – очень тихо, шумоизоляция великолепная! Не слышно ни шин, ни ветра. Коробка передач быстренько перескакивает на седьмую ступень, позволяя экономить топливо. А недовольное басовитое бурчание выпускной системы на низких оборотах легко прервать, нажав кнопку S и вернув заслонку в закрытое состояние.


И в городской толчее всё прекрасно. Разве что здоровые колёса с 35-м профилем шин подробно передают все нюансы жёстких неровностей. Но при этом – никаких неудобств, связанных с мощным двигателем – тяги на низах достаточно, а S tronic снимает все вопросы в пробках. Комфортно! Хотя для наших дорог лучше поменять диски на 18-дюймовые.



Но всё же не покидает мысль – зачем Audi сделала самую неброскую «RS-ку»? Семейный человек с остатками бензина в крови предпочтёт более доступную S3, либо не слишком превосходящую RS 3 Sportback по цене, но более крупную S4. А обеспеченная молодёжь скорее выберет купе TT RS. Тем более, долгую и счастливую жизнь на конвейере нынешней «трёшки» уже в конце года прервёт новое поколение модели. Какой смысл выпускать машину такое короткое время? И вдруг я понял – гораздо приятнее уходить на хорошей ноте. Так же, как ушла та самая Audi Quattro A2, выиграв чемпионат мира 1984 года.

Вадим Гагарин
Фото автора и компании Audi

ТЕХНИКА


ИСТОРИЯ


Конечно, едва ли Audi RS 3 Sportback можно назвать полноправной наследницей знаменитых Quattro родом из 80-х. Но, раз тест-драйв новинки проходил при таком антураже, нельзя не упомянуть о её легендарных предках.

Вадим Гагарин

КОНКУРЕНТЫ (Дмитрий Гайдукевич)

Конечно, кто-то скажет, что с формальной точки зрения Audi RS 3 Sportback за 2 млн 350 тыс. руб. не имеет конкурентов на рынке. Но на самом деле это не так. Соперники, конечно же, есть. И самым главным является BMW 1 Series M Coupe. Кто-то сейчас скажет, что последняя модель является купе, а не «практичным пятидверным хэтчбеком». Но кто при покупке таких мощных машин думает о том, как на второй ряд кресел будет пробираться сосед по даче? Их приобретают для того, чтобы получать удовольствие от езды на запредельных скоростях. И больше ни для чего.


BMW 1 Series M Coupe оснащается 3-литровым мотором с двойным турбонаддувом, который выдает 340 л.с. и 450 Нм – ровно столько же, сколько и 2,5-литровый мотор Audi (правда, в режиме overboost BMW получает дополнительные 50 Нм крутящего момента). Цена 1 Series M Coupe составляет 2 млн. 226 тыс. руб., что на 124 тыс. меньше, чем у Audi RS 3 Sportback. Но не надо забывать о нескольких нюансах. Первый – баварский агрегат работает с механической коробкой передач, а Audi RS 3 Sportback – c семиступенчатым «роботом» S tronic. Второй – RS 3 Sportback оснащается системой полного привода, а BMW 1 Series M Coupe модель заднеприводная. Кроме того, комплектацию BMW, несмотря на наличие буквы «М» в названии, сложно назвать фантастически богатой: кондиционер, а не «климат» (как у Audi), да и за противотуманные фары или подогрев кресел тоже придется доплачивать (последняя опция, кстати, стоит больше 18 тыс.).


Хотя в гамме Audi есть модель, которая идеологически чуть ближе к 1 Series M Coupe, чем RS 3 Sportback. Это Audi TT RS: двухдверное купе c такой же «начинкой», как и у RS 3 Sportback – 340 л.с. под капотом и полный привод. Причём TT RS, в отличие от родственной пятидверки, можно купить и с «механикой». Цена стартует с 2 684 900 руб.


Еще одним соперником Audi RS 3 Sportback можно назвать Subaru WRX STI (в прошлом году эта модель избавилась имени Impreza в названии). WRX STI продается в кузовах седан и хэтчбек, а под ее капотом стоит четырёхцилиндровый турбомотор объемом 2,5 л (300 л.с.). Плюс, конечно, фирменная система полного привода Symmetrical AWD. Но WRX STI, несмотря на меньшую мощность и более простую отделку салона, тоже стоит более двух миллионов! Цена хэтчбека составляет 2 088 600 руб. (седан на 25,1 тыс. руб. дороже). Причем, за эти деньги предлагается модель с «автоматом» – «механика» идет как опция, и за нее надо доплачивать 37 тыс. руб. А WRX STI хэтчбек с «механикой», кожаными сиденьями Recaro и коваными дисками BBS обойдется в 2 269 600 руб. То есть такая Subaru стоит всего на 80,4 тыс. руб. дешевле более мощной Audi RS 3 Sportback!


Раз уж мы вспомнили про Subaru, то не пройдем мимо и Mitsubishi Lancer Evolution. Этот автомобиль продается в России с 295-сильным турбомотором объемом 2,0 л и именитой полноприводной трансмиссией S-AWC. Цена – от 1 699 000 руб. Как вы уже успели сосчитать, Lancer Evolution почти на 650 тыс. руб. дешевле Audi RS 3 Sportback. Но купить «Эволюцию» пока не получится – у дилеров нет машин! Все ждут прихода в мае новой партии 2011 модельного года (эти машины будут несколько отличаться от старых). И не исключено, что ценники к тому моменту «подкорректируют».