Техас, текила и «Газель-Бизнес»

Когда страна начинала праздновать Международный женский день, полтора десятка мужиков бросили семьи и отправились... Нет, не в Техас, а в старинный городок Кириллов. Нет, не за текилой для любимых женщин, а тестировать «Газели» и «Соболи»
Алексей Кованов

Когда страна начинала праздновать Международный женский день, полтора десятка мужиков бросили семьи и отправились... Нет, не в Техас, а в старинный городок Кириллов. Нет, не за текилой для любимых женщин, а тестировать «Газели» и «Соболи».

«Сквозь дорожную пыль, сквозь злую метель
Добирается к людям наша «Газель»...»
Из корпоративного гимна «Газели»

Мы тестировали грузовички газовского семейства «Бизнес» уже дважды и под конец каждой публикации неизменно приводили обещания инженеров. Сначала горьковчане пообещали дизельную модификацию (осенью действительно начались продажи «полуторок» и «однотоннок», оснащенных китайским дизелем Cummins), затем анонсировали появление кондиционера и центрального замка... Но владельцев «Газелей» и «Соболей» волнуют и другие проблемы: когда перестанут ржаветь дверные петли? когда кабины начнут штамповать из оцинкованного металла? когда повысят качество окраски?

Таких «когда» наберется немало, но газовцы говорят, что внимательно отслеживают пожелания клиентов и продолжают улучшать выпускаемый продукт. В этом году началась долгожданная оцинковка кузовов и кабин (в феврале появились отдельные оцинкованные детали, а затем машины будут оцинковывать до поясной линии), модернизирован процесс катафорезного грунтования (чтобы повысить коррозионную стойкость), ведется постоянная работа с поставщиками... Чтобы наглядно показать, насколько выросло качество «Газелей» и «Соболей», газовцы организовали автопробег «Когда дорога в радость», маршрут которого стартовал от ворот Горьковского автозавода, а закончился неподалёку от городка Кириллов Вологодской области.

По ухабам Иванова: ГАЗ-2705 «Газель» — 7-местный фургон, задний привод, дизельный двигатель Cummins

Для пробега заводчане выделили самые разнообразные машины: пять разных «Газелей» и четыре «Соболя». С чего начать? Зная ухабистые дороги Иванова, сперва выберем 7-местную «полуторку»: такая машина хорошо держит дорогу и вполне динамична — спасибо 120-сильному турбодизелю Cummins. Эта «Газель» понравилась качеством сборки: кузов идеально покрашен, зазоры ровненькие, интерьер качественно собран, а передняя панель установлена будто влитая — ни намека на скрипы! Единственный существенный недостаток машин — это непонятный алгоритм работы отопителя: с выключенной печкой задним пассажирам слишком холодно, но стоит включить вентилятор даже на первую скорость, как становится жарко.

С дизельным двигателем Cummins (120 л.с. и 297 Н•м) «Газель» — это не только хороший инструмент для зарабатывания денег, но и просто приятный в управлении автомобиль: эластичный, шустрый и притом экономичный. На поворот руля фургончик реагирует предсказуемо, а длинная база и двускатная ошиновка гарантируют отсутствие рысканий. Даже по разбитой и обледеневшей дороге едешь, абсолютно не напрягаясь. К тормозам тоже никаких претензий: при нажатии педали происходит вполне адекватное замедление.

По дорогам Костромы: ГАЗ-2705 «Газель» — 7-местный кемпер, полный привод, бензиновый двигатель УМЗ

«Это что такое? Никогда таких фургонов не видел!» — молодой лейтенантик из Костромы больше разглядывал необычную машину, чем проверял документы. Снаружи кемпер действительно выглядит эффектно, по внешнему виду ничуть не проигрывая автодомам зарубежного производства. Да и внутри машина, рассчитанная на ночевку пятерых взрослых, выполнена необычайно аккуратно: все элементы интерьера тщательно подогнаны, а сама обстановка продумана до мелочей. Неужели наши мастера научились делать качественные автодома? Нет, этот автомобиль подготовлен немецкой фирмой Weinsberg и является отчасти экспериментальным — мастера из Германии и горьковчане только обсуждают возможность мелкосерийного производства подобных кемперов. Если отношения сложатся, то любой россиянин сможет заказать автодом на подходящем «газелевском» шасси: задне- или полноприводном, с бензиновым или дизельным мотором...

Наш экземпляр адресован скорее любителям проводить выходные в непролазных дебрях: впечатляющий дорожный просвет, постоянный полный привод и блокировка межосевого дифференциала, бензиновый двигатель УМЗ, хорошо известный каждому механику из глубинки... Наверняка такая машина позволит реализовать самые нескромные мечты отпускника: «А давайте остановимся во-о-он там? Только сначала придётся пересечь речку вброд, а потом взобраться на крутой косогор...» Вот только семейному автомобилю необходима более тихая трансмиссия: циклическое гудение раздатки, усиливающееся при наборе скорости, порядком напрягает.

Длинные перегоны по асфальту полноприводному кемперу даются тяжело: большая парусность и высокий центр тяжести не только заставляют постоянно подруливать, но и существенно снижают крейсерскую скорость — полностью контролируешь машину только на скорости до 80 км/ч. Также пожалуемся на недостаток мощности: такому массивному автомобилю скорее подойдёт дизельный Cummins, чем бензиновый УМЗ. Однако повторимся: такое сочетания двигателя и трансмиссии идеально подойдёт любителям путешествий по российской глубинке, а остальные смогут заказать заднеприводный дизельный автодом.

По гололёду Вологды: ГАЗ-2217 «Соболь» — 7-местный микроавтобус, задний привод, дизельный двигатель Cummins

Этот микроавтобус привлекал журналистов не только весёленьким колером под названием «Техас», но и... запахом хорошей текилы, исходившим от бачка с омывающей жидкостью. Попробовать «текилу-омывайку» никто, разумеется, не рискнул, зато ароматом голубой агавы (именно из этого растения делают знаменитый мексиканский напиток) пассажиры микроавтобуса наслаждались во время всего маршрута, стоило щёткам стеклоочистителя сделать несколько взмахов по лобовому стеклу.

Мой черёд управлять «ароматным» «Соболем» настал недалеко от Вологды, и тут погоду будто сглазили: только светило солнце и дорога покрылась первыми весенними лужами — как небо мгновенно заволокло свинцовыми тучами и столбик термометра «ушел в минус». На коротком заднеприводном «Соболе» такие метаморфозы климата оказались особенно заметны: на дорожных волнах, моментально покрывшихся ледяной коркой, машина стала заметно рыскать, что заставило сбавить скорость и покрепче сжать рулевое колесо (кстати, довольно удобное).

Но никакого «криминала»! Управляя «Соболем» на обледеневшей и довольно ухабистой дороге, нужно запомнить только несколько простых «грузовых» истин: руль держать обеими руками, подруливать крайне аккуратно и учитывать характерные запаздывания — на поворот баранки машина поначалу реагирует наклоном кузова и только затем начинает прописывать дугу. Также некоторая привычка требуется, чтобы аккуратно тормозить: если плавно нажать педаль, машина замедляется спокойно и прогнозируемо, но резкое торможение грозит рысканьем. Приходится рулём подправлять траекторию и заодно вспоминать подзабытую технику прерывистого торможения. Иначе развернёт!

Зато еще раз похвалим дизельный двигатель: сам мотор невероятно тихий, свиста турбины (сильно досаждавшего на предсерийных машинах) практически не слышно, а измененные передаточные числа коробки передач сделали «Соболь» удивительно динамичным — на светофорах соседи по потоку сильно удивлялись, что горьковская «однотоннка» настолько шустро стартует и разгоняется. Единственное, чего недостает такой машине, – это внятной коробки передач: с непривычки легко перепутать третью и пятую. Но горьковчане про это знают и уже приготовили контрмеру — в качестве опции на «Газели» и «Соболи» будет устанавливаться «механика» именитой немецкой фирмы ZF.

По снегам Кириллова: ГАЗ-27527 «Соболь» — 7-местный фургон, полный привод, дизельный двигатель Cummins

Когда караван машин прибыл на охотничью заимку под Вологдой, участников пробега встретила троица новеньких 7-местных фургонов, оснащенных упомянутыми дизельными «Камминсами». И это неслучайно! Такую машину должны по достоинству оценить любители охоты и рыбалки: рамная конструкция, постоянный полный привод и главное — вместительный кузов, где разместятся сами любители отдыха на природе со снаряжением и добытыми трофеями.

Внутри полноприводный «Соболь-Бизнес» отличается от моноприводного «родственника» только частоколом рычагов: самый большой заведует переключением передач 5-ступенчатой «механики», другие отвечают за полноприводные «примочки» (левым верхним включается блокировка межосевого дифференциала, правым — пониженная передача «раздатки»). На холостом ходу рычаги отчаянно вибрируют, но при движении на средних оборотах «болезнь Паркинсона» исчезает и... эстафету принимает раздатка: чу-чух-чух, чу-чух-чух... Звуковое сопровождение такое, будто разгоняешься на паровозе! Но не будем привередничать: эти нюансы заметны только тем, кто постоянно ездит на легковых иномарках, остальные сделают магнитолу погромче и...

Йахууу!!! На спидометре больше 100 км/ч, под колесами заснеженный и давно нечищеный просёлок, а «Соболь» уверенно мчится вперёд. Тракторная колея поперёк дороги? Включаю третью и сильнее нажимаю педаль акселератора! Ровный участок сменяется холмистой лесной дорожкой? Четвертую и полный газ! Это фантастическое ощущение вседозволенности не сможет подарить ни один современный кроссовер: на такие отчаянные экзерсисы способен только настоящий армейский внедорожник, которым фактически и является полноприводный «Соболь».

Чтобы стать «гражданским», грузовичку не хватает совсем немного: нормальных дверных обивок да современной раздаточной коробки. Но газовцы заверили, что скоро доработают интерьер и поставят... импортную раздатку! О поставщике и особенностях агрегата заводчане скромно отмалчиваются, но загадочные намеки и довольные улыбки гарантируют, что полноприводные «Газели» и «Соболи» станут наконец тихими и надежными.

Вместо послесловия

Выросло ли качество «Газелей» и «Соболей»? Ещё как! Вспоминая машины десятилетней давности, удивляешься, насколько далеко шагнули горьковские «полуторки» и «однотоннки»: все машины, которые участвовали в пробеге, качественно собраны, превосходно окрашены и отличаются современным и хорошо продуманным интерьером. А ещё порадовало то, что газовцы адекватно реагируют на любой найденный недостаток! Гудит раздатка? Знаем, скоро появится новая, импортная. Не нравится коробка передач? В ближайший месяц начнем ставить немецкую ZF. Дверные обивки смотрятся убого? Уже готовы новые! А еще нам пообещали модернизацию системы охлаждения, более комфортабельные и долговечные сидения для микроавтобусов, качественные замки и дверные петли, более вместительный бачок радиатора... Охотно верим!

Звучит необычно, но представители завода также пообещали «расширить список опций». Да, отныне слова «Газель» и «опции» можно поставить в одном предложении: сейчас в качестве дополнительного оборудования предлагается, например, комплект газобаллонного оборудования с заводской установкой, а скоро для машин семейства «Бизнес» можно будет за доплату заказать кондиционер, противотуманки, центральный замок, электрические стеклоподъёмники и даже ABS для грузовичков (для автобусов антиблокировочная система давно является базовым оборудованием).

Алексей Кованов
Фото автора и «Группы ГАЗ»