Mail.RuПочтаМой МирОдноклассникиИгрыЗнакомстваНовостиПоискВсе проекты
15 мая
Mazda MX-5 2.0 MT
Скажу сразу много машин по тойже стоимости и немногим дороже, но этим машинам не смотрят в след, поэтому если вам хочеться выделиться то ваш выбор безусловно MX-5. Впечатления просто неописуемые...
4.5
13 мая
Mazda MX-5 2.0 AT
Отличный авто на двоих с огоньком на котором можно ездить с большим удовольствием. Очень шустрый, резвый и драйвовый - вызывает море положительных впечатлений от вождения. Так что, тем у кого нет...
4.8
Другие отзывы о Mazda MX-5 Все отзывы
Рассылка
Подпишитесь на рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
13 ноября 2010 09:06, Новости

Спа-процедуры в Спа-Франкоршам

Осваиваем в меняющихся условиях самый сложный и коварный трек Формулы-1 – легендарную бельгийскую трассу Спа-Франкоршам

Слово «Спа» нынче в моде. Спа-услуги, спа-отели, спа-курорты… Всё это означает, в общем-то, терапию, связанную с водой. Но мало кто знает, что в окрестностях бельгийского городка Спа, который прославился на весь мир своими лечебными источниками и, собственно, стал именем нарицательным, есть другая жемчужина этого региона. И для некоторых она гораздо важнее, нежели барахтанье в термах. Конечно же, это гоночный трек Спа-Франкоршам!

Спа-процедуры в Спа-Франкоршам - Фото 1
Схема трассы Спа-Франкоршам напоминает не то шуруповёрт, не то пистолет-пулемёт. Однако как только на неё выезжаешь, становится уже не до шуток

К чему всё это? Оказалось, что российской Академии спортивного вождения Mazda стало тесно на автодроме в подмосковном Мячково, где проходят курсы Intensive Sport и Active Sport. И, несмотря на то, что самой школе лишь чуть больше двух лет, активности местного представительства марки стоит позавидовать. Этой осенью они запустили программу Racing Sport для настоящих «маньяков» и любителей трек-дней.

Спа-процедуры в Спа-Франкоршам - Фото 2
После нашего массового десанта в Хоккенхаймринге три из десяти родстеров MX-5 нашли временное пристанище на парковке европейской штаб-квартиры Mazda в немецком Леверкузене. Там мы их и забрали, отправившись в Спа. К счастью, машины были на «механике». Обидные наклейки L, означающие «тихоход», нам дали после первых заездов. Но тем смешнее под конец дня было теснить Порше, Феррари и Корветы. Хотя, конечно, на прямых спорить с ними было нереально

Телефонный звонок, беру трубку: «Поедешь на Спа-Франкоршам?». Секундная пауза: «Это что, шутка?». Услышав отрицательный ответ, я почти потерял дар речи, но смог выдавить из себя: «Когда вылетаем?». А ведь мне казалось, что самым сладким блюдом в этом году стал приз, доставшийся нашей команде за победу в финале Zoom-Zoom Challenge 2010. А именно – целый день на трассе Хоккенхаймринг. Но разве может немецкий, пусть и не менее известный, трек сравниться с излюбленной трассой пилотов Формулы-1?

Спа-процедуры в Спа-Франкоршам - Фото 3
Вероятно, фотограф, аккредитованный организаторами трек-дня, замазывал номера на фотографиях во избежание возможных проблем владельцев машин со страховыми компаниями или дилерами, но делал он это явно в спешке и попортил немало кадров

Да, именно бельгийская Спа-Франкоршам лидирует в личных рейтингах гонщиков с огромным отрывом. Семикилометровый круг держит в тонусе прямо со старта – сначала крутой разворот и длинный спуск, заканчивающийся одним из самых известных поворотов мира, пугающей и опасной Eau Rouge («Красная вода»). А ближе к финишу перепады высот сопровождаются скоростными дугами. Обожают Спа и болельщики – гонки здесь всегда очень интересны. А если прибавить капризную погоду в Арденнах, часто балующую осадками? Тот ещё коктейльчик!

Спа-процедуры в Спа-Франкоршам - Фото 4
Спа-Франкоршам встретила нас мокрой трассой и осенней прохладой. Впрочем, на что мы ещё надеялись в самом конце осени? Хорошо хоть, что не снег!

Потому я ещё перед отъездом посмотрел прогноз погоды, но зря рассчитывал на лёгкую прогулку – холодно и дождь, дождь, дождь. М-да, не лучшие условия для дебюта на столь сложной и коварной трассе. В голове сразу всплывают картины с памятного Гран-При Бельгии 1998 года. Но надежды были. И на небесную канцелярию, и на то, что в конце сезона на трек приедет не так много любителей пощекотать себе нервы. Однако утро встретило обильной влагой и «+5» на термометре. Что ж, выбора нет – поехали!

Спа-процедуры в Спа-Франкоршам - Фото 5
Выезд на трассу и… первый шок! Ого, вот это спуск! Оказывается, никакие телевизионные трансляции не в силах передать реального ощущения от участка, ведущего к «Красной воде». Но самое сложное – это выход из поворота. Из-за серьёзного подъёма ты попросту не видишь, куда надо ехать. А скорость в этот момент уже под «сотню» даже на ознакомительном круге за машиной безопасности. Второй момент – ни в коем случае не наезжать на поребрики, которые из-за прошедшего ночью дождя стали фантастически скользкими.

Спа-процедуры в Спа-Франкоршам - Фото 6
Так что первая сессия прошла в режиме осторожного изучения трассы. Однако скоростные и широкие повороты помогли быстро почувствовать ту самую грань, за которой машина уже начинала скользить. А на первом брифинге в перерыве сразу стало понятно, чем простые «покатушки» отличаются от занятий. Олег Кесельман, глава Академии спортивного вождения Mazda, имел возможность ответить на индивидуальные вопросы – группа курса Racing Sport состоит из 6 человек, что облегчает личный контакт.

Спа-процедуры в Спа-Франкоршам - Фото 7
Занятия в небольшой группе гораздо полезнее, так как Олег Кесельман может больше времени уделить индивидуальным проблемам каждого ученика. К слову, именно его оперативное вмешательство уберегло один экипаж от серьёзной аварии – после жалоб на стук спереди выяснилось, что открутились гайки переднего колеса!

И так после каждого заезда. Снова Олег рассказывает о нюансах, актуальных именно при езде по гоночному треку. Например, тормозить надо максимально эффективно, но не только нажимать педаль со всей дури, а ближе к входу в поворот плавно её немного приотпускать. Делать это надо для того, чтобы уменьшить разгрузку задней оси и не дать перегруженным передним шинам сорваться в скольжение.

Спа-процедуры в Спа-Франкоршам - Фото 8
В Спа нет «неважных» поворотов. Даже медленная шикана Bus Stop требует повышенного внимания на мокрой трассе – важно ни в коем случае не наезжать на поребрики и выбирать такую траекторию, чтобы как можно раньше уйти на полный газ, но не допустить пробуксовки или скольжений. Впереди-то - прямая!

Вообще, именно плавность – главный союзник скорости. Никаких лихорадочных топтаний по педалям, резкой работы рулём, суеты с рычагом КПП. Оттормозился, в нужные моменты переходя на пониженные ступени, и повернул руль на необходимый угол, а дальше – добавляй газ, одновременно «распуская» машину. Стоит немного «прикататься», и уже точно угадываешь, на какой скорости надо переключаться, чтобы «попасть» в обороты на низшей передаче и избежать рывков. Можно даже обходиться без перегазовок – замысловатых действий, когда правая нога при переключениях должна одновременно и тормозить, и подгазовывать (пяткой или боковой частью стопы).

Спа-процедуры в Спа-Франкоршам - Фото 9
Происшествий на трассе хватало. Буквально перед нами в Eau Rouge «разложился» Porsche 911. Авария была достаточно серьёзной и сессию остановили красным флагом. Но стоило нам доехать круг и свернуть в боксы, как через 3 минуты... заезд возобновили! Похвальная оперативность. Да и вообще, служба эвакуации и маршалы в Спа крайне внимательны – быстро вывешивали синие флаги более медленным машинам, а полосатым предупреждали о воде или масле на трассе

Начало подсыхать, а вместе с этим появлялась и уверенность – с каждым кругом я ехал всё быстрее и заметил, что стал висеть на хвосте у куда более мощных машин на участках, где мало длинных прямых. Благо, низкая масса MX-5 и «трековые» тормозные колодки позволяли бороться на равных, а не очень высокая температура асфальта помогала не перегреть шины. Правда, временами набегали тучи и обильно поливали трассу дождём. Причём тут-то и проявилось коварство длинного и занимающего большую площадь автодрома – намокали отнюдь не все участки! Вроде едешь по сухому полотну, а за поворотом – льёт, как из ведра. Приходится осторожничать.

Спа-процедуры в Спа-Франкоршам - Фото 10
Ближе к концу нашего тренировочного дня Олег Кесельман лично садился за руль к каждому из учеников и уже «на местах» рассказывал и показывал, что и для чего нужно делать. Но меня больше интересовал куда более сложный экзамен – в финальной сессии Олег запланировал проехать по 3 круга с каждым из нас. Но уже справа! И это заставляло нервничать сильнее всего – не хотелось ударить в грязь лицом.

Спа-процедуры в Спа-Франкоршам - Фото 11
К сожалению, даже фотографии из машины не передают всего величия «Красной воды». Что уж говорить про обычные трансляции?

Моя очередь. Выезжаю из боксов, подъезжаю к Eau Rouge и тут же получаю «затрещину». «Не сбрасывай так сильно, какая третья передача?!». Сильно? Да я, кажется, и так там уже на грани добра и зла. Остаток круга пытаюсь проехать быстрее, чем следовало бы. В результате – ошибка на спуске в умопомрачительный Bruxelles (он больше напоминает огромную «спираль» многоэтажного паркинга) и снос в первой части скоростного двойного левого Pouhon. И в Blanchimont по-прежнему немного приотпускаю газ – страшно, скорость-то за 170 км/ч. Надо бы привязать на ногу гирю!

Спа-процедуры в Спа-Франкоршам - Фото 12
Ширина трассы на спуске к Eau Rouge позволяет легко расходиться с более быстрыми машинами

Начинает снова накрапывать дождик, атмосфера накаляется – это мой последний зачётный круг. Racelogic начал беспристрастный отсчёт. Есть, получилось! «Красная вода» на четвёртой передаче и выхожу уже почти на 150 км/ч! Pouhon в этот раз прошёл хоть и нервно, но без потери скорости. Да и в Blanchimont внутренняя установка «дубасить» сработала – нога не дёрнулась с правой педали. Последняя шикана – только не наезжать на поребрик. Разгон во все 160 «лошадей» и… 3:18,4! Ощущение – как будто выиграл «поул» в Формуле-1. Наверное, в этом и есть главный кайф – собрать все повороты в один быстрый круг. Тем более, на такой фантастической трассе, где любая ошибка при входе в скоростную дугу выливается в большую потерю времени.

Спа-процедуры в Спа-Франкоршам - Фото 13
Прогресс за день удивил. Начал я с «мокрых» 3 минут и 56 секунд, а закончил на весьма высокой ноте – 3:18,4. На деле это означает, что там, где я утром только въезжал бы в Stavelot, к вечеру уже на полном ходу (175 км/ч) мчал в Blanchimont

А дальше – как груз свалился. Снова быстро «вваливаю» в Eau Rouge, безошибочно в Pouhon и, конечно, никакого сброса в Blanchimont. Сворачиваю на пит-лейн. Короткий комментарий от Олега: «Молодец. Добавить лишь немного плавности и всё будет хорошо». Снимаю шлем и с дурацкой улыбкой вылезаю из сиденья Recaro. Я справился, смог перебороть себя. Спа-Франкоршам – очень скоростная трасса, а прежде я нигде не встречал обилия столь быстрых поворотов. И этот день дал мне немало полезных знаний и ощущений.

Спа-процедуры в Спа-Франкоршам - Фото 14
Жаль, что осенняя сессия Mazda Sport Academy уже закончилась, она включала в себя четыре «экзамена» – дважды на Хоккенхаймринге и по одному разу в Спа-Франкоршам и на Нюрбургринге. Конечно, допускаются к программе Racing Sport отнюдь не все, а лишь выпускники «мячковских» курсов Intensive Sport и Active Sport. Слишком уж велик риск того, что неподготовленный водитель просто «разложит» машину на достаточно сложных треках. А главная приятная новость – Mazda оценивает любой из выездов курса Racing Sport в 45 тысяч рублей. Причём цена эта «под ключ» – с перелётом, проживанием, питанием, бензином и арендой трассы. Оплатить нужно только расходы на оформление визы. Владельцам автомобилей Mazda предоставляются особые условия. Вполне оправданная плата за возможность не только прикоснуться к асфальту легендарных трасс Формулы-1, но и провести полноценные тренировки с опытным Олегом Кесельманом. И если соберётесь – выбирайте Спа-Франкоршам. Удовольствие и «спа-процедуры» (в виде дождя и «сауны» в машине) гарантированы!

ТРАССА

Гран-При Бельгии по праву считается украшением календаря Формулы-1. Трасса Спа-Франкоршам славится не только своей фантастической конфигурацией и скоростью (в этом рейтинге она вторая после итальянской Монцы!), но и историей потрясающих сражений и, увы, обросла «чёрным списком» погибших тут пилотов. В этом Спа-Франкоршам напоминает зловещий «Зелёный ад» – Северную петлю Нюрбургринга.

Спа-процедуры в Спа-Франкоршам - Фото 15
Такой была трасса Спа-Франкоршам в момент своего появления. Как видите, современный трек позаимствовал только участок от Blanchimont к La Source (который сейчас разделён шиканой), спуск к Eau Rouge и, собственно, саму «Красную воду». Кстати, на судьбу трассы повлиял, казалось бы, не особо заметный на схеме, но очень сложный скоростной поворот Masta - после длинной прямой гонщики пытались проходить его максимально быстро, что в итоге закончилось серьёзной аварией Джеки Стюарта в 1966-м. А четыре года подряд (1962-1965) этап в Бельгии выигрывал Джим Кларк  похоже, у этого легендарного шотландца страх отсутствовал вовсе

И, как бы это ни банально звучало, именно по тем же причинам. Построенное в 20-х годах прошлого века кольцо имело длину 15 километров, что, естественно, не могло обеспечить должный уровень безопасности. Впрочем, Формула-1 сюда приехала впервые только в 1950 году – в свой первый же сезон. К этому моменту трассу укоротили до 14,1 км, что, конечно, на её характере не отразилось.

Спа-процедуры в Спа-Франкоршам - Фото 16
В итоге после ряда фатальных аварий в 60-х годах пилоты приняли решение бойкотировать этап на Спа-Франкоршам, и Формула-1 покинула опасное кольцо аж до 1983 года, переехав на время в Зольдер и Нивель-Болер. К тому моменту трассу основательно перекроили и сократили круг вдвое – до 6949 метров. От старой конфигурации остался лишь скоростной затяжной Blanchimont, характерная шикана Bus Stop, шпилька La Source и знаменитая связка Eau Rouge-Radillion.

Спа-процедуры в Спа-Франкоршам - Фото 17
Такие баталии в Eau Rouge – не редкость. Этот снимок был сделан за 15 лет до гибели Беллофа – в гонке «1000 километров Спа» 1970 года

Облюбовали скоростную трассу и спортпрототипы – здесь проходил этап «1000 км Спа» (а сейчас ежегодно проходит суточный марафон). И, к сожалению, в «Красной воде» разбился один из самых ярких пилотов 80-х – Штефан Беллоф. В гонке 1985 года при атаке на Жаки Икса в этом самом опасном месте он задел его машину, и оба Porsche (956 и 962C) вылетели с трассы. Иксу повезло – удар пришёлся в борт, а Беллоф вошёл прямиком в стену и даже пробил ограждение. Начался пожар, а самого Штефана удалось извлечь из обломков лишь спустя 40 минут. Незыблемый рекорд Беллофа на Нордшляйфе держится с 1983 года до сих пор – 6 минут 11,83 секунды.

Спа-процедуры в Спа-Франкоршам - Фото 18
Чтобы понять, как круто вверх уходит трасса, лучше всего смотреть в обратную сторону с высшей точки. Впечатляет!

В Eau Rouge было достаточно происшествий и в Формуле-1. Вспомнить хотя бы леденящую кровь аварию Жака Вильнёва в квалификации в 1999 году, которую затем «повторил» его напарник Рикардо Зонта. И это не удивляет, ведь пилоты Ф1 всегда пытаются пройти «Красную воду» с педалью в полу. А скорость там отнюдь не 160-170, как у дорожных спорткаров, а все 300-315 км/ч!

Спа-процедуры в Спа-Франкоршам - Фото 19
Второе весьма щекотливое место – суперскоростной Blanchimont, где столкновения и серьёзные вылеты происходят по несколько раз в году. Особенно в кузовных чемпионатах – Le-Mans Series, GT Open, гонки поддержки «Мировой серии Рено» и «Формулы-1». Да и в Ф1 происшествий хватало – контакт Лучано Бурти и Эдди Ирвайна в 2001 году привёл к тому, что на машине Бурти отвалилось переднее антикрыло и мгновенно лишило его прижимной силы, так важной в Blanchimont. К счастью, стандарты безопасности в Формуле-1 уже тогда были крайне высоки, и вылет на скорости 298 км/ч закончился для пилота без особых последствий.

Спа-процедуры в Спа-Франкоршам - Фото 20
Два короля Спа-Франкоршам – Айртон Сенна и Михаэль Шумахер. «Бразильский волшебник» побеждал здесь пять раз, а немецкий «регенмайстер» – шесть. Причём Шумахер здесь же впервые сел за руль Формулы-1 и одержал тут первую победу в карьере спустя всего год после дебюта

С 80-х кольцо Спа-Франкоршам почти не изменилось – разве что шикана Bus Stop из двойной превратилась в обычную (случилось это перед Гран-При Бельгии 2007 года). И рекорд круга длиной 7004 метра принадлежит, кстати, Марку Уэбберу. Австралиец, который в это воскресенье имеет шансы впервые стать чемпионом мира, установил время 1:45.778 именно в 2010-м.

Спа-процедуры в Спа-Франкоршам - Фото 21
Эту телетрансляцию я помню до сих пор. Первый старт, сумасшедший завал (к счастью, никто не пострадал, хотя одно из колёс едва не залетело на трибуну), долгое ожидание рестарта и, наконец, совершенно неожиданный финиш гонки, которому предшествовали невероятные события

Но большинство поклонников Формулы-1 наверняка помнят фееричный Гран-При Бельгии 1998 года. Тогда гонщики ещё не сидели в боксах, по полтора часа ожидая, когда кончится дождь перед стартом. В итоге катализатором массового завала на спуске к Eau Rouge стал Дэвид Култхард, которого занесло на выходе из La Source. 13 машин сбились в кучу и усыпали всё обломками. Старт отложили на час с лишним, четверо пилотов не смогли участвовать из-за отсутствия второй запасной машины.

Спа-процедуры в Спа-Франкоршам - Фото 22
А дальше случилось то, что уже больше десяти лет обсуждают чаще других событий этого Гран-При – столкновение лидирующего Михаэля Шумахера с тем самым злосчастным Дэвидом Култхардом, отстающим уже на круг. Сбросил ли Култхард скорость на траектории, не увидел ли его Шумахер, было ли это намеренно или нет – этого мы никогда не узнаем. Но именно в тот день, 30 августа 1998 года, мир увидел по-настоящему разьярённого Михаэля Шумахера. Доехав в боксы на трёх колёсах, немец пошёл разбираться со своим «обидчиком», но, конечно, «мордобоя» не допустили. А выиграл ту гонку Дэймон Хилл. Более того, для команды Jordan это был первый и единственный победный дубль.

Спа-процедуры в Спа-Франкоршам - Фото 23
Конечно, это далеко не все примечательные случаи на этой трассе. Был и фантастический двойной обгон Мики Хаккинена в 2000-м году (пожалуй, это был лучший манёвр года), когда он воспользовался аэродинамическим разрежением не только от машины Михаэля Шумахера, но и затесавшегося между ними кругового, и множество интересных дождевых гонок. И хочется надеяться, что их будет ещё больше и Спа-Франкоршам надолго пропишется в календаре Формулы-1, несмотря на все сложности организаторов. Современные автодромы уже почти вытеснили классические трассы, поэтому так приятно, когда раз в году «формульные» моторы снова оживают в Арденнах.

Вадим Гагарин
Подпишитесь на новую рассылку Авто Mail.Ru, чтобы быть в курсе главных новостей и новинок в мире автомобилей
Комментарии
20
вуьщткг
есть такие машины Тойотки marino\ceres & levin\trueno с 4A-GE 160л.с. атмосферники при объеме 1.6л и меньшем весе да и в кузове хардтоп седан. и это делали уже с 1992г. а это какая то мазда тесное купе! весит больше. объем аж 2 литра! . а сил да же на 5 меньше черноголового ((( никогда не любил мазду.
СсылкаПожаловаться
zzz zzz
Спа-Франкенштейн
СсылкаПожаловаться
Александр Журавлёв (RTCC Zhuravlev)
Вообще трасса замечательная, сложная с точки зрения пилотирования, не то что наше Мячково - всё на блюдечке и единственные перепады высот - поребрики. Цена в 45 000 рублей "Всё включено" это очень и очень низкая цена. Что в неё входит - написано. В России аренда убитых треков на 3-5 часов встанет в такую же сумму. А здесь весь день навстречу ветру с утра до зари. К тому же Мячково нещадно съедает резину и тормоза, поребрики убивают подвеску, а не атакуя поребриков не проедешь быстро
СсылкаПожаловаться
Чтобы оставить комментарий, вам нужно авторизоваться.