Спа-процедуры в Спа-Франкоршам

Осваиваем в меняющихся условиях самый сложный и коварный трек Формулы-1 – легендарную бельгийскую трассу Спа-Франкоршам

Слово «Спа» нынче в моде. Спа-услуги, спа-отели, спа-курорты... Всё это означает, в общем-то, терапию, связанную с водой. Но мало кто знает, что в окрестностях бельгийского городка Спа, который прославился на весь мир своими лечебными источниками и, собственно, стал именем нарицательным, есть другая жемчужина этого региона. И для некоторых она гораздо важнее, нежели барахтанье в термах. Конечно же, это гоночный трек Спа-Франкоршам!

К чему всё это? Оказалось, что российской Академии спортивного вождения Mazda стало тесно на автодроме в подмосковном Мячково, где проходят курсы Intensive Sport и Active Sport. И, несмотря на то, что самой школе лишь чуть больше двух лет, активности местного представительства марки стоит позавидовать. Этой осенью они запустили программу Racing Sport для настоящих «маньяков» и любителей трек-дней.

Телефонный звонок, беру трубку: «Поедешь на Спа-Франкоршам?». Секундная пауза: «Это что, шутка?». Услышав отрицательный ответ, я почти потерял дар речи, но смог выдавить из себя: «Когда вылетаем?». А ведь мне казалось, что самым сладким блюдом в этом году стал приз, доставшийся нашей команде за победу в финале Zoom-Zoom Challenge 2010. А именно – целый день на трассе Хоккенхаймринг. Но разве может немецкий, пусть и не менее известный, трек сравниться с излюбленной трассой пилотов Формулы-1?

Да, именно бельгийская Спа-Франкоршам лидирует в личных рейтингах гонщиков с огромным отрывом. Семикилометровый круг держит в тонусе прямо со старта – сначала крутой разворот и длинный спуск, заканчивающийся одним из самых известных поворотов мира, пугающей и опасной Eau Rouge («Красная вода»). А ближе к финишу перепады высот сопровождаются скоростными дугами. Обожают Спа и болельщики – гонки здесь всегда очень интересны. А если прибавить капризную погоду в Арденнах, часто балующую осадками? Тот ещё коктейльчик!

Потому я ещё перед отъездом посмотрел прогноз погоды, но зря рассчитывал на лёгкую прогулку – холодно и дождь, дождь, дождь. М-да, не лучшие условия для дебюта на столь сложной и коварной трассе. В голове сразу всплывают картины с памятного Гран-При Бельгии 1998 года. Но надежды были. И на небесную канцелярию, и на то, что в конце сезона на трек приедет не так много любителей пощекотать себе нервы. Однако утро встретило обильной влагой и «+5» на термометре. Что ж, выбора нет – поехали!


Выезд на трассу и... первый шок! Ого, вот это спуск! Оказывается, никакие телевизионные трансляции не в силах передать реального ощущения от участка, ведущего к «Красной воде». Но самое сложное – это выход из поворота. Из-за серьёзного подъёма ты попросту не видишь, куда надо ехать. А скорость в этот момент уже под «сотню» даже на ознакомительном круге за машиной безопасности. Второй момент – ни в коем случае не наезжать на поребрики, которые из-за прошедшего ночью дождя стали фантастически скользкими.


Так что первая сессия прошла в режиме осторожного изучения трассы. Однако скоростные и широкие повороты помогли быстро почувствовать ту самую грань, за которой машина уже начинала скользить. А на первом брифинге в перерыве сразу стало понятно, чем простые «покатушки» отличаются от занятий. Олег Кесельман, глава Академии спортивного вождения Mazda, имел возможность ответить на индивидуальные вопросы – группа курса Racing Sport состоит из 6 человек, что облегчает личный контакт.

И так после каждого заезда. Снова Олег рассказывает о нюансах, актуальных именно при езде по гоночному треку. Например, тормозить надо максимально эффективно, но не только нажимать педаль со всей дури, а ближе к входу в поворот плавно её немного приотпускать. Делать это надо для того, чтобы уменьшить разгрузку задней оси и не дать перегруженным передним шинам сорваться в скольжение.

Вообще, именно плавность – главный союзник скорости. Никаких лихорадочных топтаний по педалям, резкой работы рулём, суеты с рычагом КПП. Оттормозился, в нужные моменты переходя на пониженные ступени, и повернул руль на необходимый угол, а дальше – добавляй газ, одновременно «распуская» машину. Стоит немного «прикататься», и уже точно угадываешь, на какой скорости надо переключаться, чтобы «попасть» в обороты на низшей передаче и избежать рывков. Можно даже обходиться без перегазовок – замысловатых действий, когда правая нога при переключениях должна одновременно и тормозить, и подгазовывать (пяткой или боковой частью стопы).

Начало подсыхать, а вместе с этим появлялась и уверенность – с каждым кругом я ехал всё быстрее и заметил, что стал висеть на хвосте у куда более мощных машин на участках, где мало длинных прямых. Благо, низкая масса MX-5 и «трековые» тормозные колодки позволяли бороться на равных, а не очень высокая температура асфальта помогала не перегреть шины. Правда, временами набегали тучи и обильно поливали трассу дождём. Причём тут-то и проявилось коварство длинного и занимающего большую площадь автодрома – намокали отнюдь не все участки! Вроде едешь по сухому полотну, а за поворотом – льёт, как из ведра. Приходится осторожничать.


Ближе к концу нашего тренировочного дня Олег Кесельман лично садился за руль к каждому из учеников и уже «на местах» рассказывал и показывал, что и для чего нужно делать. Но меня больше интересовал куда более сложный экзамен – в финальной сессии Олег запланировал проехать по 3 круга с каждым из нас. Но уже справа! И это заставляло нервничать сильнее всего – не хотелось ударить в грязь лицом.

Моя очередь. Выезжаю из боксов, подъезжаю к Eau Rouge и тут же получаю «затрещину». «Не сбрасывай так сильно, какая третья передача?!». Сильно? Да я, кажется, и так там уже на грани добра и зла. Остаток круга пытаюсь проехать быстрее, чем следовало бы. В результате – ошибка на спуске в умопомрачительный Bruxelles (он больше напоминает огромную «спираль» многоэтажного паркинга) и снос в первой части скоростного двойного левого Pouhon. И в Blanchimont по-прежнему немного приотпускаю газ – страшно, скорость-то за 170 км/ч. Надо бы привязать на ногу гирю!

Начинает снова накрапывать дождик, атмосфера накаляется – это мой последний зачётный круг. Racelogic начал беспристрастный отсчёт. Есть, получилось! «Красная вода» на четвёртой передаче и выхожу уже почти на 150 км/ч! Pouhon в этот раз прошёл хоть и нервно, но без потери скорости. Да и в Blanchimont внутренняя установка «дубасить» сработала – нога не дёрнулась с правой педали. Последняя шикана – только не наезжать на поребрик. Разгон во все 160 «лошадей» и... 3:18,4! Ощущение – как будто выиграл «поул» в Формуле-1. Наверное, в этом и есть главный кайф – собрать все повороты в один быстрый круг. Тем более, на такой фантастической трассе, где любая ошибка при входе в скоростную дугу выливается в большую потерю времени.

А дальше – как груз свалился. Снова быстро «вваливаю» в Eau Rouge, безошибочно в Pouhon и, конечно, никакого сброса в Blanchimont. Сворачиваю на пит-лейн. Короткий комментарий от Олега: «Молодец. Добавить лишь немного плавности и всё будет хорошо». Снимаю шлем и с дурацкой улыбкой вылезаю из сиденья Recaro. Я справился, смог перебороть себя. Спа-Франкоршам – очень скоростная трасса, а прежде я нигде не встречал обилия столь быстрых поворотов. И этот день дал мне немало полезных знаний и ощущений.


Жаль, что осенняя сессия Mazda Sport Academy уже закончилась, она включала в себя четыре «экзамена» – дважды на Хоккенхаймринге и по одному разу в Спа-Франкоршам и на Нюрбургринге. Конечно, допускаются к программе Racing Sport отнюдь не все, а лишь выпускники «мячковских» курсов Intensive Sport и Active Sport. Слишком уж велик риск того, что неподготовленный водитель просто «разложит» машину на достаточно сложных треках. А главная приятная новость – Mazda оценивает любой из выездов курса Racing Sport в 45 тысяч рублей. Причём цена эта «под ключ» – с перелётом, проживанием, питанием, бензином и арендой трассы. Оплатить нужно только расходы на оформление визы. Владельцам автомобилей Mazda предоставляются особые условия. Вполне оправданная плата за возможность не только прикоснуться к асфальту легендарных трасс Формулы-1, но и провести полноценные тренировки с опытным Олегом Кесельманом. И если соберётесь – выбирайте Спа-Франкоршам. Удовольствие и «спа-процедуры» (в виде дождя и «сауны» в машине) гарантированы!

ТРАССА

Гран-При Бельгии по праву считается украшением календаря Формулы-1. Трасса Спа-Франкоршам славится не только своей фантастической конфигурацией и скоростью (в этом рейтинге она вторая после итальянской Монцы!), но и историей потрясающих сражений и, увы, обросла «чёрным списком» погибших тут пилотов. В этом Спа-Франкоршам напоминает зловещий «Зелёный ад» – Северную петлю Нюрбургринга.

И, как бы это ни банально звучало, именно по тем же причинам. Построенное в 20-х годах прошлого века кольцо имело длину 15 километров, что, естественно, не могло обеспечить должный уровень безопасности. Впрочем, Формула-1 сюда приехала впервые только в 1950 году – в свой первый же сезон. К этому моменту трассу укоротили до 14,1 км, что, конечно, на её характере не отразилось.


В итоге после ряда фатальных аварий в 60-х годах пилоты приняли решение бойкотировать этап на Спа-Франкоршам, и Формула-1 покинула опасное кольцо аж до 1983 года, переехав на время в Зольдер и Нивель-Болер. К тому моменту трассу основательно перекроили и сократили круг вдвое – до 6949 метров. От старой конфигурации остался лишь скоростной затяжной Blanchimont, характерная шикана Bus Stop, шпилька La Source и знаменитая связка Eau Rouge-Radillion.

Облюбовали скоростную трассу и спортпрототипы – здесь проходил этап «1000 км Спа» (а сейчас ежегодно проходит суточный марафон). И, к сожалению, в «Красной воде» разбился один из самых ярких пилотов 80-х – Штефан Беллоф. В гонке 1985 года при атаке на Жаки Икса в этом самом опасном месте он задел его машину, и оба Porsche (956 и 962C) вылетели с трассы. Иксу повезло – удар пришёлся в борт, а Беллоф вошёл прямиком в стену и даже пробил ограждение. Начался пожар, а самого Штефана удалось извлечь из обломков лишь спустя 40 минут. Незыблемый рекорд Беллофа на Нордшляйфе держится с 1983 года до сих пор – 6 минут 11,83 секунды.

В Eau Rouge было достаточно происшествий и в Формуле-1. Вспомнить хотя бы леденящую кровь аварию Жака Вильнёва в квалификации в 1999 году, которую затем «повторил» его напарник Рикардо Зонта. И это не удивляет, ведь пилоты Ф1 всегда пытаются пройти «Красную воду» с педалью в полу. А скорость там отнюдь не 160-170, как у дорожных спорткаров, а все 300-315 км/ч!


Второе весьма щекотливое место – суперскоростной Blanchimont, где столкновения и серьёзные вылеты происходят по несколько раз в году. Особенно в кузовных чемпионатах – Le-Mans Series, GT Open, гонки поддержки «Мировой серии Рено» и «Формулы-1». Да и в Ф1 происшествий хватало – контакт Лучано Бурти и Эдди Ирвайна в 2001 году привёл к тому, что на машине Бурти отвалилось переднее антикрыло и мгновенно лишило его прижимной силы, так важной в Blanchimont. К счастью, стандарты безопасности в Формуле-1 уже тогда были крайне высоки, и вылет на скорости 298 км/ч закончился для пилота без особых последствий.

С 80-х кольцо Спа-Франкоршам почти не изменилось – разве что шикана Bus Stop из двойной превратилась в обычную (случилось это перед Гран-При Бельгии 2007 года). И рекорд круга длиной 7004 метра принадлежит, кстати, Марку Уэбберу. Австралиец, который в это воскресенье имеет шансы впервые стать чемпионом мира, установил время 1:45.778 именно в 2010-м.

Но большинство поклонников Формулы-1 наверняка помнят фееричный Гран-При Бельгии 1998 года. Тогда гонщики ещё не сидели в боксах, по полтора часа ожидая, когда кончится дождь перед стартом. В итоге катализатором массового завала на спуске к Eau Rouge стал Дэвид Култхард, которого занесло на выходе из La Source. 13 машин сбились в кучу и усыпали всё обломками. Старт отложили на час с лишним, четверо пилотов не смогли участвовать из-за отсутствия второй запасной машины.


А дальше случилось то, что уже больше десяти лет обсуждают чаще других событий этого Гран-При – столкновение лидирующего Михаэля Шумахера с тем самым злосчастным Дэвидом Култхардом, отстающим уже на круг. Сбросил ли Култхард скорость на траектории, не увидел ли его Шумахер, было ли это намеренно или нет – этого мы никогда не узнаем. Но именно в тот день, 30 августа 1998 года, мир увидел по-настоящему разьярённого Михаэля Шумахера. Доехав в боксы на трёх колёсах, немец пошёл разбираться со своим «обидчиком», но, конечно, «мордобоя» не допустили. А выиграл ту гонку Дэймон Хилл. Более того, для команды Jordan это был первый и единственный победный дубль.


Конечно, это далеко не все примечательные случаи на этой трассе. Был и фантастический двойной обгон Мики Хаккинена в 2000-м году (пожалуй, это был лучший манёвр года), когда он воспользовался аэродинамическим разрежением не только от машины Михаэля Шумахера, но и затесавшегося между ними кругового, и множество интересных дождевых гонок. И хочется надеяться, что их будет ещё больше и Спа-Франкоршам надолго пропишется в календаре Формулы-1, несмотря на все сложности организаторов. Современные автодромы уже почти вытеснили классические трассы, поэтому так приятно, когда раз в году «формульные» моторы снова оживают в Арденнах.

Вадим Гагарин