Без мостов. Новый Nissan Patrol на алтайских просторах

Patrol за шесть поколений обрел поистине культовый статус. С переходом в новое (седьмое по счету) поколение внедорожник полностью сменил имидж. Рабочей лошадкой его теперь не назовешь. Он скорее белоручка в дорогом смокинге

Компания Nissan всегда занимала особое место во внедорожном мире. История автомобилей повышенной проходимости японской марки берет начало в 1951 году, тогда началось производство первого поколения легендарной модели Patrol. Сегодня Nissan предлагает едва ли не самую широкую линейку внедорожников: от компактного кроссовера B-класса Juke до огроменного грузового Titan.

Patrol за шесть поколений обрел поистине культовый статус, завоевав заслуженное уважение водителей самых разных категорий – от городских любителей помесить грязь по выходным до сотрудников ООН, Красного креста и других международных миссий, для которых Патрули различных модификаций были и остаются надежным инструментом для перемещения вне дорог. Новое, седьмое по счету, поколение Patrol было представлено в Абу-Даби в начале этого года. Ближний Восток – основной рынок сбыта. В России новинка дебютировала совсем недавно – на Московском автосалоне. А буквально на днях мы попробовали внедорожник в действии.



Тест-драйв проходил на Алтае. Бескрайние поля, плоскогорье, зелень, живописнейшие горы, многочисленные речки и озера... Каждый вид, открывающийся за очередным поворотом петляющей горной дороги, буквально открыточный. Дух захватывает. А вот дороги по большей части плохие. Лучшего места для теста не найти.



О вкусах не спорят, но относительно нового Patrol двух мнений быть не может – он однозначно похорошел! И если предыдущей модели при всей ее брутальности явно не хватало элегантности и утонченности, новому Патрулю их не занимать – более мягкие обводы кузова, «лакированные» черные стойки, хром, светодиодные фонари. Подрос Патруль и поправился.




Где-то на трассе между Барнаулом и Бийском нас остановили гаишники. Формально – для проверки документов. Ясно, что их интересовала новая машина. Через пять минут работа поста была парализована – стражи порядка высыпали на улицу и с детской непосредственностью начали изучать громадину. Мы даже сымпровизировали мини-тест-драйв на отрезке перед пикетом. Нас просто засыпали вопросами типа – «сколько жрет?», «сколько прет?», «смотрится не хуже «Крузака»! Что ж, с этим трудно не согласиться...

Интерьер под стать внешности. Массивная передняя консоль, командирская посадка. Пространства стало больше по всем трем измерениям. Такого качества исполнения, кожи, и декоративных вставок не было даже в Infiniti QX предыдущего поколения! На среднем ряду места просто вагон, прирост по длине по сравнению с предшественником аж 100 мм. Раньше сиденья третьего ряда при складывании располагались по бокам, в новом Patrol седушки «падают» на пол, образуя ровную без ступенек поверхность.

Компания не балует покупателей разнообразием комплектаций – автомобиль поставляется только с 5,6-литровым мотором V8, развивающим 405 л.с. и 560 Н•м. Агрегатируется он с 7-ступенчатым гидротрансформаторным «автоматом». Тандем хорош. До «сотни» здоровяк добирается менее чем за семь секунд. Хотя на обгонах от такого могучего двигателя ожидаешь большего. Благодаря газораспределительному механизму VVEL (Variable Valve Event and Lift), регулирующему фазы и высоту подъема клапанов, а также непосредственному впрыску DIG (Direct Injection Gasoline) двигатель удалось загнать в строгие экологические и «экономические» рамки. В смешанном цикле «здоровяк» кушает около 20 литров на 100 км пути. Вполне приемлемо для внедорожника с массой 2745 кг и такой мощностью. Ложка дегтя – транспортный налог. Сколько? Выдохните. В Москве это 60 750 рублей в год!


Что ни говори, дизель Патрулю совсем бы не помешал. Но вряд ли стоит ожидать его появления в ближайшем будущем. А ведь большинство Nissan Patrol предыдущего поколения, продаваемых в России, были оснащены именно дизельными моторами. В особо интимных уголках нашей родины, куда кроме как на внедорожнике не добраться, с высокооктановым бензином напряженка. Например, на горных дорогах Алтая мы встретили буквально две брендовых заправки, где был 95-й. Да и то это были места сосредоточения массового туризма. В сельских районах выбор ограничивается исключительно 80-м (даже не 92-м) бензином и дизтопливом. В общем, не Ближний Восток. Неужели отсутствие упрощенных дизельных вариантов говорит о том, что предыдущее поколение, имеющее в арсенале дизели, останется в производстве?


Новый Patrol получил переработанную платформу предыдущего поколения. Новичок подрос, стал шире и растянулся. Японцы в пользу лучшей управляемости на асфальте сделали две важные вещи – отказались от неразрезных мостов, установив независимую пружинную подвеску, и применили систему подавления кренов HBMC (Hydraulic Body Motion Control), которая вдобавок и с раскачкой борется. HBMC – чистой воды гидравлика, никакой электроники.


Система магистралей связывает цилиндры амортизаторов колес по перекрестной схеме через специальные перепускные клапаны и гидроаккумуляторы. Принцип ее работы прост. Например, в правом повороте нагружаются колеса левого борта. Кузов стремится накрениться влево. Штоки и поршни амортизаторов перемещаются вниз и создают давление в соответствующих полостях, вытесняя по магистралям в систему часть рабочей жидкости. Гидравлика перераспределяет давление и объем этой жидкости таким образом, чтобы в «диагональных» амортизаторах колес правого борта поршни через штоки тянули кузов вниз, компенсируя крен. Новый Patrol по сравнению с моделью предыдущего поколения управляется просто отменно, даже несмотря на «пустоватый» руль. Хваткие тормоза тоже порадовали.


Куда нынче без систем безопасности? Одна из них – система контроля рядности движения. В верхней части лобового стекла имеется видеокамера, которая следит за разметкой. Если электроника вдруг замечает, что автомобиль с выключенным «поворотником» стал отклоняться от курса, она тут же «разбудит» водителя зуммером и мягко вернет машину на прямую, создав разворачивающий момент подтормаживанием колес соответствующей стороны. Система работает надежно, распознает даже полустертую разметку. Правда, состояние многих наших дорог вынуждает постоянно пересекать разделительную, а то и просто ехать по ней. В этих условиях непрерывный писк системы начинает раздражать, благо помощника можно полностью отключить.


Система доступна во второй, более дорогой комплектации. Равно как и активный круиз-контроль, который автоматически поддерживает заданную дистанцию до впередиидущего транспортного средства. Работает «круиз» во всем диапазоне скоростей и способен экстренно осаждать машину до полной остановки.

А вот с «навигацией» вышел казус. На данном этапе в систему можно загружать карты лишь нескольких крупных российских городов. О существовании Алтая штатный навигатор имел весьма приблизительное представление. При этом он достаточно забавно «глючил», считая, что вместо алтайских гор мы перемещаемся по Всеволожску в Ленинградской области... Появление новых карт – дело времени.



Арсенал внедорожных средств следующий. Система полного привода All Mode 4x4 по умолчанию заднеприводная. Передние колеса подключаются либо принудительно, либо автоматически по команде электроники при помощи электромеханической муфты. Есть понижающая передача и блокировка заднего межколесного дифференциала. Полезная штука – система помощи при спуске, которая работает как при движении вперед, так и назад. Все управление трансмиссией производится поворотным колесом и клавишами на центральной консоли. Работать удобно даже вслепую. Предусмотрены также предустановки, соответствующие различным дорожным условиям (шоссе, камни, песок/грязь, снег) – они меняют алгоритмы работы блокировок трансмиссии, вспомогательной системы спуска, антипробуксовочной системы и ABS. Также меняются реакции силового агрегата на нажатие педали газа.


Большинство внедорожников никогда не покидают асфальт, а их потенциал сильно преувеличен маркетологами. Огромный вес машин этого класса на бездорожье сводит на нет хитроумные системы полного привода с блокировками дифференциалов и «понижайками», заставляя напичканных электроникой монстров отчаянно буксовать в сколько-нибудь серьезной грязи (особенно на «штатных» колесах). Поговорка насчет трактора, за которым идти тем дальше, чем более наворочен джип, не потеряла актуальности. К тому же лезть в непроходимый кустарник и бездонные лужи на машине стоимостью под сотню тысяч «зеленых» с окрашенными в цвет кузова бамперами не возникает ни малейшего желания. Равно как и желания небрежно забросить в шикарно отделанный салон заляпанную лопату после очередного откапывания.


Смысл приобретения большого внедорожника? Статус, комфорт и безопасность. Автомобили, подобные Patrol, с их мощной силовой структурой, непробиваемой подвеской, высокой посадкой, роскошным салоном и хорошей шумоизоляцией позволяют перемещаться на любые расстояния с удобством первого класса по дорогам любого качества. Gran Turismo – по-российски. Там, где путешествие на легковом седане или городском кроссовере обернулось бы пыткой, Patrol буквально окружает вас комфортом.

Patrol предлагается в двух исполнениях. В вариации за 2 миллиона 900 тысяч и 3 миллиона 60 тысяч «деревянных». Главные отличия – наполнение опциями. В дорогом исполнении Patrol оснащается продвинутыми мультимедиа, системой контроля рядности движения, активными «круизом» и многим другим. Основные конкуренты Patrol – это Lexus GX 460 (от 2 980 000 руб.) и Toyota Land Cruiser 200 (от 2 921 000 руб.). Они уступают по мощности, но зато превосходят по имиджевости. Кроме того, у Land Cruiser имеется комплектация с актуальным дизельным двигателем, которого нет у Patrol. В этом же ценовом диапазоне находится Range Rover Sport (от 2 946 000 руб. за дизельную версию и от 3 255 000 руб. за бензиновую с двигателем V8 5.0), Mercedes GL (от 3 090 000 рублей), Audi Q7 (от 2 700 000 рублей), Cadillac Escalade (от 2 450 000 рублей). Так что не просто Патрулю придется.

Илья Наумов
Фото автора и компании Nissan


ИСТОРИЯ


Своим появлением Nissan Patrol обязан... американскому военному ведомству. В 1940-х ему понадобился недорогой полноприводник, способный выполнять функции патрульного автомобиля на территории азиатского региона. Нет-нет, собственных «Виллисов» и «Бантамов» заокеанским воякам хватало, но доставка этих машин выходила слишком накладной. Чтобы решить проблему, были привлечены местные производители, которые быстро разработали необходимую технику, прототипом которой выступил, разумеется, упомянутый Willys.

Toyota подготовила модель BJ (которая стала прародителем нынешнего Land Cruiser), а Nissan разработал нашего сегодняшнего героя — внедорожник Patrol. Обе машины оказались невероятно похожими: нижнеклапанный двигатель, 3-ступенчатая коробка передач, понижающий ряд трансмиссии, рессорная подвеска... Эти автомобили были крупнее и мощнее «Виллиса», но победителем, которого выбрали американские военные, оказался именно он! Точнее, фирма Mitsubishi, успевшая приобрести лицензию на производство модели Willys CJ3B.

История — Алексей Кованов