Помню, четыре года назад я провёл несколько весёлых деньков с яркой чешской машиной. То была дизельная Fabia RS канареечного цвета. Казалось бы, обычная Шкода, едва выделяющаяся на фоне скромных соседок по конвейеру и городскому потоку. Но 130-сильный турбодизель с 310 «ньютонами» и отличное шасси наделяли её очень заводным характером. Стоит ли говорить, что я с нетерпением ждал нового поколения RS-ки?
И вот она стоит, поблескивает зелёными бортами на парковке в аэропорту Праги. К слову, Skoda с логотипом RS впервые получает подобный цвет – это реверанс в сторону «боевой» Фабии S2000, на которой мне довелось прокатиться прошлым летом (пусть и в штурманском кресле). Да и вся стоянка пестрела сочным синим, вызывающим жёлтым и гламурным красным. Несколько серебристых и чёрных хэтчбеков и универсалов совершенно терялись в этой палитре.
Я не ошибся, «сарайчики» там тоже были. Впервые в сегменте B кто-то додумался сделать «заряженный» универсал! Глупости, скажете? Но если взглянуть на улицы любого европейского городка, то можно уверенно констатировать – спрос на подобные машины достаточно велик. А раз так, то почему бы не запихнуть под капот практичной «мелюзги» 180-сильный двигатель?
Да, теперь Fabia RS оснащается не дизелем, а хитрым «всефольксвагеновским» мотором 1.4 TSI с механическим компрессором и турбиной. В результате с такого небольшого объёма удалось снять не только 180 «лошадок», но и 250 Н•м крутящего момента. И пусть Fabia RS потеряла в тяге, зато солидно прибавила в мощности, да и сам максимальный момент покоится на «полке» от 2000 до 4500 об/мин.
А вот механические КПП инженеры концерна VAG, видимо, уже считают анахронизмом. Skoda Fabia RS вслед за SEAT Ibiza CUPRA и Volkswagen Polo GTI получила семиступенчатый «робот» DSG с двойным сцеплением. Обкатывать это сочетание доверили именно испанской «зажигалке», и, помнится, во время премьерного теста Ibiza CUPRA логика работы коробки мне не понравилась категорически.
Поэтому я не торопился будить мотор и трогаться с места. К тому же нам с коллегой не давал покоя зелёный хэтчбек Fabia RS с белыми дисками и белой крышей (в стиле всё той же Фабии S2000!), который мы обнаружили на стоянке, но в списках доступных машин его не оказалось. Что ж, пусть будет универсал. Потом поменяемся...
Первая часть маршрута оказалась не самой интересной. Только вырулив из аэропорта, мы оказались на полупустом шоссе. И это не Германия, автобаны тут «лимитные». Так что ставим крейсерские 130 км/ч и прислушиваемся. А слушать-то и нечего – в салоне достаточно тихо. Покрытие там не чета абразивному российскому, шины почём зря не тревожат. Разве что набегающий поток воздуха напоминает о себе где-то в районе наружных зеркал. Да и коробка передач старательно подсовывает седьмую ступень, экономя топливо.
Нас же куда больше интересовали узкие извилистые сельские дорожки, где любой «хот-хэтч» запросто утрёт нос громоздким «автобанным ракетам». Так что с магистрали мы сворачивали с радостью. Нет, Fabia RS отлично ведёт себя на скоростной прямой, разве что её немного стаскивает в сторону при порывах бокового ветра. Но хотелось «отжечь»!
Серое полотно петляет между деревьев, впереди – пустота. Рычаг DSG в положение S, и коробка тут же скидывает пару ступеней, поддерживая мотор в тонусе. Ну что, попробуем вспомнить лесной тестовый участок на Barum Rally Zlin! Fabia RS бросается вперёд и охотно ввинчивается в повороты. Жаль, что звук двигателя внутри при этом совсем не радует. Вроде и жужжит, а эмоций ноль. Обидно.
Но едет зелёная Шкода весело! Уверенно балансирует на грани в связках «правый-левый», точно и быстро отзывается на действия классной «баранкой», обтянутой перфорированной кожей. А главное – семиступенчатая DSG уже не раздражает нелогичными переключениями. В спортивном режиме «робот» вовремя переходит «вниз» с перегазовками – даже подрулевыми «лепестками» ворочать не нужно.
Что ж, весьма отрадно, когда реакция на критику оборачивается перенастройкой, которая снимает все нарекания. К коробке действительно вопросов больше нет. Но оказалось, что радоваться было рано. Стоило попасть на участок с неровным асфальтом, как положительный настрой сменился недоумением.
На раздолбанном покрытии начинается такая свистопляска – только держись! Руль наполняется неприятными вибрациями и рвётся из рук, хотя его движение в «околонулевой» зоне и не нуждается в коррекции. Но машина независимо от этого рыскает влево-вправо, а подвеска грохочет и жалуется на нелёгкую судьбу. Похоже, что амортизаторы просто не в состоянии эффективно гасить колебания тяжёлых 17-дюймовых колёс. Но ведь на Сеатах такого не наблюдалось!
К тому же, стойки ещё и пробивает частенько, а на одной из тестовых машин коллеги даже поменяли спущенное колесо. И это в Чехии! А что будет с низкопрофильными шинами 205/40 R17 на российских дорогах? Оказывается, над этим вопросом уже подумали – у нас Skoda Fabia RS в базе будет оснащаться 16-дюймовыми дисками.
В общем, пока дороги ровные, ехать на Фабии RS приятно и весело. Но на плохом покрытии лучше сбавлять темп. Так и тише, и трясет куда меньше. И надёжнее. Но сюрпризы на этом не закончились. Как и на презентации обновлённой Октавии RS, «дорожная книга» привела нас на гоночный трек! Причём там можно было прокатиться и с действующими пилотами Skoda Motorsport.
С Яном Копецки я уже знаком, финн Юхо Хяниннен в мой заезд был занят, поэтому я выбрал британца Гая Уилкса. Кстати, вся тройка ныне занимает три первых места в первенстве IRC 2010 года! И любой из них вполне может стать чемпионом в этом сезоне. Хорошая компания.
С Гаем я проехал два круга, но было видно, что ему явно не хватает возможностей машины. Он мог ехать на пределе, болтая по мобильнику. Да и трасса Ceska Lipa – это, конечно, не дистанция спецучастка серии IRC. В «нашей» конфигурации было 8 поворотов, а круг мы пролетали всего за минуту. А потом настала моя очередь «рулить».
Сначала – с включенной противобуксовочной системой. Но буквально за две связки стало ясно – это не жизнь! Она настолько сильно душит двигатель, что разгона на выходе из поворотов фактически нет. А значит, без сожаления избавляемся от опеки. И пусть система стабилизации тут не отключается, но её работа уже не мешает. Финиш.
Следующим моим «напарником» стал Павел Валушек, местный пилот, который в этом году громит всех в чемпионате Чехии по ралли. Но перед стартом он предложил мне другую схему развития событий. Либо он катает меня два круга, а потом я еду сам, либо я «в руле» все четыре круга. Надо ли говорить, какой вариант я выбрал?
Итак, «трекшн» - в «офф», спортрежим DSG. Старт! Всеми силами я пытался почувствовать работу электронной имитации блокировки дифференциала (XDS), сжигая в дым внутреннее буксующее колесо, но на деле эффекта было немного. В крутых поворотах тяги на второй передаче столько, что XDS не спасает, а при движении на третьей передаче избытка крутящего момента не ощущается, так что помогать машине уже и не требуется.
Сравнивать XDS с механическим дифференциалом невозможно – польза от «самоблока», например, на Ford Focus RS неоспорима и заметна сразу. И хотя чехи заявляют, что Fabia RS с помощью XDS едет быстрее и точнее, проверить это было нереально. Кроме того, за 4 круга система ещё и колодки передние подожгла (она работает с помощью штатной тормозной системы). Сомнительный «бонус» на гоночном треке.
Туда же и шины. Continental SportContact 2 может порадовать разве что ценой при заказе для первичной комплектации на конвейере, но никак не приличным «держаком». И тут меня вдруг осенило. А какого чёрта я вообще отношусь к Фабии RS как к «зажигалке» для трек-дней? Попробуем взглянуть с другой стороны.
Мощный тяговитый двигатель. Роботизированная КПП, избавляющая левую ногу от работы сцеплением и уже не раздражающая рывками даже в пробках. Яркие цвета и возможность для индивидуализации (окраска крыши, колёсных дисков). И покладистый, но весёлый характер. Да это просто превосходный городской «забияка»! За рулём Фабии RS не надо потеть и работать – она снисходительна к новичкам и порадует активных водителей, которым наплевать на сотые доли секунды на трассе. Вжик-вжик, и ты уже впереди транспортного потока.
Остаётся только пожалеть о том, что у нас не будет продаваться Skoda Fabia RS Combi – машина, которая вообще не имеет аналогов (разве что дорогущий и тесный MINI Clubman). В России универсалы B-класса попадаются на дорогах не чаще, чем кабриолеты зимой, спрос на них минимальный. Но это полбеды. Главное, что подвеска не претерпит никаких изменений для наших дорог (кроме уже упомянутых колёс). Что ж, придётся активнее объезжать ямы, но Skoda Fabia RS вполне способна сделать из этого интересное занятие.
Вадим Гагарин
Фото автора и компании Skoda
История
Skoda Fabia RS появилась в гамме чешского бренда в 2003 году. И это был первый «злой» хэтчбек с дизелем под капотом. 130-сильный турбодизель объёмом 1,9 литра развивал 310 Н∙м крутящего момента, что в сочетании с шестиступенчатой «механикой» делало из 1320-килограммовой Шкоды ракету!
Пусть характеристики воображения не поражали (9,6 секунд до «сотни» и 206 км/ч максимальной скорости), но они совершенно не отражали истинных возможностей машины. Ибо вся сила Фабии RS была в пушечных ускорениях на фиксированных передачах. Да и по реальным замерам она чаще всего с лихвой перекрывала заявленные показатели. При этом в пользу Шкоды говорил и смешной «дизельный» расход топлива.
А ещё нам удалось прокатиться на легендарном купе Skoda 110R Coupe! Машина выпускалась с 1970 по 1980 год и примечательна компоновкой – двигатель объёмом 1,1 литра (63 л.с.) расположен сзади. А, главное, – «110-я» стала заготовкой для более мощной раллийной версии 130 RS. На такой, кстати, гонялся отец того самого Павла Валушека, что катался со мной на трассе Ceska Lipa.
Но то боевые машины, а ездил я на «гражданской» версии 110R. Ощущения, надо сказать, довольно интересные. Руки – на тонком руле без усилителя, коробка передач – четырёхступенчатая, тормоза, конечно же, тоже лишены всяческих помощников. Мучать ветерана я не стал и выше 3,5 тысяч оборотов мотор не крутил. Да и на скорости 90 км/ч внутри шумно, а «баранка» предательски пустая. Далеко шагнуло автомобилестроение за 40 лет...
Трасса
Автодром Ceska Lipa, расположенный в городке Sosnova, – отнюдь не провинциальная трасса, заросшая одуванчиками. Трек, построенный в 1978 году, до сих пор находится в отличном состоянии – чисто, хорошее покрытие, нормальный подъезд.
Конечно, для серьёзных гонок Ceska Lipa маловата, но здесь ежегодно проходят соревнования по картингу и традиционный финал Чемпионата Европы по ралли-кроссу. Кроме того, здесь же проводят и «зрительский» спецучасток Ралли Богемии. И, естественно, не обходится без любительских покатушек и занятий школ вождения.
Альтернатива
В чистом виде подыскать соперника Фабии RS не так и легко. Skoda доступна только в пятидверном исполнении и с коробкой DSG. Но в этом классе количество дверей вовсе не является определяющим фактором, поэтому включаем в обзор все «хот-хэтчи» сегмента B.
Правда, сейчас тут наблюдается дефицит моделей. Родственные Шкоде SEAT Ibiza CUPRA и Volkswagen Polo GTI с аналогичными двигателями и КПП до России пока не доехали, посему неизвестны и цены. Пережила рестайлинг и Renault Clio Sport с высокооборотным двухлитровым «атмосферником» (201 л.с.), которая также доберётся до российского рынка только к концу лета.
Peugeot 207 RC
Стильный француз в прошлом году пережил рестайлинг, но по технике остался тем же. Под капотом – совместная разработка концернов BMW и PSA (175-сильный турбомотор объёмом 1,6 литра), коробка передач – по-прежнему пятиступенчатая «ручка» с километровыми ходами. Но в недостатке динамики обвинять 207 RC не приходится – 7,1 секунда до «сотни» и 220 км/ч максимальной скорости вполне удовлетворят любителей «хот-хэтчей». При этом Peugeot 207 RC остаётся самым доступным предложением в классе – цена начинается с 869 тысяч рублей.
Opel Corsa OPC
Немецкий хэтчбек слегка дороже, чем Peugeot – он стоит от 887 700 рублей. Но зато Corsa может похвастать уже 192-сильным двигателем (также 1.6 турбо), шестиступенчатой КПП и сиденьями Recaro. Правда, по заявленному разгону «0-100» Opel проигрывает «Пыжику» - 7,2 секунды против 7,1. Но это только потому, что «сотню» Corsa OPC достигает на третьей передаче. Максимальная скорость – 225 км/ч.
MINI Cooper S
MINI, конечно же, ожидаемо дороже. Оснащённый тем же двигателем, что и Peugeot 207 RC, он стоит уже от 1 миллиона 64 тысяч рублей. Но, во-первых, MINI не только имеет шестиступенчатую «ручку», но и «автомат» в качестве опции. Во-вторых, у него есть «универсальная» версия Clubman (+ 99 400 рублей). А, главное, что из перечисленного может поспорить с MINI в стиле и гламуре?