Skoda Fabia. Полный цикл

В Калуге стартовала полноцикловая сборка обновленной Fabia

Становление Skoda как мирового автопроизводителя началась более 100 лет назад с... России! Об этом сообщил Мартин Ян, заместитель генерального директора Skoda по продажам. Во всяком случае, судя по годовому докладу компании Laurin&Klement (непосредственной предшественницы «Шкоды»), в 1908 году в России было продано столько же автомобилей этой марки, сколько во всей Австро-Венгрии, в состав которой Чехия входила до 1918 года.


Правда, стоила тогда Skoda всего 1800 рублей, и, по словам господина Яна, эти счастливые времена вряд ли когда-нибудь вернутся. А вот может ли Skoda стать доступнее? Вполне! Ведь с 28 апреля 2010 года на заводе Volkswagen под Калугой осуществляется полноценная сборка еще одной чешской модели – Skoda Fabia.


Теперь Skoda Octavia и Fabia «от» и «до» делаются в России – от сварки и покраски до окончательной сборки и обкатки. Разве что штампованные детали пока поступают из Чехии. Но, подчеркиваю – пока! Рядом с заводом VW уже построено производство, налаженное Северсталью и ее испанским партнером Gestamp. Здесь из российского металлопроката будут делать детали кузовов для Шкод. На вполне закономерный вопрос – «а как это отразится на качестве?» - последовал неожиданный ответ: положительно! Ведь под Калугой поставили самое современное оборудование. Максимальный допуск – 0,3 мм.


...Все сварочные линии отделены друг от друга плексигласовыми щитами. Основную работу тут делают более сотни роботов, так что искры – во все стороны. Первый этап – сборка пола. Затем двое рабочих на защелках крепят к нему боковины кузова и приводят в действие фреймер – жесткую раму, которая электронным методом проверяет правильность установки деталей и затем жестко их фиксирует. Все, можно варить!


В какой-то миг в движение приходят 8 огромных желтых манипуляторов – абсолютно бесшумно, от чего невольно вздрагиваешь (подсознание вызывает кадры из «Терминаторов»). Брызжут искры под потолок. Проходит несколько секунд – и заготовка кузова отправляется в досварочную камеру: теперь еще шесть роботов поставят свои «точки» там, куда их предшественники не могли дотянуться из-за рамы фреймера.


Следующий этап – к кузову припаивается крыша. Именно припаивается – лазером! Вдоль «дождевого шва» ползет ярчайшая точка: лазерный луч расплавляет медную проволоку, обеспечивая герметичность. В общей сложности на кузове Skoda Fabia 4126 сварных точек, более шести метров паяных лазером швов.


И все же после сборки еще одна группа роботов электронными измерительными приборами изучает всю «геометрию» кузова. Полученные данные будут храниться в базе данных 15 лет! Для чего? Если вдруг случится авария с тяжкими последствиями, эти данные помогут установить: не стал ли причиной аварии дефект кузова. Каждые 115 секунд с конвейера сходит готовый кузов, в час – 31, в год – 150 тысяч.


Из сварочного цеха автомобили поступают в покрасочную камеру. Но не сразу. Сначала их отмывают от остатков консервирующего масла и только потом опускают в катафорезную ванну. Потом сушка, окраска, нанесение защитного лака. И – в сборочный цех.


Ну а здесь-то все привычно. Роботизированные «руки» подают внутрь салона панель приборов в сборе, кресла, задний диван. Сидя внутри, молодые калужане споро монтируют детали обшивки, а в другом конце цеха в это время собирают «тележку». И вот – долгожданная «свадьба»! Теперь остается навесить двери (их собирают отдельно), колеса, светотехнику, бамперы. И... Нет, не на автовоз, а на полигон.


Гребенка, брусчатка и прочие дорожные неприятности как следуют «протрясут» Fabia на предмет выявления посторонних шумов. А потом автомобиль отправят в дождевальную камеру и прольют водой под большим давлением для выявления возможных протечек...


Через определенные временные этапы специалисты – аудиторы – проводят выборочный контроль качества. Выбирают из партии готовых кузовов два и тщательно, миллиметр за миллиметром, обследуют все – поверхности, качество сварки, выявляя возможный брак.

А что в будущем? Пока в Калуге по полному циклу делают три модели: Skoda Octavia, Skoda Fabia и Volkswagen Tiguan. Но скоро здесь начнут выпускать совершенно новый седан, построенный на платформе Volkswagen Polo. А чуть позже добавится и еще одна модель. Скорее всего, это будет Volkswagen Passat, который пока собирают методом крупноузловой сборки.

Лев Дёмин
Фото: автора и Skoda