Автопробег на Opel Astra – возращение через Таллин

Наш автомобильный пробег вошел в свою завершающую фазу. Мы уже успели побывать в Смоленске, Минске, Вильнюсе, Риге, Тарту и Таллине. Вчерашний наш день был посвящен осмотру старого города в Таллине и возвращению в Россию

Наш автомобильный пробег, который начался рано утром в понедельник 19 апреля, вошел в свою завершающую фазу. За предыдущие дни мы уже успели побывать в Смоленске, Минске, Вильнюсе, Риге, Тарту и Таллине. Вчерашний наш день был посвящен осмотру старого города в Таллине и возвращению в Россию.



Как правильно писать слово Таллин? С одной «н» или двумя – Таллинн? Сами эстонцы дают однозначный ответ на этот вопрос – только Таллинн. С двумя «л» и двумя «н» (удивительно, что всего с одной «и»). Правда, такое написание эстонцы утвердили только в 1988 году. Однако в России по-прежнему принято старое написание столицы Эстонии – Таллин, с одной буквой «н» - согласно распоряжению, подписанному Борисом Ельциным еще в 1995 году, было установлено именно такое написание этого города.



Вообще проблема с русскоязычным населением в Эстонии стоит наиболее остро среди всех прибалтийских государств. Например, в Эстонии самая высокая доля так называемых «неграждан» - в Таллине их сразу 27,8%. Ведь власти Эстонии в начале 90-х годов решили предоставлять гражданство только тем людям, родственники которых проживали на территории Эстонии в период с 1920 по 1940 год. Отсюда и исходят многие разногласия между коренными эстонцами и так называемым русскоязычным населением. Однако неоднократное посещение Таллина говорит о том, то никакого негатива к русским здесь нет, хотя бывает всякое. Поднимать проблему переноса памятника «Бронзовый солдат» мы здесь не будем, но отметим, что в Эстонии есть сразу два национальных праздника независимости. Один называется «День независимости» (24 февраля), а 20 августа празднуется «День восстановления независимости». Разумеется, 9 мая, как и другие знакомые нам праздники, здесь никто не отмечает.



Ради чего стоит приезжать в Таллин? Как и в случае с другими прибалтийскими столицами, ради старого города («ваналинн» по-эстонски), который отлично сохранился. Причем, здесь есть не только ратуши и соборы, но и значительная часть старой крепостной стены. Кроме того, в Таллине можно найти и ремесленные улочки, как во времена Средневековья, где мастера вручную делают стеклянную посуду, керамику, ткани. Поэтому если окажетесь в Таллине, то в старом городе смело заглядывайте в каждый дворик и улочку. Увидите много чего интересного и поймете, как же жили люди несколько веков назад.



Конечно, многие здания в Таллине напрашиваются на реставрацию, но, в общем и целом, все очень даже прилично. Старый город, как всегда, не слишком-то большой – его можно легко осмотреть за один день. Очень часто можно услышать, что в Таллине все стоит очень дешево. Однако в последний год-полтора цены в ресторанах и кафе заметно выросли и почти достигли среднеевропейского уровня. Хотя и в старом городе все еще можно найти заведения с вполне разумными ценами и очень вкусной домашней едой.



При походе по Таллину не кричите слишком громко о том, что вы недавно были в Риге, и она вам понравилась больше. Ведь противоборству Риги и Таллина уже много веков, и жители этих двух городов давно спорят о том, у кого самое высокое здание, самая старая постройка, самая мокрая вода, самое вкусная еда, где живут самые красивые женщины и так далее.



Дорога от Таллина до границы с Россией (а мы возвращались домой через Нарву и Ивангород) не представляет никаких сложностей. Достаточно ровная магистраль с хорошей разметкой и четкими указателями. Правда, сейчас часть трассы ремонтируется, однако, никаких пробок утром мы не обнаружили. А вот с прохождением границы сложности могут возникнуть, особенно у тех, кто не знает про одну особенность этого пограничного перехода.



Речь идет о так называемой электронной очереди и о талончиках, где указано время прохождения границы и номер автомобиля (то есть взять талон для себя и для «того парня» не получится). В настоящий момент есть три варианта прохождения границы. Вариант первый и, наверное, самый лучший. Вы звоните из Эстонии по телефону 900-25-25 (лучше это делать заранее) и бронируете время прохождения границы. Эта услуга, как вы догадываетесь, платная – 300 эстонских крон (около 760 руб.). После получения талончика вы подъезжаете уже к границе, где в очереди стоит обычно 10-15 автомобилей, и проходите границу (на это уйдет около 1,5-2 часов).

Вариант второй – вы приезжаете в Нарву и берете платный талончик уже там. Это стоит те же 300 крон, но при этом ожидание времени прохождения границы может затянуться на 5-7 часов. И возможность третья – самая неудачная для путешественников – сэкономить деньги и получить бесплатный талончик. Но будьте готовы к тому, что ждать своей очереди вам придется порядка... 130 часов. То есть более пяти суток! Последний вариант приемлем лишь для жителей Нарвы, многие из которых привыкли ездить в Россию за бензином и сигаретами. Ведь цены на топливо в Эстонии такие же, как и во всей Европе. То есть огромные. Некоторые эстонцы даже делают «бензиновые автомобили» - стандартные машины оснащают огромными дополнительными топливными баками, куда влезает по 200-250 л бензина (лучше всего для этих целей подходят старые «американцы»).



Россия встретила наши Opel Astra не слишком радушно. И дело вовсе не в дожде, а, как вы догадываетесь, в дороге. Помнится, мы критиковали асфальт в Латвии, однако, поверьте, латвийские дороги по сравнению с нашими кажутся просто идеальными. Трасса от Ивангорода до Петербурга изобилует огромным количеством ям, причем таких, что попав туда можно и колесо пробить.



Какие можно сделать выводы? Во-первых, путешествие на автомобиле по трем прибалтийским странам - занятие довольно интересное и не очень сложное. Ведь эти государства совсем небольшие, от одной столицы до другой можно доехать всего за несколько часов. К тому же отели в Вильнюсе, Риге и Таллине (равно как и в Минске) стоят не так уж и дорого. Двухместный номер в трехзвездочном отеле можно снять за $50-80 в сутки, а если как следует поискать, то и дешевле. Наш опыт показал, что для подобного пробега лучше всего выделить шесть дней с ночевками в городах: Минск, Вильнюс, Рига, Таллин, Санкт-Петербург (при старте из Москвы). Хотя, конечно, из Таллина можно направиться и сразу в Москву, но в этом случае будьте готовы к довольно трудному пути назад.



И вывод второй – Opel Astra нового поколения оказался очень приличным автомобилем с неплохой автоматической коробкой передач, удобными креслами (это понимаешь только в подобных длительных путешествиях) и очень достойной шумоизоляцией. Правда, для длительных марш-бросков лучше бы подошла машина с более мощным мотором, хотя и 115 «лошадок» 1,6-литрового агрегата справлялись со своей задачей (нужно было только отказаться от рискованных обгонов).

Начало: