Почему люди не летают, как птицы? Этот вопрос беспокоит человечество с тех пор, как кто-то из первобытных навернулся с ветки, влезая на дерево. С тех было множество попыток покорить пятый океан, а первым неудачником, если верить мифам, был грек Икар. Юноша сваял себе крылья из перьев и воска, но лавры Гагарина ему не достались – до орбиты он не добрался, воск растаял, и Икар рухнул в море. Так что лучше покорять небо на чём-то более подходящем. Например, на самолёте.
Сказано – сделано. Я бодро взбираюсь на крыло и легко втискиваюсь в узкую кабину. А дальше – привычные по регулярным трек-дням лямки ремней. Правда, не четырёхточечных, а шести. Сначала – парашют, затем меня плотно притягивают к сиденью. Натягиваю гарнитуру. «Готов?», – вопрошает инструктор, один из членов сборной России по высшему пилотажу. «Всегда готов», – крутится в голове.
Что было дальше, описать сложно, одни эмоции. Бочки, знаменитая петля Нестерова, виражи и абсолютный восторг от перегрузок. Так бы и летал, как мой знаменитый однофамилец. Но, увы, наш полёт ограничен считанными минутами. И спустя положенный срок учебно-тренировочный Як-52 уже садится на поле аэродрома в Дракино.
А летать довелось не только на самолёте. Сначала мы проверяли на прочность вестибулярный аппарат в аэродинамической трубе, где тело держит лишь воздушный поток, генерируемый мощными вентиляторами. Каждый из четырёх «карлсонов» приводится в действие 260-сильным двигателем, а это (вот уж совпадение!) равно отдаче мотора Mazda3 MPS.
Конечно, совпадение не случайно, ведь и в Дракино, и в трубе я оказался не просто так – всё это входило в программу российской презентации новой Mazda3 MPS. Нынче принято ассоциировать мощную «трёшку» с авиацией, а не с железными дорогами – поклонники MPS метко окрестили предшественницу «кличкой» РЖД (МПС можно расшифровать как Министерство Путей Сообщения).
С этой машиной мы уже знакомы – не так давно прошёл премьерный тест в Германии. Тогда экзамен у «трёшки» принимали идеальные немецкие автобаны. Но мы-то знаем, что гораздо более серьёзная комиссия ждёт MPS в России. В роли сурового «препода» выступило кривое Симферопольское шоссе. Поэтому обсуждать по новой дизайн и отделку интерьера смысла нет – сконцентрируемся лучше на дороге.
А делать это приходится! Да, конечно, MPS-ка стала чуть более дружелюбной, но если попадаешь в колею, то не стоит терять бдительность. Особенно при быстром разгоне – чуть зазеваешься и отправишься чесать упитанными бортами отбойник или распугаешь соседей по дороге. Но контролировать машину всё равно легче, нежели пытаться сохранить равновесие в аэродинамической трубе, где тренируются профессиональные парашютисты.
Зато «железнодорожные» ассоциации действительно отходят на второй план – на многочисленных стыках Mazda теперь не издаёт «тыдых-тыдых», как вагон на рельсах. Подвеска стала даже немного мягче, чем у прежней MPS. Да и не «пробивает» её на каждой мало-мальски серьёзной колдобине, чем грешило предыдущее поколение. Но до комфортабельности «747-го» Боинга MPS далеко. Несмотря на улучшенную шумоизоляцию, широкие шины сразу дают понять, что дорожные службы не слишком любят свою работу. И за что платить немаленький транспортный налог?
Но дождитесь участка с хорошим асфальтом (иногда попадаются и такие) и нажмите на правую педаль до упора. Когда стрелка тахометра подтягивается к отметке «3», крыльчатка турбокомпрессора раскручивается в полную силу, а индикатор давления наддува начинает зашкаливать. Вот он – момент истины!
Да, взрыв приглушили. Теперь на водителя волна ускорения обрушивается не с такой яростью, как раньше. Но всё равно, я поймал себя на мысли, что намеренно сбрасываю обороты ниже заветной «тройки», чтобы раз за разом наслаждаться моментом, когда у MPS открывается второе дыхание.
Кажется, что машине абсолютно всё равно, какая в этот момент скорость. Главное – своевременно орудовать знакомым по предыдущей MPS рычагом КПП. В результате Mazda легко набирает 200 км/ч, но на высших передачах разгон становится более плавным, ещё сильнее подчёркивая самолётные ощущения. А уж Як-52 до своих взлётных «150» точно уступит красной японской «молнии».
Теперь Mazda3 MPS ещё больше оправдывает репутацию «пожирателя километров» – она стала тише, мягче и немного утихомирилась. И передние сиденья, даром что похожи на прежние, стали удобнее. Но остаётся главный вопрос – как она поведёт себя на треке? Не зря ведь российские владельцы MPS-ок стали всё чаще выбираться на гоночные трассы. И не зря она остаётся одним из самых мощных переднеприводных «хот-хетчей». Так что небольшой ягодкой на торте наших полётов стали вполне земные покатушки на одном из лучших картодромов Московского региона – «Лидере».
После короткой гонки на картах нам разрешили проехать несколько кругов и на MPS. Конечно, эта трасса гораздо лучше подходит для юрких и лёгких 13-сильных «тележек», а 1400-килограммовый хэтчбек здесь больше напоминает слона, который уже долгие годы неизвестно что делает в посудной лавке. Но и этой «пристрелки» хватило, чтобы поближе познакомиться с характером машины.
Главное, что отмечаешь сразу – она так же, как и предшественница, активно «виляет» задней осью, помогая водителю избавиться от непременного сноса передка в крутых поворотах. Конечно, если скорость выше, чем нужно, то Mazda, беспомощно визжа покрышками, уедет «наружу». Но в целом короткое «свидание» прошло у нас со взаимным интересом.
И всё же этого мало – мне не удалось даже перегреть тормоза, а на третьей передаче я ехал не дольше 2 секунд. Куда уж там, если скорости не превышают даже сотни километров в час. Главный вопрос так и остался неразрешённым. Как же заставить японскую «зажигалку» продемонстрировать все свои прелести? Ведь подмосковный автодром в Мячково проснётся от зимней спячки только в апреле.
Но есть ещё один авторитетный судья. Самый авторитетный в мире. Живёт он в Германии, и именно ему достаётся право решающего голоса. Конечно, это Северная петля Нюрбургринга! Туда я в компании с Mazda3 MPS отправлюсь уже на следующей неделе. И легендарный «Зелёный ад» выведет её на чистую воду. Ждите подробностей!
КОМПЛЕКТАЦИЯ Mazda3 MPS
Базовое оборудование (1 203 000 рублей):
- ABS
- Система стабилизации (DSC)
- Фронтальные, боковые подушки безопасности и надувные «занавески»
- Адаптивные би-ксеноновые фары с омывателем
- 18-дюймовые легкосплавные колёсные диски
- Двухзонный климат-контроль
- Датчики дождя и освещённости
- Отделка руля и ручки КПП кожей
- Комбинированная отделка сидений «кожа-ткань»
- CD/MP-3 аудиосистема с 6 динамиками и управлением на руле
- Круиз-контроль
- Обогрев лобового стекла
- Боковые зеркала с обогревом и электроприводом складывания
- Подогрев передних сидений
- Датчики парковки сзади
Пакет дополнительного оборудования увеличивает стоимость до 1 274 500 рублей и включает в себя навигационную систему и «музыку» Bose с 10 динамиками.
ИСТОРИЯ
Премьера Mazda3 MPS первого поколения состоялась в марте 2006 года на автосалоне в Женеве. Изюминкой машины стал турбированный двигатель объёмом 2,3 литра, который развивал внушительные 260 лошадиных сил и 380 ньютон-метров крутящего момента. Тогда это был самый мощный переднеприводный хэтчбек. А переварить недюжинный нрав мотора помогала 6-ступенчатая «механика» с самоблокирующимся дифференциалом. Разгон «0-100» занимал у Mazda3 MPS всего 6,1 секунды.
Полюбилась машина и российским покупателям. Несмотря на зверские ставки транспортного налога, у нас разошлась почти тысяча Mazda3 MPS – многим пришлась по душе взрывная динамика, объединённая с практичным пятидверным кузовом и достаточно привлекательной ценой.
КОНКУРЕНТЫ
Сегмент «горячих хэтчбеков» класса С в России предлагает любителям «волков в овечей шкуре» достаточно широкий выбор. И хотя мы уже лишились неотёсанного 295-сильного Dodge Caliber SRT-4, а Opel Astra OPC ушла на покой, чтобы уступить место будущей «заряженной» Астре нового поколения, производители предлагают немало компактных «зажигалок», среди которых есть и полноприводные машины.
Вопрос престижа или отделки интерьера здесь выходит уже не на первый план, поэтому включим в обзор всех представителей быстроходного «гольф-класса» и расположим их в алфавитном порядке.
Audi S3
265-сильный хэтчбек от «четырёх колец» добрался до российского рынка лишь в этом году, заодно лишившись 9 «лошадок» - видимо, чтобы двухлитровый турбомотор не поперхнулся нашим бензином, его дефорсировали до 256 л.с. В активах немецкой компактной ракеты – полноприводная трансмиссия Haldex, опциональный «робот» DSG и престиж марки. Но заплатить за технологичные игрушки и имя придётся немало – Audi S3 у нас стоит от 1 633 300 рублей. А если хочется на две двери больше, то готовьте 25 тысяч сверху.
BMW 130i
Ответ баварцев – это заднеприводная BMW 130i с атмосферной трёхлитровой «шестёркой» мощностью 258 «лошадок». Острая управляемость и великолепный двигатель обойдутся покупателям минимум в 1 378 200 рублей. Правда, и оснащена «130-я» за эти деньги не слишком богато. Как и Audi, BMW можно заказать и в пятидверном исполнении, добавив к стартовому ценнику 29 800 рублей.
Ford Focus ST и Ford Focus RS
«Голубой овал» получил нового флагмана – бескомпромиссный Focus RS. Штучный товар приправлен лучшими специями, которые оценят настоящие фанаты «горячих хэтчбеков». Пятицилиндровый «динозавр» объёмом 2,5 литра получил на пенсию огромную турбину, которая «дует» аж на 305 сил. При этом все «лошади» срывают в пробуксовку только передние колёса. Облегчить участь водителю призваны самоблокирующийся дифференциал и отделённые от стоек поворотные кулаки. Но владелец должен быть обеспеченным – самый быстрый Ford предлагается за 1 498 800 в единственном богато оснащённом исполнении.
Focus ST не столь экстремален и лучше приспособлен на каждый день. Конечно, он существенно медленнее, ведь его турбированный 2,5-литровый мотор развивает 225 сил. Но и гораздо доступнее. Трёхдверка стартует с отметки 1 141 100 рублей, пятидверка дороже на 31 тысячу.
Honda Civic Type-R
Современный Type-R нынче уже не подарит водителю столь ярких эмоций, как его предшественники. Да, конечно, стрелка тахометра всё так же активно стремится к цифре «8». Но расплатой за будоражащий двигатель, великолепную КПП, классная и эффектный кузов стала выросшая масса, которая на корню рубит динамику машины. Да и управляемость противоречива. За 201-сильный хэтчбек, атмосферный мотор которого выдаёт фактически вдвое (!) меньше крутящего момента, чем у Мазды, нужно заплатить не меньше 1 171 500 рублей.
Mitsubishi Lancer X Ralliart Sportback
В привычную «тусовку» неожиданно влился новичок от Mitsubishi. Lancer X не только обзавёлся пятидверной версией Sportback, но и получил «заряженную» модификацию, которая стала промежуточным этапом между обычными Lancer и «боевым» Evolution. Под капотом Lancer X Ralliart – 241-сильный двухлитровый турбомотор, а оснащается он только роботизированной КПП с двойным сцеплением. Привод – на все колёса. Казалось бы, отличное предложение для российских условий. Но всё портит цена – Ralliart стоит от 1 486 800 рублей.
SEAT Leon FR & SEAT Leon CUPRA
Пара «горячих» испанцев недавно пережила обновление. В результате у младшей по статусу версии Leon FR появился такой же двухлитровый турбомотор, как и у нового Golf VI GTI – он развивает 211 «лошадок». Комплектуется Leon FR только «роботом» DSG, а цены на пятидверный «хот-хэтч» начинаются с 1 269 900 рублей.
В отсутствие на нашем рынке нового флагмана CUPRA R честь испанской марки защищает «просто» CUPRA. Двигатель этого Leon может похвастать уже 240 лошадиными силами, а оснащается CUPRA исключительно шестиступенчатой «механикой». Для фанатов. Как ни странно, но Leon CUPRA всего на 50 тысяч дороже версии FR – 1 319 900 рублей. Вот уж действительно нелёгкий выбор.
Skoda Octavia RS
Настоящий удар по ценам – это про Skoda. Видано ли дело, быстрый хэтчбек гольф-класса дешевле миллиона рублей! Но это факт – стать обладателем 200-сильной Skoda Octavia RS , которая после рестайлинга предлагается на нашем рынке исключительно с «роботом» DSG, можно лишь за 989 тысяч. И пусть базовое оснащение не слишком впечатляет, как и способности машины на гоночном треке, но более удачный «спортивно-хозяйственный» вариант подыскать сложно.
Subaru Impreza WRX & Subaru Impreza WRX STI
Subaru Impreza ныне тоже вторглась на территорию «хот-хэтчей» и сразу двумя топовыми версиями. 230-сильная полноприводная Impreza WRX стартует с 1 272 100 рублей и при этом весьма неплохо оснащена. Однако ей не хватает «градуса», поэтому лавры настоящей спортсменки достаются Импрезе с другим шильдиком – STI.
Предложение по Impreza WRX STI – это просто аттракцион неслыханной щедрости. За машину с 300-сильным оппозитным турбомотором и полным приводом «субаровцы» просят даже меньше, чем «три бриллианта» за свой Lancer X Ralliart – 1 405 300 рублей. Неудивительно, что покупатели чаще всего голосуют кошельком именно за Subaru.
Volkswagen Golf GTI
Родоначальник класса и один из его неизменных лидеров недавно явился миру в своей шестой реинкарнации, но сохранил все ценности предшественника. Интерьер стал эталонным для сегмента С, а множество повышающих комфорт опций делают его одной из лучших повседневных «зажигалок». Впрочем, для настоящих «боёв» возможностей 211-сильно «турбо-четвёрки» маловато, да и ходовая часть больше заточена под город, нежели под атаку поворотов. Но с большинством ситуаций Golf GTI справится. Да и цена привлекательная – от 1 086 592 рублей.
Volvo C30 T5
Дальная родственница Ford Focus ST выдаёт свои корни тем же 2,5-литровым турбомотором, который на C30 T5 развивает 230 «лошадок». Но берут быструю Volvo чаще ради дизайна, чем из-за её возможностей – на треке Focus ST оставит скандинавскую «кузину» позади. Зато C30 T5 можно заказать с «автоматом», чему наверняка рада прекрасная половина человечества.
Однако не самые привлекательные цены и традиционно неспортивный имидж марки делают Volvo C30 T5 не слишком логичным выбором для любителя «отжечь» - в базовой комплектации шведская трёхдверка стоит от 1 267 200 рублей. Правда, пока до нас ещё не доехала рестайлинговая Volvo C30. Так что не исключено, что ценники ещё скорректируют.
Автор: Вадим Гагарин
Фото компании Mazda