Антифриз: какой бывает и для чего нужен

Для работы машине нужно много различных технических жидкостей. Одна из важных — антифриз.
Авторы и эксперты
Вячеслав Донцов
Автор Авто Mail
Олеся Яшина
Эксперт компании ППР
Мастер заливает антифриз в расширительный бачок
Современные антифризы отличаются химическим составом присадок и цветомИсточник: Авто Mail

В этой статье расскажем, что такое антифриз и для чего он нужен, какие бывают виды, как часто нужно менять и как правильно менять и стоит ли обращать внимание на цвет. Разобраться в теме поможет Олеся Яшина, эксперт по развитию и продвижению сервиса «Ремонт и ТО» компании «Передовые Платежные Решения».

Что такое антифриз

Чаще всего антифриз представляет собой смесь воды и этиленгликоля или пропиленгликоля, к которым добавляют различные химические добавки для улучшения свойств. Основные виды современных антифризов отличаются химическим составом присадок и цветом (красный, зеленый, синий), хотя цвет сам по себе не влияет на эксплуатационные характеристики жидкости.

Для чего нужен антифриз в автомобиле

Антифриз обеспечивает надежную защиту двигателя от критического нагрева, замерзания, повреждений вследствие коррозии и отложений, поддерживая оптимальные условия работы автомобиля круглый год.

Устройство системы охлаждения двигателя
Антифриз — это одна из технических жидкостей машины, которая спасает двигатель от перегреваИсточник: Авто Mail

Какие бывают виды антифриза

Существует несколько видов антифриза, они различаются наборами присадок, которые содержатся в их составе.

Карбоксилатные

В этом типе охлаждающих жидкостей используют набор присадок на основе органических карбоновых кислот, поэтому их еще называют органическими. Эти вещества не оседают на стенках системы охлаждения, а долгое время остаются растворенными. Особенность этого типа жидкостей — они точечно препятствуют коррозии в местах, где она началась.

Эти антифризы эффективно охлаждают горячие элементы машины и долго служат. Но их нельзя заливать в старые автомобили, в которых установлены двигатели с чугунным блоком цилиндров, они быстро окислятся. 

Гибридные

В этих жидкостях есть как неорганические, так и органические присадки. Благодаря этому гибридный антифриз отлично защищает охлаждающий контур от коррозии, дольше служит, но хуже охлаждает двигатель.

Лобридные

Еще один антифриз со смешанным набором присадок. Большая часть из них — органические, примерно одна десятая часть — неорганические. Поэтому защитная пленка оседает на стенках системы охлаждения, но борется с коррозией точечно. Этот тип охлаждающих жидкостей один из самых дорогих, зато отлично отводит тепло и долго служит.

Неорганические

Это самый старый вид антифриза, в который добавляют соли неорганических кислот в качестве присадок. Они создают защитную пленку на стенках охлаждающего контура, защищая металл от коррозии. Ее минус — плохой теплообмен, из-за чего эта жидкость может не подойти для современных автомобилей. Второй недостаток кроется в небольшом сроке службы защитной пленки. После ее разрушения металл начинает ржаветь, в антифризе появляется осадок, который активно изнашивает детали системы. 

Когда и как часто нужно менять антифриз

Мужчина открывает расширительный бачок
Срок службы антифриза в системе охлаждения зависит от его типа и условий эксплуатацииИсточник: legion-media.ru

Срок службы антифриза в системе охлаждения зависит от его типа и условий эксплуатации. Он может уменьшаться, если машина постоянно работает в трудных условиях, например, на бездорожье или часто стоит в пробках. В этом случае нужно самостоятельно проверять качество антифриза в системе и заменять его, если необходимо.

Неорганические охлаждающие жидкости, как правило, служат меньше всего, особенно дешевые. 

Гибридные и карбоксилатные антифризы служат от трех до пяти лет, а лобридные еще дольше. 

Как правильно заливать антифриз в систему охлаждения

Антифриз заливается в систему охлаждения через пробку расширительного бачка. Двигатель обязательно должен быть заглушен. Перед началом процесса наденьте перчатки, так как антифриз токсичен. Начните заливать жидкость медленно и понемногу, чтобы не образовались воздушные пробки. Затем закройте расширительный бачок и прогрейте двигатель, десяти минут хватит. 

Если уровень антифриза в расширительном бачке после этого опустился ниже минимальной отметки, то необходимо еще немного долить. Если жидкость случайно попала к вам на кожу или на лакокрасочное покрытие машины, то стоит сразу смыть ее чистой водой.

Какие бывают цвета антифриза 

Антифриз приобретает свой цвет благодаря красителям, которые в него добавляет завод-изготовитель. Они могут быть зелеными, красными, фиолетовыми и т.д.  Это делается для того, чтобы было проще оценить уровень жидкости в расширительном бачке, или найти протечки в системе охлаждения. Цвет антифриза не говорит о свойствах или типе жидкости. 

Не существует мирового стандарта на то, какого цвета должны быть антифризы, поэтому производители сами это решают. Например, Volkswagen окрашивает гибридные жидкости в зеленый цвет, органические в красный, а лобридные — в фиолетовый. 

Можно ли смешивать антифриз разных цветов и типов

Как мы уже разобрались, цвет антифриза не говорит о его свойствах, важнее смотреть на класс жидкости. Удобная памятка по смешению разных типов:

Варианты смешивания антифриза
Цвет антифриза не говорит о его свойствах, важнее смотреть на класс жидкостиИсточник: Авто Mail

Мнение эксперта

Олеся Яшина поясняет, из чего состоит антифриз и зачем он нужен:

«Антифриз — это специальная жидкость, предназначенная для использования в системах охлаждения автомобилей и других транспортных средств. Его основная функция — предотвращение замерзания охлаждающей жидкости при низких температурах и защита от перегрева в жаркую погоду.

Антифриз обычно состоит из этиленгликоля или пропиленгликоля, смешанных с водой и различными добавками, которые улучшают его свойства и защищают металлические компоненты от коррозии.

Использование антифриза важно для:

  • поддержания оптимальной температуры двигателя;
  • предотвращения замерзания жидкости в радиаторе;
  • защиты от образования накипи и коррозии в системе охлаждения;
  • повышения сроков службы компонентов автомобиля.

Таким образом, антифриз является необходимым элементом для обеспечения надежной и безопасной работы автомобиля в различных климатических условиях».

Главное об антифризе 

Антифриз — это одна из технических жидкостей машины, которая спасает двигатель от перегрева. Главное, что нужно запомнить: 

  • заменять антифриз нужно раз в несколько лет, лучше выбирать рекомендованную заводом-изготовителем жидкость;
  • если машина ездит в тяжелых условиях, таких как бездорожье, производить замену придется чаще;
  • цвета антифриза бывают разные, при выборе не стоит ориентироваться на этот параметр;
  • не все типы охлаждающих жидкостей можно смешивать друг с другом;
  • покупайте антифриз в проверенных местах.