Как работает электрическое рулевое управление: плюсы и минусы

В ближайшие годы рулевая рейка уйдет в историю, и руль с колесами будет связан только проводами
Александр Хомяков
Автор Авто Mail

Lexus RZ и Nio ET9 уже оснащаются с электрическим рулевым управлением. Эта система поставляется немецким производителем оборудования ZF и скоро будет использоваться многими европейскими автопроизводителями.

Несколько крупных производителей и поставщиков автомобильного оборудования работают над собственными электрическими системами рулевого управления. Этот тип устройства не имеет механической связи руля с колесами.

Руль
Lexus RZИсточник: Lexus

Infiniti стала пионером такой системы, установив электрическое рулевое управление еще в 2013 году в седане Q50, а затем и в купе Q60, но с резервной рейкой на всякий случай. Результат оказался так себе. У Lexus такая же система, которую устанавливали на RZ, получилась лучше, но все равно вызывала вопросы.

Сегодня над электрическим рулевым управлением работают Bosch, SKF и Nexteer. Но китайская компания ZF пока обходит всех.

Как устроено электрическое рулевое управление

Принцип работы электрической системы управления у всех разработчиков примерно одинаковый. К рулевому колесу прикреплен привод с датчиком угла поворота. Он определяет повороты рулевого колеса и преобразует их в электрические сигналы, которые передает по проводу на электродвигатель со стойкой, установленной на оси.

Система с обратной связью передает на рулевое колесо (опять же по проводам) сопротивление, которое позволяет водителю чувствовать степень сопротивления колес повороту. Все процессы и усилия регулируются блоком управления со специальным программным обеспечением.

Руль
Рулевое колесоИсточник: Fanatec

Плюсы электронного рулевого управления

У новой системы есть несколько преимуществ. Во-первых, мы избавляемся от рулевой рейки, которая порой то течет, то стучит, то не позволяет удобно настроить положение рулевого колеса. То есть, во-вторых, это позволит делать более удобные салоны. И более просторные, что можно засчитать за в-третьих.

В-четвертых, новая система весит меньше, чем рулевая рейка, что важно для экономии топлива и увеличения грузоподъемности. В-пятых, станет проще сделать систему автономного управления, а рулевое колесо сможет убираться, когда в нем нет необходимости, и это важно с точки зрения пассивной безопасности в случае лобового столкновения.

Минусы электронного рулевого управления

Главный минус, который приходит в голову сразу — риск отказа любого из элементов такого управления. В этом случае автомобиль неожиданно станет неуправляемым, и хорошо, если останется на ровной прямой, а не уедет в кювет, вывернув колеса.

На этот случай предусматриваются дублирующие узлы и агрегаты. К сожалению, с ними система становится дороже, габаритнее и массивнее. И вряд ли кого-то убедят заверения, что дублирующее оборудование не откажет вслед за основным.

Среди прочих минусов можно указать на то, что подобный автомобиль без питания системы невозможно будет закатить в автосервис или даже на эвакуатор (понадобится манипулятор, чтобы поднять и установить машину на платформу).

Эвакуация авто
ЭвакуаторИсточник: Opel

Такой минус, как возможная невнятная обратная связь с колесами, можно не брать во внимание, так как в продаже периодически появляются машины с «пустыми рулями», но владельцев это не смущает, и они быстро приспосабливаются.

Перспективы электронного рулевого управления

Как только вопросы безопасности будут решены, автопроизводители начнут массово устанавливать на свои модели системы электрического рулевого управления.