Топ-5 причин появления значка Check engine

Причины и неисправности, которые приводят к появлению пиктограммы Check engine
Александр Потапов
Автор Авто Mail

«Чек» — одна из немногих пиктограмм на приборной панели, которая в представлении не нуждается. Однако, как показала практика, многие отчего-то верно определяют значение этого уже «культового» предупреждения, но некорректно его расшифровывают. Самое время исправить эту недосказанность. Чем и займемся — на Авто Mail.

Любой современный автомобиль имеет внушительный арсенал систем самодиагностики, который коммуницирует с водителем через приборную панель: там есть огромное количество самых разнообразных пиктограмм, которые информируют «рулевого» о самых разных процессах.

На приборной панели автомобиля загорелся чек двигателя
Источник: Авто Mail

Описать все — практически невозможно да и незачем, гораздо актуальнее знать ключевой принцип. Он прост: зеленая лампочка говорит об активации одной из опций, красная — о фатальной ситуации, запрещающей дальнейшую поездку до устранения причины, а желтая — информирует о неисправности. Ничего не запрещает, ехать можно, но водитель уже в курсе: надо бы остановиться и открыть капот.

Самой известной в мире «желтой пиктограммой» без всяких сомнений является Check engine, он же «чек», он же «джеки чан», он же «чекуля», он же «чекан». И многие, несмотря на желтый цвет, считают его фатальным приговором для автомобиля. Откуда это пришло — история умалчивает, однако «расставить точки» все же стоит.

Ехать дальше с «чеком» — можно, ничего криминального не произойдет. Только вот ехать нужно в сторону сервисного центра или родного гаража, где предстоит разобраться в причинах появления лампочки и оперативного устранения неполадки. Теоретически, мест, куда следует заглянуть, не так и много, поэтому кратко пробежимся по основным причинам появления Check engine на приборной панели автомобиля.

Вода

Мойка двигателя кисточкой
Источник: legion-media.ru

Любители моек двигателя и других водных процедур наверняка замечали, что желтая лампочка загорается сразу после попадания в подкапотное пространство больших объемов воды. Раньше такого не было — не аргумент: со временем различные электрические соединения, которых в моторном отсеке великое множество, изнашиваются и разбалтываются, резинки, герметизирующие контакт, истираются, а наши дороги и годы службы довершают начатое. В итоге даже небольшая, но «адресная» лужа, запросто может привести к появлению «джеки чана». Что делать? Правильный ответ — сушить. А потом искать зеленые колодки проводов и герметизировать их всеми доступными методами.

Катализатор

Катализатор
Источник: By Santeri Viinamäki, CC BY-SA 4.0, wikimedia.org/

Мода на удаление каталитического нейтрализатора широко распространена в России, однако не все автовладельцы понимают, чем обернется такое решение. Экологические нормы, особенно на фоне дымящего древнего «КАМАЗа», нас действительно не слишком волнуют, но катализатор — важный элемент работы ДВС. Прибор, состоящий из керамических сот с напылением редкоземельных металлов, «увязан» на работу двигателя, поэтому его отсутствие, тут же будет замечено. О чем немедленно известят водителя лампочкой Check engine.

Лямбда-зонд

Датчик кислорода или лямбда-зонд в автомобиле
Источник: legion-media.ru

Просто взять и вырезать каталитический нейтрализатор нельзя: и до «каталика», в самом начале выпускного коллектора, и сразу после, в выхлопной трубе, стоят лямбда-зонды, которые сравнивают показания между собой. И если они неотличимы, когда катализатор вырезан, например, электроника сообщит об ошибке. Кстати, не только водителю, но и блоку управления двигателем, который начнет бороться с проблемой своими методами: богатить воздушно-топливную смесь. Когда расход перешагнет отметку в 20 литров на сотню — водитель начнет задумываться: а стоило ли бездумно резать «каталик»?

Выводов следует сделать два: во-первых, за состоянием «лямбд» стоит следить, их неисправность тоже вызывает появление «чека», а во-вторых, занимаясь кустарными доработками выхлопной системы, не важно по какой причине, следует вносить изменения в программу управления двигателем. Иначе жить с лампой Check engine придется вечно.

Катушка зажигания и высоковольтные провода

Одной из самых распространенных причин появления Check engine на приборной панели являются неисправности катушек зажигания и высоковольтных проводов: последние со временем истираются, что несложно заметить, просто открыв капот в темноте. Видите фейерверк из искр? Это оно, провода, которые пора заменить. С катушкой — чуть сложнее: чаще всего причина ее неисправности скрывается в резиновом наконечнике, который со временем дубеет и трескается, начиная пропускать искру.

Катушка зажигания с системой измерения ионного тока и свеча зажигания
Источник: BMW

Как это увидеть? Снять катушку со свечи и сжать ее пальцами — трещина тут же себя покажет. Кстати, резинку несложно и совсем недорого заменить, так что с высокой долей вероятности продлить срок службы катушки зажигания можно «малой кровью» — что-то около тысячи рублей «на всех». Есть и более сложные случаи, особенно распространенные на немецких моторах: там катушку так просто «не вылечишь», да и понять ее состояние можно лишь под нагрузкой. Хорошо, что у корейских и японских машин, которых в России большинство, все намного проще. И дешевле.

Датчики

Годы свое берут, а датчики двигателя, находящиеся в постоянной влажности, сопряженной с перегревами и резкими охлаждениями, особенно подвержены ускоренному старению. Датчики — пластиковые, а пластмассы, как мы знаем, не вечны. Более того, провода, к ним ведущие, тоже изнашиваются. Перспектива понятна: со временем, может завтра, а может и через год, один из них попрощается с нами, о чем водителя уведомит лампочка «чека» на приборной панели. Локализация проблемы выглядит следующим образом: подключаем в диагностический разъем модуль поиска ошибок, определяем «виновника торжества» и производим замену. Кстати, этот же путь позволяет определить ошибки и неисправности других узлов — например, дросселя и элементов системы EGR. Но это сложный и, явно, отдельный разговор.

Самая тривиальная же причина появления «чека» — посредственное горючее, которое ЭБУ не может смешать с воздухом для создания подходящей топливо-воздушной смеси. Появляется детонация, мотор работает не ровно, загорается Check engine. Что делать? Либо потерпеть, а потом заправиться на приличной, себя зарекомендовавшей заправке, либо залить в бак присадку, именуемую «октан-корректором», которая превратит только что залитое в нечто более-менее удобоваримое. Неприятно, бывает, ехать можно. Не развалится мотор, если он, конечно, до того не был предельно близок к концу своего жизненного цикла. Но об этом водитель, наверняка, уже извещен совсем другими пиктограммами. Уже красного цвета.