На выброс: какие шины не пригодны к использованию

Ключевые причины заплатить за новый комплект колес и ездить спокойно — на Авто Mail
Александр Потапов
Автор Авто Mail

Сезон весеннего шиномонтажа наконец-то настал, так что автовладельцы по всей стране отправились в самый дальний угол гаража, где ждет своего часа летний комплект. Однако перед тем, как грузить покрышки в багажник, стоит его внимательно осмотреть: на сервис едем или сначала к мусорному баку, а потом в магазин? Некоторые шины уже не стоит ставить, чтобы два раза не платить за шиномонтаж.

Солнце, тепло, снега нет — пора переобуваться! Летим в гараж, грузим летние шины в багажник и на всех парусах в свою очередь на шиномонтаж? Теоретически — да, но на практике стоит успокоить ажиотаж и внимательно, если не сказать большего, осмотреть летний комплект: а переживет ли он еще один сезон?

Шинный тест. Высота протектора
Источник: Авто Mail

Шинные эксперты убеждены, что 5 лет — приговор для шины, а российские водители привыкли ездить, пока нитки из корда не полезут, вовсе не обращая внимания на возраст. Кто прав? Она, правда, как всегда посередине: срок службы шины рассчитать невозможно, поскольку он зависит не только от пробега, но и от манеры езды, и от качества дорожного покрытия, и от хранения. Иными словами, точного уравнения нет, однако, есть «метки», которые не позволяют дальше эксплуатировать покрышку. Их и стоит проверить перед тем, как со всех ног мчаться на «переобувку».

Предельный износ

Для оценки остатка протектора на покрышке линейка не нужна: на любой шины есть метки, которые позволяют невооруженным глазом оценить процент износа. Изначально кажется, что если парочка еще осталась — можно ездить дальше, классическое «еще походит», однако эксперты шинной индустрии убеждены: если покрышка уже потеряла более половины глубины протектора, то ее возможности даже на сухом асфальте заметно снижаются.

А как насчет мокрого покрытия или лужи? То-то и оно: если водитель спокоен и размерен, то стоит задуматься, а если дерзок и азартен — точно менять. Комплект шин сегодня стоит дешевле одной фары или бампера с набором решеток и обязательной покраской в цвет. Экономика, конечно, должна быть экономной, но риск не обоснован.

Боковой порез на шине
Источник: Авто Mail

Фатальные повреждения

Есть целый ряд «шинных проблем», которые, увы, накладывают на владельца шины обязательство доехать до большой урны. Например, боковой порез: он не ремонтируется, а все попытки мастеров залатать позволяют лишь доехать до дома, не более того. Мало кто знает, но крайне важным элементом любой шины является бортик, который прилегает к колесному диску: если его повредить — покрышку придется заменить. Тяжело сейчас вздохнули владельцы шин с технологией runflat: чтобы работать с ними, у шиномонтажника должно быть специализированное и очень дорогое оборудование. Нет такого — помогают себе разными монтировками, применение которых регулярно приводит к повреждению того самого края.

Увы и ах, но после покрышку лучше выбросить — она уже не будет качественно прилегать, уверенно держать давление и однажды все же приведет автовладельца в магазин. Так может опустить неприятные эмоции и сразу заплатить, чтобы только наслаждаться летней дорогой?

Грыжа шины
Источник: Создано с помощью ИИ

Грыжа

Грыжа — повреждение внутреннего каркаса шины, приводящее к появлению деформации и пузыря на покрышке. Получить ее несложно: низкопрофильной шине хватит и хорошей ямы, а обычной — нескольких километров на низком давлении.

Грыжа — это приговор. Дело в том, что поврежденная таким образом покрышка, может лопнуть в любой момент, от любого самого незаметного изъяна дорожного полотна, так что управление автомобилем становится лотереей без победителей.

Совершенно необоснованный риск, который обязательно «выйдет боком». Словил яму, заметил характерное биение в руль или в ногу, локализовал повреждение, погоревал и принял судьбу. И никак иначе. Помните, что все ремонты грыж, которые периодически предлагаются на шиномонтажах — это плацебо или, что точнее, просто обман. В самой безвыходной ситуации — аккуратно до дома доехать. И не более того.

Трещины

Далеко не всегда износ покрышки связан с глубиной протектора. Есть еще одна метрика — время. На досках бесплатных объявлений регулярно встречаются предложения с шинами десяти и более лет «от роду», которые выглядят вполне еще пригодными к использованию, не «исхоженными», но годы свое все равно берут: со временем резиновый состав, из которого, собственно и состоит «круглая», начинает трескаться.

Подержаные шины
Источник: Создано с помощью ИИ

Обычно, вся шина покрывается паутиной мелких-мелких трещинок, которые видно невооруженным глазом. Как правило, это говорит о неправильном хранении или истекшем сроке годности, не более. Однако ездить на такой шине уже не стоит: риск появления грыж кратно возрастает, как и риск внезапной разбортировки. Даже взятый с излишним рвением «лежачий полицейский» может запросто привести к одному и более спущенному полностью колесу. А еще такая шина может просто лопнуть: громко, внезапно, без видимых на то причин. Увы, весь высокий еще протектор отправляется на переработку — эксплуатировать такие покрышки дальше нельзя.

Кривая геометрия

Самый сложный к определению на невооруженный взгляд, но критический элемент — геометрия покрышки. От неправильного хранения и тяжелых условий эксплуатации, от езды на недостаточном давлении или наоборот, перекаченной, шина деформируется. Проще говоря, перестает быть круглой. Часто это происходит с покрышками, которые ежегодно переобувают, а вне сезона хранят горой в гараже или на балконе. Ультрафиолет, к слову, тоже свое дело делает. В итоге отбалансировать такое колесо уже не получается: оно уже не будет идти по верной траектории, доставляя владельцу сонмы неприятностей и прямо влияя на управляемость автомобиля, читай, на безопасность дорожного движения. Заметив такое, а иногда это видно и глазами, шину стоит выбросить. Молча, спокойно, безапелляционно.

Зима наконец-то закончилось, скоро лето: дача, поездки на море и на речку, к родне и к друзьям в другие города. Чтобы все эти мероприятия доставили только радость и ничего кроме радости, машину следует подготовить. Начать весенний марафет можно с мойки и шиномонтажа, а вот продолжить — обязательно в сервисе, где опытный мастер сделает тотальную диагностику: проверит тормоза и рулевое, подвеску и электрику, осмотрит радиатор и заправит, если требуется, кондиционер. Не пренебрегайте простыми и недорогими операциями, ведь самый дешевый ремонт — это превентивный ремонт.