
В этом материале узнаете в чем разница между зимней и летней резиной, есть ли штраф за использование покрышек не по сезону и можно ли зимой ездить на летней резине. Так же расскажем, что делать, если зима застала вас до того, как вы поменяли колеса.
В чем разница между зимними и летними шинами
Зимние и летние шины различаются по целому ряду характеристик, каждая из которых важна для безопасности вождения в соответствующих погодных условиях. Вот ключевые отличия:
- Состав резины. Летние шины изготовлены из жесткого состава резины, который хорошо выдерживает высокие температуры и обеспечивает устойчивость на сухой и мокрой дороге в теплое время года. Зимние шины делают из мягкой резиновой смеси, которая сохраняет эластичность даже при низких температурах.
- Рисунок протектора. У летних шин не глубокий рисунок протектора с широкими канавками для эффективного отвода воды и снижения риска аквапланирования. У зимних шин глубокий рисунок протектора с множеством мелких ламелей и шашечек. Они обеспечивают лучшее сцепление на снегу и льду, а также способствуют быстрому удалению снега и грязи из-под колеса.
- Шипы. В зимние шины устанавливают металлические шипы для лучшего сцепления на льду. Такая резина наиболее эффективна на обледенелой поверхности. У летних шин такой функционал не предусмотрен.
- Тормозной путь. Летние шины сокращают тормозной путь на сухих и мокрых покрытиях при плюсовых температурах. Зимние шины хорошо работают на заснеженной или обледенелой дороге благодаря своему составу и конструкции протектора.
- Экономия топлива. У летних шин меньше сопротивление при качении автомобиля. Зимние шины из-за более глубокого протектора и мягких компонентов резины могут немного увеличивать расход топлива.
- Условия эксплуатации. Летние шины предназначены для температур выше +7°C, зимние шины эффективны при температуре ниже +7°C.
Таким образом, зимние и летние шины созданы для разных условий эксплуатации, и их использование должно соответствовать сезону, чтобы обеспечить безопасность водителя и пассажиров.
Почему езда на летней резине зимой опасна
Езда на летней резине зимой крайне опасна по нескольким причинам.
Отличия в составе летней и зимней резины
Летняя резина производится из материалов, которые рассчитаны на эксплуатацию при высоких температурах. При низких температурах она теряет свою эластичность и становится более жесткой. Это снижает сцепление колес с дорогой, особенно на льду и снегу.
Рисунок протектора
Протектор летних шин предназначен для отвода воды и обеспечения хорошего сцепления на сухом и мокром асфальте летом. В условиях зимы, когда дороги покрыты снегом или льдом, такой протектор не способен эффективно справляться с задачей удержания автомобиля на дороге.
Увеличение тормозного пути
На зимней дороге летняя резина значительно увеличивает тормозной путь. Из-за твердости резины и недостаточного сцепления с поверхностью автомобиль хуже реагирует на торможение, что повышает риск аварий.
Повышенный износ
При эксплуатации летней резины зимой она быстрее изнашивается, так как условия эксплуатации резко отличаются от тех, для которых она предназначена. Это ведет к дополнительным затратам на замену покрышек.
Риск аквапланирования на летней резине
Даже на мокрой зимней дороге летние шины хуже справляются с отводом воды, что увеличивает вероятность аквапланирования — ситуации, когда колесо теряет контакт с дорожным покрытием из-за слоя воды между ним и дорогой.
Использование зимних шин позволяет избежать всех этих проблем благодаря мягкости резины даже при низких температурах, специальному рисунку протектора и улучшенным характеристикам сцепления на скользких поверхностях.
Штраф за езду на летней резине зимой в 2025 году
Штраф за езду на летней резине зимой предусмотрен статьей 12.5 КоАП РФ и составляет 500 рублей.
Наказание может быть назначено при одновременном выполнении трех условий:
- автомобиль относится к категории B (легковой М1 или грузовой N1);
- на автомобиле установлены не зимние шины;
- ситуация зафиксирована в одном из календарных зимних месяцев (декабрь, январь или февраль).
Какие требования к зимним шинам в России (список)

Вот основные требования к зимним шинам в России:
- Зимние шины обязательны к использованию в период с декабря по февраль включительно. В некоторых регионах этот срок может быть увеличен местными властями.
- Зимние шины должны иметь маркировку M+S (Mud+Snow), MS (Mud+Snow) или пиктограмму снежинки на фоне трех горных вершин. Эта маркировка подтверждает, что шины соответствуют требованиям для эксплуатации в зимний период.
- Для зимних шин минимальная допустимая глубина протектора составляет 4 мм. Если глубина меньше, шины считаются изношенными и подлежат замене.
- Использование шипованных шин разрешено, но они должны соответствовать нормам по количеству шипов и их высоте. В настоящее время существует ограничение на количество шипов (не более 50 штук на погонный метр).
- Разрешены как шипованные, так и нешипованные (фрикционные) зимние шины. Выбор зависит от климатических условий региона и предпочтений водителя.
- Всесезонные шины (All Season) не рекомендуются для использования в зимний период, так как они не обеспечивают достаточного сцепления на льду и снегу.
Эти требования направлены на обеспечение безопасности дорожного движения в зимний период и снижение числа ДТП, связанных с плохим сцеплением автомобилей с дорогой.
Есть ли исключения из правил
Нужно отметить, что требование об обязательной установки зимних шин в холодное время года распространяется только на автомобили, которые относятся к категории В.
Что делать, если застала зима на летней резине
Если вы оказались на летней резине в зимнее время, важно принять меры предосторожности и подготовиться к безопасной поездке. Вот несколько рекомендаций:
- Не паниковать. Первая реакция может быть стрессовой, но важно сохранять спокойствие. Оцените ситуацию и примите решение, исходя из текущих условий.
- Выбор маршрута. Постарайтесь выбрать маршрут с минимальным риском. Избегайте дорог с крутыми спусками и подъемами, а также участков с гололедом.
- Скорость и дистанция. Снижайте скорость и увеличивайте дистанцию до впереди идущих транспортных средств. Летняя резина хуже держит дорогу при низких температурах, поэтому важно оставлять больше места для торможения.
- Осторожное вождение. Избегайте резких маневров, таких как резкое ускорение, торможение или повороты. Все действия должны быть плавными и предсказуемыми.
- Замена шин. Как можно скорее замените летние шин на зимние. Если у вас есть запасной комплект зимних шин, попробуйте заменить их самостоятельно или с помощью специалистов.
- Использование цепей противоскольжения. В некоторых случаях можно временно установить цепи противоскольжения на ведущие колеса. Это поможет улучшить сцепление на заснеженных или обледенелых участках дороги.
Помните, что езда на летней резине зимой может быть опасной, поэтому постарайтесь как можно скорее перейти на зимние шины.

Мнение эксперта
Своим мнением поделился Игорь Серебряков, директор департамента по послепродажному обслуживанию ГК «АвтоСпецЦентр»:
«Езда зимой на летних шинах — это серьезная угроза безопасности водителя, пассажиров и других участников дорожного движения. С технической точки зрения они не предназначены для использования в холодное время года и на скользких дорогах. При температуре ниже +7°C жесткость шин увеличивается, они становятся твердыми и менее эластичными, что снижает сцепление с дорогой. В результате увеличивается тормозной путь и возрастает риск заносов и потери контроля над управлением. Зимние шины имеют более глубокий протектор и специальные ламели прорези, которые помогают отводить воду, снег и грязь, а летние шины не обладают аналогичными характеристиками, поэтому плохо справляются со снежной или обледенелой дорогой.
При потеплении зимой на асфальте часто образуется слой воды. Летние шины хуже отводят воду из-под колес, что увеличивает риск аквапланирования. Жесткая летняя резина более подвержена порезам и проколам на зимней дороге, особенно если она покрыта камнями, песком или осколками льда.
В России использование летних шин в зимний период прямо запрещено правилами дорожного движения (ПДД). Согласно статье 12.5 КоАП РФ, за управление таким автомобилем предусмотрен штраф в размере 500 рублей. Если произошло ДТП, то виновником автоматически признается автовладелец, который использовал шины не по сезону. Кроме того, в таких случаях страховые компании могут отказать в выплате компенсации».