Рассказываем, как открыть капот, если порвался тросик, почему может случиться такая неприятность, и как увеличить срок жизни этой незаметной детали.

Устройство механизма открывания капота автомобиля
Капот запирается на замок, как и остальные двери. Чтобы его открыть, нужно потянуть за рычаг или нажать на кнопку. Эти приспособления обычно находятся слева от водительского сидения, между рулевым колесом и педалями.
Механизм, отвечающий за открытие и закрытие капота состоит из: тросика, пружины защелки замка, защелки, фиксатора, предохранительного крюка, ручки предохранительного крюка. Сам процесс открытия происходит с помощью механизма привода через тросик, соединяющий замок капота и рычаг в салоне.
Если все исправно, при попытке открыть капот чувствуется натяжение рычага и раздается характерный щелчок. При смещении или разрыве тросика натяжение будет очень слабым или рычаг вообще начнет свободно болтаться. Разберемся, можно ли справиться с проблемой самостоятельно или придется отправляться в сервис. Нам поможет: Евгений Мелехин, генеральный директор «Рексрент» АО «Билантлия», входящей в состав российской лизинговой группы «Инсайт Лизинг».
Основные причины обрыва тросика
К основным причинам обрыва тросика можно отнести:
- Естественный износ: такая ситуация может подстерегать владельцев возрастных автомобилей. При продолжительной эксплуатации металлические нити тросика деформируются и истираются.
- Нарушение правил технического обслуживания: в процессе эксплуатации на запирающем устройстве скапливается пыль и грязь. Со временем, образуется твердая корка, замок заедает. Чтобы открыть капот, приходится несколько раз дергать рычаг с усилием. В результате тросик ослабевает и рвется. Поэтому замок надо регулярно очищать и смазывать;
- Погода: в холода замок может замерзнуть после мойки или попадающих внутрь осадков, которые превращаются в лед. Водителю приходится дергать рычаг сильнее, и тросик рвется в самом слабом месте.

Поиск места обрыва тросика
Чтобы найти место обрыва тросика капота, придется тщательно осмотреть машину. Или обратиться в сервис, если времени и нужных знаний нет в наличии. Основные места обрыва тросика:
- если место обрыва возле рычага в салоне авто, придется снять обшивку и поискать оставшийся конец;
- иногда тросик можно обнаружить, заглянув под капот через решетку радиатора. Не нашли — значит приступайте к следующему шагу;
- чтобы обнаружить обрыв где-то под капотом, нужно подлезть снизу и там искать трос. Лучше, если есть яма, эстакада или домкрат. Чтобы обнаружить оборвавшийся конец, необходимо снизу открутить защиту картера.
- можно поискать под обшивкой переднего порога или снять подкрылки — тросик может проходить в этих местах.

Как открыть капот, если тросик порвался
Для начала убедитесь, что в проблеме виноват именно тросик. Это довольно просто. Если потянуть за рычаг, вы не почувствуете сопротивления, он будет попросту свободно болтаться. Затем приступайте к поиску места обрыва и соответствующим действиям.
Рядом с рычагом в салоне машины
Пожалуй, это самый простой вариант развития событий. В этом случае нужно выполнить следующие действия:
- внимательно осмотрите крепление рычага;
- снимите рычаг. Здесь пригодится знание матчасти конкретно по вашей модели автомобиля;
- попытайтесь обнаружить внутри оборванный конец тросика;
- если удалось его найти, зацепите, например, плоскогубцами и потяните на себя, капот должен открыться.
Рядом с замком капота
Если обрыв произошел рядом с замком, придется изловчиться и вручную снять фиксатор прямо под капотом. Попробуйте следующие действия:
- загляните под днище и постарайтесь дотянуться до замка снизу, например, с помощью длинной отвертки;
- попробуйте дотянуться до замка через решетку радиатора;
- попытайтесь добраться через вентиляционные отверстия в бампере или локерах;
- если получилось добраться до замка, используйте отвертку, крепкую проволоку, изогнутый металлический крючок — все, что поможет нажать на фиксатор.
В середине подкапотного пространства
Ситуация усложняется, если обрыв тросика произошел где-то под капотом. Сначала придется как-то дотянуться до оборванного конца, который идет к замку крепления. Ниже алгоритмы действий для разных ситуаций.

Через воздухозаборник
- Для начала лучше обклеить решетку изолентой или малярным скотчем, чтобы не поцарапать.
- Если возможно, лучше решетку снять.
- Главная задача — добраться до пружинки, удерживающей фиксатор запорного механизма.
- Вставьте, например, длинную отвертку между витками пружинки.
- Толстой проволокой или чем-нибудь подобным постарайтесь скинуть пружинку.
- Сдвиньте язычок фиксатора. Капот должен открыться.
Из-под машины
- Удобнее заехать на смотровую яму или подъемник, чтобы поискать тросик снизу.
- Если ямы нет, то поднимите на домкрате одно из передних колес, это тоже откроет частичный доступ.
- Для лучшего обзора снимите защиту картера.
- Если конец тросика удалось обнаружить, потяните за него. Капот должен открыться.
- Можно снять подкрылок, если на вашей модели авто там проходит и крепится тросик (например, Hyundai, Volkswagen).
Мы привыкли что в современных автомобилях капот открывается спереди. Но по дорогам бегает еще довольно много ВАЗовской «классики». В этих машинах капот открывается в другую сторону. Какие действия нужно предпринять в этом случае рассказал Евгений Мелехин:
«Когда капот автомобиля открывается в направлении от лобового стекла, действия будут следующими:
- нужно подготовить длинный крючок из крепкой проволоки;
- через водухозаборные элементы на крышке капота аккуратно зацепить фиксирующий язычок, сдвинуть его в сторону и открыть капот;
- если тросик не оборван у замка, а просто ослаб, можно подцепить проволокой сам трос и потянуть вверх;
- существует и более жестокий метод — постарайтесь приподнять один край капота, просунуть внутрь железный прут и нажать им на фиксатор. Только подложите что-то мягкое, чтобы не поцарапать кузов».
Как повысить износоустойчивость тросика
Чтобы однажды не оказаться перед закрытым капотом, тросику тоже нужно уделять внимание. Вот некоторые простые советы:
- периодически проверяйте состояние тросика. Очищайте и смазывайте машинным маслом или WD-40 оплетку, запорный механизм, крепления;
- убедитесь, что тросик жестко зафиксирован и у него нет перегибов. Если в процессе осмотра обнаружатся поврежденные нити, тросик лучше заменить;
- для замены выбирайте многожильный трос, он более гибкий и прочный;
- при открывании капота не дергайте рычаг слишком сильно, чтобы не оборвать трос.

Советы эксперта
Мы спросили у Евгения Мелехина, что делать, если на автомобиле установлен электрозамок капота:
«Как правило, такое устройство — часть противоугонной системы. Открывается вместе с дверями и блокируется при постановке авто на охрану. В таких системах может быть предусмотрен аварийный тросик — тогда это электромеханический замок. Но такой выход предусмотрен не для всех автомобилей. Искать наугад, снимая поочередно подкрылки и пластик в салоне — не лучший вариант.
Если отказ замка произошел по причине разрядки аккумулятора, можно запитать бортовую сеть от другой батареи. Но для этого нужно хорошо разбираться в электрике.
В некоторых случаях специалисты прибегают к спиливанию блокиратора капота. Все эти варианты подходят, если вы обладаете навыками слесаря или электрика, иначе есть риск навредить еще больше. Рекомендую в такой ситуации обратиться к специалистам».
Памятка водителю: как открыть капот, если порвался тросик
Лучше всего не доводить механизм до состояния, когда его заклинивает. Если такая неприятность, все же, приключилась, запомните основные шаги:
- Проще всего открыть замерзший лючок бензобака — достаточно перегнать автомобиль в теплое помещение, обработать специальной жидкостью, например, WD-40 или полить горячей водой;
- Если оборвался тросик, вы легко определите это по поведению рычага открывания капота — он будет свободно болтаться;
- Определите место обрыва, от этого зависят дальнейшие действия. Начните с салона автомобиля, часто тросик обрывается у рычага;
- Если не обладаете достаточным количеством времени и знаний — вызовите специалистов из службы вскрытия замков.