Holden Adventra

Если говорить о самых малоизвестных кросс-универсалах, то к таковым можно причислить творение ныне несуществующей австралийской марки Holden, входившей в состав концерна General Motors. Иначе и быть не может — кому на планете есть дело до автоиндустрии государства-материка где-то на краю Земли? В Австралии очень популярны внедорожники и пикапы, но Adventra — более компромиссный вариант, поскольку создана на базе универсала из линейки Holden Commodore (поколения с маркировкой VY и VZ), которая в свою очередь состояла в тесных родственных связях с европейским Opel Omega. Конструкция чисто легковая, но шасси адаптировано для передвижения по маршрутам за пределами асфальта. Колея расширена, колесная база больше чем у седана, дорожный просвет — 200 мм.
Особый колорит универсалу придавала гамма двигателей. Европейцы и японцы сфокусированы на сравнительно небольших агрегатах, а Holden поставлял свою машину с V-образной «восьмеркой» объемом 5,7 литра (до 340 л.с.) в паре с четырехступенчатой автоматической коробкой передач и 3,6-литровым V6 (до 258 л.с.) с пятиступенчатым «автоматом».
Seat Leon X-Perience

У марки Skoda есть практичный и функциональный «сарай» Octavia Scout. Volkswagen предлагает Golf в версии Alltrack. Испанский бренд Seat, который также числится в рядах Volkswagen Group, старался не отстать от родственных компаний и в прошлом третьем по счету поколении Leon разработал концептуально схожий универсал X-Perience. Автомобиль исповедует принцип разумной достаточности. Его создатели не пытались превратить грузопассажирскую модификацию во внедорожник, лишь точечно улучшили ее и расширили предел возможностей. Дорожный просвет увеличен на 15 мм.
Нижняя часть кузова украшена обвесом из неокрашенного пластика. Привод полный — на основе муфты Haldex пятого поколения. В помощь водителю электронные блокировки межколесных дифференциалов. Двигатели — бензиновые и дизельные «четверки» мощностью до 184 л.с.
Alfa Romeo 156 Crosswagon Q4

Автомобили итальянской марки долгое время не ассоциировались с кроссоверами, пока не появился великолепный Stelvio и более компактный Tonale. Как ни странно, в гамме Alfa Romeo был универсал с увеличенным дорожным просветом, но о нем в основном помнят лишь поклонники. Знакомьтесь, 156 Crosswagon Q4, построенный по всем правилам жанра. Кросс-универсал отличается адаптированным шасси и выше исходной версии на 6,5 см. Напомним, что спереди у «156-х» двойные поперечные рычаги, а сзади стойки Макферсон.
Интересно, что на задней оси размещен самоблокирующий дифференциал Torsen, а между осями установлена электромагнитная муфта и вискомуфта. На Alfa Romeo 156 устанавливались разные двигатели вплоть до бензинового V6 объемом 3,2 литра, но Crosswagon Q4 достался лишь 1,9-литровый турбодизель мощностью 150 л.с.
Opel Insignia Country Tourer

Кросс-универсалы были в палитре первого и второго поколения Insignia. Ранний приподнятый «сарай» с полным приводом отличался от базового небольшими доработками. Например, увеличенным на 20 мм дорожным просветом, накладками на нижнюю часть кузова из неокрашенного пластика. Двигатели двухлитровые — бензиновый наддувный и турбодизель с одним или двумя турбокомпрессорами. Обе сочетались с шестиступенчатой механической или автоматической коробкой передач, а битурбодизель — только с «автоматом».
Вторая генерация построена по тем же принципам — плюс 20 мм к клиренсу, обвес для более «внедорожного» антуража. Полный привод продвинутый, с двумя бортовыми муфтами для каждого заднего колеса, позволяющими управлять вектором тяги. Insignia известна под разными брендами в зависимости от рынка сбыта. Например, в Великобритании она продавалась под маркой Vauxhall — там это традиционная «фамилия» местных Opel. Американский аналог — Buick Regal TourX.
Peugeot 508 RXH

Не все в курсе, что паркетный универсал был в линейке Peugeot 508 первого поколения. На вид он мало чем отличается от конкурентов — грузопассажирский кузов, увеличенный клиренс (в данном случае — на 30 мм, до 184 мм), псевдовнедорожный обвес… Но технически RXH уникален: его трансмиссия под названием HYbrid4 раскрывает все карты. Перед нами гибридный автомобиль с двухлитровым турбодизельным двигателем мощностью 163 л.с. в паре с шестиступенчатой роботизированной коробкой передач и 37-сильным электромотором на задней оси. Совокупно получается 200 л.с., передней оси достается 300 Нм тяги, а задней 200 Нм. Режимы трансмиссии — ZEV (Zero Emission Vehicle), 4WD, Sport, Auto. В первом ДВС заглушен, и универсал может преодолеть на электротяге порядка трех километров со скоростью до 60 км/ч. 4WD — настройка принудительной активации заднего мотора.
Режим Sport позволяет выжать максимум из силовой установки, а Auto сфокусирован на достижении наилучшей топливной экономичности — отклик на нажатие педали акселератора задемпфирован, а коробка передач старается пораньше включать следующие ступени.