ТНВД: что это и зачем он нужен в автомобиле

Производители автомобилей постоянно внедряют технологии для экономии топлива и улучшения характеристик машин. Современный топливный насос высокого давления (ТНВД) — один из инструментов для достижения этих целей.
Авторы и эксперты
Андрей Коромыслов
Технический специалист
Иван Булыгин
Автор Авто Mail
Что это
Какие бывают
Для чего нужен
Устройство
Признаки неисправности
Как проверить работу
Как отрегулировать
Как установить
Профилактика
Последствия поломки
Ремонт ТНВД
Совет эксперта
Главное
Что это
Какие бывают
Для чего нужен
Устройство
Признаки неисправности
Как проверить работу
Как отрегулировать
Как установить
Профилактика
Последствия поломки
Ремонт ТНВД
Совет эксперта
Главное
Еще
Топливный насос высокого давления фирмы BOSCH
ТНВД подаёт топливо в двигатель под большим давлением для лучшего сгорания и эффективного расходаИсточник: Panoha / CC BY-SA 3.0 | ru.wikipedia.org

В статье разбираем, что такое ТНВД, как он устроен. Рассказываем про виды топливного насоса высокого давления, признаки неисправностей и что делать, если он сломался.

Что такое ТНВД в автомобиле

ТНВД — это устройство для подачи топлива в цилиндры мотора. В машинах с дизельными или бензиновыми ДВС с непосредственным впрыском это основной узел топливной системы. Его задача — подавать топливо к форсункам под большим давлением. Это нужно, чтобы оно хорошо смешивалось с воздухом и полностью сгорало.

Какие бывают топливные насосы высокого давления

Есть три основных типа ТНВД. Каждый из них имеет свои конструктивные особенности и применяется в разных типах ДВС.

Рядный ТНВД

Состоит из нескольких насосных секций, размещенных друг за другом. Каждая секция обслуживает один цилиндр. Конструкция такого ТНВД проста и надежна — никакой управляющей электроники, а только механическая работа. Он устойчив к низкому качеству топлива и может долго работать в тяжелых условиях. Встречается в старых дизельных двигателях, например на тракторах и грузовой технике.

Распределительный ТНВД

В его конструкции один общий рабочий орган для подачи топлива сразу ко всем цилиндрам. Внутри у насоса один или два плунжера, которые распределяют топливо по всем форсункам. Распределительный ТНВД легче, компактнее, более плавно и равномерно подает топливо. Он используется как на бензиновых, так и на дизельных ДВС.

Магистральный ТНВД (Common Rail)

Принцип работы Common Rail: топливо нагнетается не сразу в цилиндры, а в общую топливную рампу (рейку). Из рампы форсунки получают требуемое количество топлива. Такая схема помогает точнее, чем в рядном ТНВД, контролировать топливоподачу и снижает расход топлива. Применяется на современных дизельных моторах.

Для чего нужен ТНВД

Насос отвечает за дозирование и точное определение момента подачи топлива. Это влияет на эффективность сгорания, экономичность работы двигателя, его удельную мощность.

В бензиновом двигателе

В бензиновых ДВС с непосредственным впрыском ТНВД создает нужное давление для распыления топлива прямо в камеру сгорания — в пределах от 50 до 220 бар. За счет прямой подачи бензина и его более качественного распыления внутри цилиндра мотор тратит меньше топлива. При этом его тяга выше, чем у ДВС с классическим распределенным впрыском во впускной коллектор.

В дизельном двигателе

Из-за особенностей воспламенения смеси и самой работы дизельного мотора ТНВД в нем — это необходимость. В разных видах дизелей насос создает давление до 2500 бар на пике оборотов и около 250 бар в обычном режиме. Это нужно, чтобы солярка хорошо смешивалась с воздухом, а образующаяся топливовоздушная смесь легко воспламенялась и полностью сгорала.

Устройство ТНВД

ТНВД для дизельного двигателя в разрезе
ТНВД дизельных двигателей устроены сложнее, чем бензиновыхИсточник: Stahlkocher / CC BY-SA 3.0 | ru.wikipedia.org

Основной рабочий элемент узла — плунжерная пара, состоящая из плунжера (поршня) и втулки (гильзы). Далее идут приводной механизм, клапаны и регулировочные элементы, которые помогают создавать и поддерживать необходимое давление.

Работа насоса основана на возвратно-поступательных движениях. При движении плунжера вверх топливо выдавливается через нагнетательный клапан, а при опускании за счет возвратной пружины впускается новое топливо. Все это происходит синхронно с вращением двигателя.

В бензиновом двигателе

Конструкция бензиновых ТНВД проще, чем у дизельных. Она включает плунжерную пару и систему электроклапанов, открываемых и закрываемых электронным блоком управления (ЭБУ) двигателя. По датчикам угла открытия заслонки дросселя и оборотов мотора ЭБУ регулирует давление топлива от ТНВД к топливным форсункам.

В дизельном двигателе

Здесь применяется более прочная плунжерная пара, выдерживающая высокое давление. Дополнительно есть специальные регуляторы для более точного дозирования топлива. Могут использоваться как механические, так и электронные системы управления. Это позволяет адаптировать работу насоса к различным типам двигателей.

Признаки неисправности ТНВД

Если ТНВД работает нестабильно, это сразу отражается на работе двигателя. Признаки различаются в зависимости от типа двигателя, хотя есть общие симптомы.

В бензиновом двигателе

Список признаков у бензинового двигателя, по которым можно понять, что ТНВД неисправен:

  • мотор плохо запускается или глохнет на холостом ходу;
  • увеличивается расход топлива;
  • появляются провалы при разгоне;
  • двигатель троит;
  • слышны посторонние шумы в области ТНВД;
  • бензин попадает в картер, где смешивается с маслом.

В дизельном двигателе

Список признаков у дизельного двигателя, по которым можно понять, что ТНВД неисправен:

  • трудности при запуске двигателя, особенно в холодную погоду;
  • неровная работа на холостом ходу, дерганье двигателя;
  • повышенный уровень дыма в выхлопе, черный дым;
  • снижение мощности и провалы при увеличении оборотов;
  • протечки топлива в картер.

Как проверить работу ТНВД

Проверить ТНВД можно с помощью манометра или диагностического сканера. 

Манометр подключают вместо форсунки и запускают двигатель. Если давление ниже нормы (для каждого мотора оно свое и указано в инструкции по эксплуатации авто), это говорит о неисправности. Также стоит прислушиваться к звукам работы насоса — появление посторонних шумов или стуков требует диагностики на СТО. А если масляный щуп отчетливо пахнет бензином или соляркой, а масло слишком жидкое — нужно срочно проверить ТНВД.

Как отрегулировать ТНВД

Водитель регулирует топливную систему
Нежелательно производить регулировку ТНВД самостоятельноИсточник: Freepik

Регулировка ТНВД — сложная процедура. Без опыта и специального оборудования в него лучше не лезть. Чтобы его настроить, нужно заменить зазоры в механизме и отрегулировать подачу топлива регулировочными болтами. Изменение положения этих болтов позволяет либо уменьшить, либо увеличить время и количество подаваемого топлива. Неправильная настройка приводит к серьезным проблемам с двигателем и может ускорить выход ТНВД из строя.

«На ТНВД старых “механических” типов необходимо было вручную устанавливать момент впрыска, по мере загрязнения менять или промывать сетчатые фильтры (если они есть), проверять и при необходимости регулировать или менять плунжерные пары. Такие ТНВД проще в ремонте и не предъявляют высоких требований к качеству топлива.

Современные ТНВД для систем Common Rail не требуют в процессе работы никаких операций по обслуживанию сверх регламентных работ по замене топливных фильтров на ТО. О необходимости проверки ТНВД укажет индикатор Check Engine на приборной панели и диагностические коды неисправности, связанные с топливной системой», — рассказал Андрей Коромыслов, технический специалист «Krauf Автозапчасти».

Как установить или снять топливный насос своими руками

Замена ТНВД — задача не из легких, и без опыта в топливную аппаратуру лучше не лезть. В автосервисах это делают так:

  1. Автомобиль ставят на ровную поверхность и отключают аккумулятор.
  2. Снимают защитные кожухи и элементы, закрывающие доступ к ТНВД.
  3. Отсоединяют топливные шланги (трубки) и разъемы.
  4. Откручивают крепление насоса от блока двигателя (ГБЦ).
  5. Извлекают ТНВД из его монтажного места.
  6. Устанавливают новый или отремонтированный насос, проверяют правильное подключение всех шлангов и разъемов.
  7. Подключают аккумулятор и запускают двигатель для проверки работы ТНВД.

Профилактика поломок ТНВД

Чтобы ТНВД служил долго, следите за его состоянием. Большую часть неисправностей помогает предотвратить регулярное техническое обслуживание и соблюдение рекомендаций производителей.

В бензиновом двигателе

Основные рекомендации для ТНВД в бензиновом двигателе:

  • используйте топливо с рекомендованным производителем октановым (цетановым) числом;
  • регулярно меняйте топливный фильтр и сеточку в баке;
  • делайте диагностику системы впрыска на СТО хотя бы при каждой замене свечей;
  • не ездите только на низких оборотах — бензиновому мотору это вредно.

В дизельном двигателе

Основные рекомендации для ТНВД в дизельном двигателе:

  • следите за уровнем воды в топливе;
  • меняйте фильтры по регламенту;
  • проходите диагностику каждые 30—50 тыс. км пробега;
  • как можно реже доводите стрелку тахометра до красной зоны.

Последствия поломки ТНВД

Автомобиль дымит при движении
Неисправности ТНВД тормозят работу двигателя и вредят другим системам автомобиляИсточник: legion-media.ru

При любых неисправностях в топливной системе ездить на автомобиле не стоит, особенно если это проблемы с ТНВД, ведь нельзя спрогнозировать, когда он совсем перестанет работать. 

Неисправный ТНВД приводит к следующим проблемам:

  • двигатель теряет мощность, а динамика авто ухудшается;
  • увеличивается расход топлива;
  • мотор запускается с трудом как в холод, так и в жару;
  • увеличивается дымность двигателя, что ускоряет выход из строя катализатора;
  • возможно повреждение форсунок;
  • из-за смешивания топлива с маслом в картере ускоряется износ турбины, поршневой системы и головки блока двигателя.

Ремонт ТНВД своими руками

Ремонт ТНВД требует специальных знаний и оборудования. Без этого лучше не пытаться ремонтировать его самостоятельно.

«ТНВД механического типа отличаются высокой ремонтопригодностью. После замены плунжерных пар и регулировки на специальном стенде характеристики насоса приводятся к заводским значениям.

ТНВД для систем Common Rail требуют сложного диагностического оборудования, высокой квалификации персонала СТО. Изношенные плунжерные пары и вышедшие из строя регулирующие клапаны ремонту не подлежат», — рассказал Андрей Коромыслов.

Совет эксперта

«ТНВД необходим, так как впрыск происходит при встречном высоком давлении и высокой температуре в цилиндре, а еще для качественного распыления, без которого нормального сгорания топлива не будет.

Ранее эта технология применялась только на дизельных (преимущественно грузовых) двигателях, но постепенно, с улучшением потребительских свойств (экономичности, уменьшении шума, чистоты выхлопа, увеличения удельной мощности), дизельные моторы уверенно „прописались“ под капотами легковых автомобилей.

С ужесточением экологических норм большинство современных бензиновых двигателей переходит на системы непосредственного впрыска, в которых также используется ТНВД.

Давление в ТНВД Common Rail (общая магистраль, по которой топливо подается к форсункам) в настоящее время достигает очень высоких значений (порядка 2500 бар), что предъявляет особые требования к конструкции и особенностям эксплуатации насосов.

В любом случае при возникновении неисправностей топливной системы, связанной с ТНВД, самостоятельный ремонт, как правило, невозможен. Лучшее решение — обратиться в специализированный сервис», — посоветовал Андрей Коромыслов.

Тонкие блестящие трубы насоса высокого давления современного мощного дизельного двигателя в заводском цехе, экстремальный вид крупным планом
Источник: legion-media.ru

Главное о топливном насосе высокого давления

Собрали главное, что нужно помнить о работе ТНВД:

  • ТНВД подает топливо под очень высоким давлением;
  • есть в конструкции бензиновых и дизельных моторов;
  • существует три типа ТНВД: рядный, распределительный и магистральный (Common Rail);
  • правильная работа ТНВД влияет на запуск, мощность и экономичность двигателя;
  • регулярное техобслуживание и использование качественного топлива продлевают срок службы насоса;
  • ремонт и регулировка ТНВД требуют профессиональных навыков и специальных инструментов.