Ошибка в кредитной истории: исправляем за 6 простых шагов

Если вы поняли, что в вашу кредитную историю закралась ошибка, худшее, что вы можете сделать — не делать ничего
Елена Старикова
Автор Авто Mail

Кредитная история — это важный документ, который отражает качество ваших финансовых отношений с банками и другими кредитными учреждениями. Она напрямую влияет на вашу возможность получать кредиты, ипотеки и займы. В том числе и автокредиты. Порой в кредитной истории возникают ошибки, которые могут оставить пятно на финансовой репутации. Если такое произошло именно с вами, не отчаивайтесь, ведь ошибку в кредитной истории можно и даже нужно исправить. Рассказываем, как сделать это быстро и без бумажной волокиты.

Откуда могла взяться ошибка в моей кредитной истории

Чаще всего причины ошибки носят технический характер. Предположим, вы закрыли свой долг перед микрофинансовой организацией (МФО), но из-за сбоя та не смогла своевременно передать данные в бюро кредитных историй (БКИ). В этом случае фактически конторе микрозаймов вы ничего не должны, а вот в вашей кредитной истории будет фигурировать просрочка.

Кредитная история
Источник: Freepik / Авто Mail

Человеческий фактор также никто не отменял. Причем неточности в кредитной истории могут появляться как по вине сотрудника банка или МФО, так и по вине самого заемщика. Например, если вы думаете, что внесли последний платеж по кредитке, но по факту на счету остались крохотная задолженность — сущие копейки. Вы о них не знаете и что думаете, что свои обязательства перед банком полностью выполнили. А на самом деле в кредитной истории появляется просрочка.

Другой популярный вариант — вы заблокировали кредитку и думаете, что теперь банку вы ничего не должны. Банк тем временем начисляет вам комиссию за обслуживание. Вы о ней не знаете, поскольку картой не пользуетесь. Если на карте нет личных денег, то комиссию спишут с кредитных средств. На транзакцию начислят проценты, и вуаля: неоплаченная задолженность по кредитной карте сформирована.

Хорошая новость в том, что вне зависимости от причины, по которой у вас появилась ошибка в кредитной истории, закон «О кредитных историях» дает вам право оспорить эту информацию полностью или частично. Ниже вы найдете пошаговую инструкцию… А кредитный счет лучше закрывать напрямую через банк, а не блокировать карту в приложении — на всякий случай.

Шаг 1: Запрос истории в БКИ

Первым шагом в случае подозрения на ошибку в кредитной истории является ее проверка. Вы можете запросить свою кредитную историю в бюро кредитных историй. На данный момент в реестре Центробанка зарегистрировано 5 БКИ:

  • Национальное бюро кредитных историй (НБКИ)
  • Объединенное Кредитное Бюро (ОКБ)
  • Бюро кредитных историй «КредитИнфо»
  • «Спектрум» кредитное бюро
  • Бюро кредитных историй «Скоринг Бюро»

Чтобы узнать, в каком из бюро находится ваша кредитная история, сделайте запрос в Центральный каталог кредитных историй. К слову, это может быть даже не одно, а сразу несколько БКИ. По закону два раза в год вы имеете право получить бесплатный доступ к своей кредитной истории в каждом бюро, где она хранится.

Шаг 2: Выявление ошибок

При проверке кредитной истории внимательно изучите все записи. Основные ошибки могут включать:

  • Неправильные данные о кредитах (неправильная сумма, дата, тип кредита).
  • Информация о просрочках или задолженностях, которых у вас нет.
  • Дубликаты кредитов.
  • Ошибки в персональных данных (ФИО, дата рождения).

Если вы обнаружили ошибку, соберите все необходимые документы, подтверждающие ваши доводы. Это могут быть договоры с банком, копии платежных документов, сообщения от кредиторов и т. д.

Два раза в год можно не платить за получение кредитного отчета в каждом бюро. Все последующие запросы будут платными, тарифы у каждого БКИ свои и варьируются от 400 до 800 рублей за отчет.
Два раза в год можно не платить за получение кредитного отчета в каждом бюро. Все последующие запросы будут платными, тарифы у каждого БКИ свои и варьируются от 400 до 800 рублей за отчет.Источник: Авто Mail

Шаг 3: Составляем заявление в БКИ

Чтобы исправить ошибку, вам необходимо подать заявление в бюро кредитных историй. Сделать это можно лично, придя в БКИ по адресу его регистрации. Другой вариант — напишите заявление в свободной форме и отправьте его по почте с описью вложения. Ну, а для тех, кто совсем не любит никуда ходить, подойдет вариант направить заявление онлайн через личный кабинет на сайте БКИ.

Процесс подачи заявления можно осуществить онлайн. Как правило, на сайте БКИ уже есть специальная форма, в которую нужно будет только подставить ваши персональные данные.
Процесс подачи заявления можно осуществить онлайн. Как правило, на сайте БКИ уже есть специальная форма, в которую нужно будет только подставить ваши персональные данные.Источник: nbki.ru

Если заполняете заявление самостоятельно, в свободной форме, обязательно укажите:

  • Ваши ФИО, дату рождения и контактные данные.
  • Ссылку на ошибочные записи (например, номер кредита, дату ошибки).
  • Описание ошибки и требование о ее исправлении.
  • Приложите собранные доказательства.

Шаг 4: Ждем подтверждение от БКИ

Получите подтверждение. После подачи заявления бюро обязано в течение 30 рабочих дней с даты регистрации письменного обращения рассмотреть ваш запрос и уведомить вас о результатах внутренней проверки.

Для этого БКИ запрашивает сведения по вам у источника формирования кредитной истории (то есть у банка или у МФО). На время проведения проверки в кредитной истории делается соответствующая пометка, чтобы пользователи знали о возможных разногласиях. Если по результатам проверки выяснится, что ошибка действительно имела место быть, она будет исправлена.

Шаг 5: Обращаемся в банк

Если ошибка связана с конкретной финансовой организацией, вы также можете обратиться непосредственно туда. Направьте в банк или МФО заявление с просьбой о проверке информации и исправлении неверных данных.

Шаг 6: Знакомимся с результатами

О результатах проведенной проверки вы узнаете из официального письма БКИ. Потому-то и важно при заполнении заявления оставлять корректные данные для обратной связи. Из письма вы узнаете, согласилась ли финансовая организация с тем, что в вашей кредитной истории была допущена ошибка.

Суд
Источник: Freepik

А если ошибки не нашли?

Если банк не согласен с претензиями о недостоверности информации в кредитной истории, вам придется отстаивать свою правоту уже в суде. Ответчиком в данной ситуации будет выступать банк или микрофинансовая организация, которые внесли в кредитную историю ошибочные, на ваш взгляд, сведения.

БКИ в данном процессе никак не участвует. По сути, это просто агрегатор информации от финансовых организаций, который не несет ответственности за ее достоверность. Но тут есть одно «но»: если вы не получили удовлетворительный ответ, и ошибка продолжает влиять на вашу кредитную историю, вы можете обратиться в суд или в Роспотребнадзор с жалобой на бюро кредитных историй или кредитора. В данном случае претензия будет уже к качеству услуг, оказанных вам БКИ.

Ошибка в кредитной истории является серьезной проблемой, игнорировать которую нельзя ни в коем случае. Сама она не «рассосется», так что реагировать нужно быстро и решительно. Благо, теперь у вас под рукой есть пошаговая инструкци. Впрочем, лучшая защита от возникновения такой неприятной ситуации — профилактика. Регулярная проверка кредитной истории поможет своевременно выявлять ошибки, а еще сэкономить много времени ни нервов. Ну, а если все уже случилось, не бойтесь обращаться за помощью и защищать свои интересы.