Скрип и скрежет: как избежать проблем с тормозами после зимы

Повышенный расход топлива, горячие диски и неприятный скрип – вот чем встретит автомобиль первые теплые дни весны, если его владелец вовремя не займется обслуживанием. Масло по сезону сегодня уже никто не меняет, однако одной только масштабной мойкой после зимы не обойтись: по меньшей мере необходимо качественно, добротно и подробно, не щадя кошелька своего, обслужить тормоза.
Александр Потапов
Автор Авто Mail

Почему так часто в первые дни весны машина теряет динамику, начинает скрипеть и свистеть, страдает повышенным аппетитом и терзает своего владельцаа иными хворями? Это настроение водителя, плотно замешенное на традиционном авитаминозе, или состояние самого транспортного средства? Правда, как всегда, где-то посередине, однако заехать на СТО и обслужить автомобиль никогда не рано. Особенно, если только что началось тепло и сошел снег: впереди высокие температуры, дальние поездки и трассовые скорости, встреча с которыми принесет куда больше удовольствия, если машина будет исправна.

Тормозные колодки
Источник: legion-media.ru

Конечно, первым делом помыть надо: и кузов, и подкапотное с радиаторами, и салон после зимы нуждаются в комплексной уборке. А вот дальше — станция технического обслуживания. Сезонных масел в средней полосе России уже не сохранилось, да и на Северах их применяют все реже, поскольку штатные составы уже давно и исправно переносят низкие температуры.

Фильтры и свечи меняют по необходимости, а не по наступлению холодных/теплых дней. Сезонный шиномонтаж у нас, пусть и с приличным временным лагом, прописан в правилах дорожного движения: с июня по август шины обязаны быть летними, а с декабря по февраль — зимними. Во все остальное время — по ситуации: как только градусник термометра пересечет отметку в 7 градусов по цельсию в среднем по дню — можно переобуваться. Впрочем, торопиться не стоит: шины — тот случай, когда лучше «перебдеть».

Как, впрочем, и тормоза: наши зимы ключевой механизм автомобиля переносит откровенно плохо. Как и наш отечественный подход. Для многих водителей является откровением тот внезапный факт, что в автомобильных тормозах внимания достойны не только диски и колодки. Оказывается, там еще есть несколько элементов, которые требуют к себе внимания. И если же его в должном объеме не получают — начинаются проблемы. Часто — большие.

Тормозная жидкость

Автомеханик доливает тормозную жидкость в автомобиль
Источник: legion-media.ru

Важной компонентой системы является тормозная жидкость: нажимая на педаль, водитель приводит в движение именно ее, создавая давление в закрытом контуре. Через усилитель тормозов, главный тормозной цилиндр и далее по трубкам, обычно медным, тормозная жидкость передает усилие на суппорт, который в свою очередь и сжимает колодки на диске, замедляя движение. Кстати, обратного механизма, разжимающего колодки, не существует: отпуская педаль, мы снижаем давление, а колодки самостоятельно разжимаются за счет незаметных глазу колебаний тормозного диска.

Чтобы вся эта механика работала, тормозная жидкость, во-первых, должна в системе быть, во-вторых, соответствовать нужному стандарту, и в-третьих, содержать в себе не слишком много воды. Контур-то у нас замкнутый, конденсат никто не отменял.

Если воды внезапно станет слишком много, то «тормозуха» однажды просто закипит — температуры там немалые, в спортивной машине суппорт и диск разогреваются до 800 градусов. После — остывает: идеальные условия для оперативного образования конденсата. А уж если закипит — пиши «пропало»: в нужный момент водитель просто не сможет прожать педаль и остановить автомобиль — случится авария. Поэтому и только поэтому тормозную жидкость нужно регулярно менять. Специалисты рекомендует это делать каждые 50 000 км, независимо от марки и модели автомобиля.

Направляющие

Тормозной суппорт крупным планом
Источник: legion-media.ru

Сам по себе тормозной суппорт находится в крайне неблагоприятном месте: верхом на тормозном диске. Естественно, вода и перегревы — его постоянные спутники, что со временем обязательно скажется на его работе. Чтобы повело саму скобу — это редкость, надо постараться, однако ее элементы сильно подвержены «внешнему воздействию». Скоба движется относительно суппорта на специальных направляющих, именуемых в простонародье «пальцы»: это два болта с короткой резьбой и длинной глянцевой поверхностью, которые надо выкрутить, чтобы заменить колодки.

Плотность посадки — уверенная, качаться и болтаться ничего не должно. Поэтому стоит появиться хоть капле воды, а после, как следствие, ржавчины, конструкция мгновенно закисает и колодки уже не разводятся. Отсюда и повышенный износ, собственно, тормозных дисков с колодками, и резко возросший же расход топлива, и еще великое множество бед, вплоть до возгорания автомобиля, что происходит по весне регулярно. А в случае задних колес — и до бензобака не далеко! Вывод прост: гораздо проще и дешевле каждую весну проверить и обслужить «пальцы», чем потом разбираться с последствиями.

Тормозной поршень

Обслуживание тормозов
Источник: Авто Mail

Именно на него давит тормозная жидкость, подталкивая колодки навстречу к дискам. Находится тормозной поршень, как и любой другой поршень, в специальном цилиндре, который точно так же, как и направляющие, имеет свойство покрываться ржавчиной и закисать. Причем — регулярно.

Обслуживание тормозов
Источник: Авто Mail

Происходит это ежегодно, причем «пальцы» закисают по очереди, заставляя колодку стоять по диагонали. Происходит этот процесс постепенно, порой — незаметно, но резкий запах горячего железа и толстый слой крошки от фрикционных накладок в бессменной связке с горячим колесным диском толсто намекнут: поршень закис. Иногда, настолько сильно, что колесо руками уже не провернуть. Двигатель конечно мощнее, он может, но какой ценой?

Резиновые уплотнители

Обслуживание тормозов
Обслуживание тормозов
Обслуживание тормозов

А теперь два любимых в народе вопроса: почему и как. Отвечаем на первый: почему вода попадает на подвижные элементы тормозного суппорта и способствует появлению коррозии? Все очень просто: элементы, в частности направляющие и поршни, скрыты от воды специальными резиновыми «манжетами», которые от дорожных реагентов, соли, песка и прочих обязательных зимних компонентов наших дорог весьма оперативно истираются. После — рвутся. И вода, вымыв смазку, начинает попадать внутрь. Повторюсь, заметить эту неисправность можно лишь сняв колесо и разобрав суппорт, глазами смотреть сквозь диск просто бесполезно. Кстати, именно поэтому гораздо проще после зимы все разобрать и продиагностировать.

Обслуживание тормозных механизмов

Чтобы два раза не вставать, обсудим и сам процесс ежегодного сервиса тормозов, ответив на вопрос «как». Честно говоря, семи пядей во лбу и подъемника для этого не требуется, но хороший инструмент — точно пригодится. Русский человек готов на настоящий подвиг ради экономии, поэтому многие чистят тормозные направляющие и поршни до блеска в надежде, что еще походят. Увы, опыт говорит обратное: и то, и другое — под замену, особенно если появились «раковины», а сам цилиндр и проемы направляющих — чистить щеткой до блеска.

Обслуживание тормозов
Источник: Авто Mail

Далее — резиновые уплотнители. Проще и, честно говоря, актуальнее всего, купить готовый ремкомплект тормозов под конкретную модель и ось, после чего красиво и быстро все собрать «на новом». Отдельно приобретенные «манжеты» для поршня и «пальцев» часто не подходят по размеру, плохо садятся и оперативно сваливаются. Такие нам не нужны — для себя делаем.

Обслуживание тормозов
Источник: Авто Mail

Отдельное внимание — к смазке. Во-первых, направляющие должны быть тщательно смазаны, во-вторых, использовать для этого можно только специальный состав. В России огромной популярностью пользуются смазка для тормозных суппортов от Toyota, и будем честны — грех ее не похвалить. Однако, как правило, есть специальный состав и в наборе по восстановлению суппорта. Он не лучший, но и не откровенно плохой, пользоваться можно.

Обслуживание тормозов
Источник: Авто Mail

Сколько времени занимает самостоятельная переборка тормозов? У автора заняла две недели: пескоструйная обработка, чистка, покраска (в красный, конечно), смазка, покупка разнообразных составляющих и сборка на автомобиле. Можно ли быстрее? Конечно: с учетом нынешнего опыта и текущего состояния тормозных механизмов можно уложиться в один час на колесо.