Как изобретатель этилированного бензина отравился свинцом

Страшная история автора одного из самых опасных изобретений в мире, оказавших наибольшее влияние на парниковый эффект нашей планеты
Иван Титов
Автор Авто Mail

Российские автомобилисты перестали заправлять свои машины этилированным бензином с ноября 2002 года, когда этот тип горючего был официально запрещен в нашей стране. Одним из последних от него отказался Алжир, где такое топливо исчезло с бензоколонок лишь в 2021 году.

Это стало возможным благодаря борцам за экологию из ООН, которые на протяжении 19 лет воплощали в жизнь программу отказа от этилированного бензина — одной из вреднейших инноваций нашей эпохи. Автор этого изобретения — американский химик и инженер-механик Томас Миджли.

Изобретатель этилированного бензина и фреона Томас Миджли
Источник: CORBIS/Corbis via Getty Images

Он же, кстати, является автором другого крайне опасного для экологии изобретения, которое нанесло вред миллионам взрослых и детей на планете, а также оказало негативное влияние на атмосферу. Речь о фреоне. Он до недавних пор использовался в домашних и автомобильных системах кондиционирования, а также в промышленных и бытовых холодильниках.

Свинец появился в составе автомобильного горючего в 1920-х годах как решение проблемы детонаций и неровной работы двигателей. Тетраэтилсвинец — добавку к топливу — придумал и предложил использовать работавший тогда инженером в GM Томас Миджли. Он рассказал своему боссу, что эта присадка повышает октановое число горючего, плавность работы двигателя, а еще с ней растет производительность ДВС и в конечном итоге скорость автомобиля.

Автозаправочная станция в США
Источник: CORBIS/Corbis via Getty Images

Использование для этих целей этанола имеет тот же эффект, но поскольку его требуется больше, а это снизит прибыльность всего мероприятия, выбор пал на свинец. Продажа этилированного бензина с содержанием свинца официально началась 1 февраля 1923 года.

Для производства и продажи этого топлива в США была создана компания Ethyl, основанная General Motors и Standard Oil, а изобретатель тетраэтилсвинца Томас Миджли стал ее вице-президентом и вошел в состав директоров. Любопытно, что в рекламе своего горючего Ethyl никогда не упоминала свинец, поскольку уже тогда мир знал о вреде и опасности этого вещества. Не вдаваясь в детали, этилированный бензин компания просто называла «находкой» для автомобилистов.

АЗС в США в 1945 году
Источник: CORBIS/Corbis via Getty Images

Впрочем, изобретатель первого в мире этилированного бензина на его премьерной продаже присутствовать не смог, так как сам отравился свинцом. Чтобы продемонстрировать безопасность горючего Ethyl Томас Миджли на глазах у публики помыл в нем руки. Очевидно, тогда же он надышался вредными парами и был вынужден взять отпуск, чтобы подлечиться.

Вопреки этому случаю изобретатель рьяно отстаивал безопасность своего детища. Хотя к тому моменту имели место инциденты на производстве горючего. В частности на экспериментальном заводе в Нью Джерси, где выпускался этилированный бензин, пятеро рабочих погибли и еще 35 испытали тремор, галлюцинации и другие симптомы отравления свинцом.

Заправочная станция в США в 1959 году
Источник: CORBIS/Corbis via Getty Images

Тем не менее, в 1926 году был опубликован отчет, в котором говорилось, что этилированный бензин можно продолжать продавать, поскольку риски для здоровья от его воздействия на человеческий организм признаны минимальными. И лишь к 1970 годам содержание свинца в горючем стали снижать, а спустя еще десятилетие в разных странах стали полностью отказываться от использования опасного бензина.

За отведенные ему 55 лет жизни Томас Миджли получил почти все значимые награды, премии и титулы в отрасли как изобретатель тетраэтиленсвинца и фреона, а еще имел около 170 различных патентов. Судьба же автора опасных инноваций трагична.

Станция самостоятельной заправки топлива в Лос-Анджелесе в 1948 году
Источник: AP

В 1940 году инженер заболел полиомиелитом и впоследствии был парализован. Будучи изобретателем, он придумал систему ремней, веревок и блоков, помогавших Миджли двигаться и подниматься с кровати. Но по иронии судьбы это изобретение задушило его 2 ноября 1944 года.