НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Европротокол не выдержал испытания суверенностью

27 апреля 2024 11:30
Внедряемая с таким трудом система теряет популярность среди водителей

Популярность европротокола — упрощенной схемы оформления мелких аварий без участия ГИБДД — падает второй год, констатируют в Научном центре безопасности дорожного движения МВД. Водители, считают в МВД, опасаются, что страховая неправильно рассчитает компенсацию ущерба и в связи с ростом цен на запчасти денег на ремонт не хватит. Страховщики объясняют тренд эффективной борьбой с мошенниками, а независимые эксперты — потерей доверия автомобилистов к ОСАГО.

Источник: Агентство городских новостей «Москва»

Согласно опубликованному Научным центром безопасности дорожного движения МВД (НЦ БДД, входит в структуру Госавтоинспекции) обзору правоприменительной деятельности, в 2023 году продолжился тренд по снижению доли оформляемых без вызова ГИБДД мелких аварий без пострадавших. Этот показатель достиг пика — 40% — в 2021 году, затем начал падать и сейчас составляет 34%.

Водитель, оформляющий ДТП по европротоколу, напомним, может рассчитывать (если не является виновным в происшествии) на компенсацию ущерба на сумму до 400 тыс. руб. при отсутствии разногласий между участниками аварии и фиксации обстоятельств происшествия в приложении. В остальных случаях (например, при отсутствии фотографий) лимит снижается до 100 тыс. руб.

Источник: Агентство городских новостей «Москва»

Европротокол не применяется, если в ДТП участвовало более двух транспортных средств (либо как минимум один из водителей без полиса ОСАГО) или одна из машин скрылась. В 2023 году средний размер выплаты по европротоколу составил 51,8 тыс. руб., в том числе физлицам — 52,4 тыс. руб.

Без участия инспекторов в 2023 году оформлено 816 тыс. аварий, в 2022 году — 907 тыс., сказано в обзоре.

Сотрудники ГИБДД в прошлом году оформили 1,6 млн ДТП без пострадавших с материальным ущербом, 800 тыс. из которых (54%) могли быть оформлены европротоколом. Чаще всего они происходили из-за несоблюдения дистанции, нарушения правил проезда перекрестков, нарушения правил расположения транспортных средств на проезжей части. 70% мелких ДТП оформлялись в течение часа, 27% — до двух часов, остальные — дольше.

Источник: Агентство городских новостей «Москва»

Отрицательный тренд НЦ БДД связывает с ростом цен на ремонт и обслуживание автомобилей в 2023 году (на 8,5%, по данным Росстата): «Это могло сдерживать водителей от оформления без участия сотрудников полиции во избежание неправильного определения суммы материального ущерба».

В Российском союзе автостраховщиков (РСА), комментируя данные, указывают на общее снижение частоты страховых случаев по ОСАГО: с 5,1% (число урегулированных страховых случаев на количество договоров ОСАГО) в 2021—2022 годах до 4,5% в 2023 году.

Там добавляют, что в ряде регионов с высокими рисками мошенничества по ОСАГО европротокол используется для оформления «фиктивных страховых событий». В таких субъектах доля ДТП, оформляемых без ГИБДД, заметно выше, чем по стране. В пример страховщики приводят Чечню (62,5%), Дагестан (61,8%), Приморский край (64,9%). Борьба с этим явлением, заявили «Ъ» в РСА, приводит к сокращению европротокола, используемого в интересах мошенников.

Источник: Агентство городских новостей «Москва»

Отмеченный МВД тренд ожидаем, считает вице-президент Национального автомобильного союза Антон Шапарин. «Люди перестали доверять системе ОСАГО. Более того, большинство думают, что предельный лимит по возмещению — 100 тыс. руб., и этих денег ни на что не хватит, — считает он.— Многие не хотят оформляться, потому что виновнику ДТП потом в течение нескольких лет придется восстанавливать коэффициент бонус-малус (используется при расчете цены ОСАГО: чем он выше, тем дороже страховка)». Все это приводит, по мнению господина Шапарина, к тому, что участники происшествия предпочитают в ряде случае договариваться на месте.

«Даже максимальной суммы в 400 тыс. руб. может не хватить на ремонт — подорожали и машины, и запчасти, — добавляет глава экспертного центра Probok.net Александр Шумский.— Проще вызвать ГИБДД, чтобы потом взыскать сумму через суд».

Эксперт также обращает внимание, что из-за дороговизны ОСАГО многие водители сегодня ездят без страховки.

Средняя доля незастрахованных по итогам 2023 года снизилась, по данным РСА, с 9,6% до 8,3%, но в отдельных регионах она очень высока, например, в Ингушетии — 77,8%, в Чечне — 60%. Штраф за отсутствие полиса, напомним, составляет 800 ₽, РСА и ГИБДД несколько лет обсуждают введение автоматического контроля через камеры, но для этого нужно модернизировать информационные системы. Отсутствие ОСАГО входит в тройку нарушений, чаще всего фиксируемых инспекторами на дороге.

Иван Буранов