Россиянам могут предложить самостоятельно искать сервис, который займется страховым ремонтом автомобиля после ДТП. В Российском союзе автостраховщиков (РСА) таким образом предполагают оживить практику выплат в натуральной форме. Кто в этом случае будет нести ответственность за качество ремонта и его сроки, выясняли «Известия».
![Страховка каско осаго Страховка каско осаго](https://resizer.mail.ru/p/8b301d2e-fc1f-5dc9-8829-0e6e5cb6f5a6/AQABblQ1chxaeRYJ-v5Hz-XqLkLVMvg-LksEuR8McEZ2D-3wwrnGQgjFxSxJGMFTQuI2PI7dSpgXPfvVrOTrllbdhpI.jpg)
Вышли на новый уровень ремонта
Российский союз автостраховщиков предлагает ввести трехуровневую систему компенсации по ОСАГО. Об этом заявил президент РСА Евгений Уфимцев в ходе круглого стола в Совете Федерации, посвященного проблемам и перспективам обязательного страхования.
— Сейчас конструкция двухуровневая. В соответствии с законом об ОСАГО, есть возможность для страховой компании направить транспортное средство для ремонта на станцию, с которой у страховщика заключен договор. В случае отсутствия такой станции выплатить возмещение деньгами, — напомнил Евгений Уфимцев. Он отметил, что страховщик ограничен законодательными сроками, возможностями сервиса обеспечить запчасти для конкретного ремонта и другими факторами.
![Автосервис Автосервис](https://resizer.mail.ru/p/09e9ac13-1f41-5dd6-a280-7eb5be923e67/AQABio9MDYajTTvG60TtjUX5S5YimtTbSmPe7f6PtdopgDwcmqD6oSeNt4Mcy14eG4xaqjXqkjAzJkoCfB3l6xOKQCU.jpg)
Предложения РСА могут позволить выйти из ситуации, когда у страховой компании нет отвечающей требованиям СТО или все станции отказываются заключать договор. В этом случае потерпевший сможет предложить свой сервис, который, в соответствии с единой методикой восстановительного ремонта и ценовыми справочниками к ней, будет готов отремонтировать машину. Страховщик оплатит ремонт без учета износа деталей и запчастей.
— В данной схеме СТО должна подтвердить согласие на ремонт в рамках Единой методики (по справочникам РСА), а страховая компания гарантирует оплату счета техцентру в размере, определенном по Единой методике, — рассказали «Известиям» в пресс-службе РСА. Там пояснили, что пока трехуровневая система компенсации находится на стадии идеи.
— Возможность ее включения как альтернативного варианта в закон будет обсуждаться на различных площадках (ЦБ, Минфин, Госдума), и только при наличии поддержки она будет включена в законодательную инициативу, — отметили в пресс-службе РСА.
![Оформление полисов Обязательного страхования автогражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). Оформление полисов Обязательного страхования автогражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО).](https://resizer.mail.ru/p/f39fb878-f335-5616-af85-d99810eea211/AQABeOgnSiz55dlH-y15KClt0-qYvztXZ4-yQTvhJXIuswuxeQx_mmPJxDKh1J0BXGaPEikrr5prma496d5OIwOfTAc.jpg)
Ремонт в приоритете
Вступивший в апреле 2017 года федеральный закон установил приоритет натурального возмещения по ОСАГО перед денежной выплатой. Кроме того, он установил требования к станциям технического обслуживания (СТО), где можно было ремонтировать транспортные средства по договору со страховщиком.
Согласно закону, восстановление автомобиля можно выполнять на СТО, которые включены в реестр страховщика. Станция техобслуживания должна находиться не дальше 50 км от места происшествия или от места жительства потерпевшего. Исключение — случай, когда страховщик организовал и оплатил транспортировку автомобиля до места ремонта.
![Автосервис вид сверху Автосервис вид сверху](https://resizer.mail.ru/p/1a925bf4-fba3-501d-85c6-bd4a9ba68048/AQABji6t1-45AaLjt_uTZK4Ubmu2Mzsq7itp6Zyr-f00EVhbg5OgeQuMWQLU0HqNSObXWvD4dNrAPN1t5vpBjw2WkEc.jpg)
Этот же закон запретил использование бывших в употреблении или восстановленных деталей. Таким образом, при «натуральном» возмещении по ОСАГО, в отличие от денежного, выплату рассчитывают без учета износа автомобиля и деталей.
Закон должен был защитить российских страховщиков от действий «недобросовестных автоюристов». Однако жесткие сроки ремонта и увеличение сроков поставок запчастей из-за введенных в 2022 году антироссийских санкций вынудили страховые компании отказываться от выплат в натуральной форме в пользу денежных. По статистике РСА, за девять месяцев 2023 года доля ремонтов по ОСАГО составила всего 6%.
![Автосервис Автосервис](https://resizer.mail.ru/p/2fcdde27-c626-5d6a-b862-fbf2f77ab15f/AQABixkxSprOe3ffsK_ggxHZBSGy7g4nhpTICRt_oy5enj9--hl-d8ejLmbe1qnV_BnfxzFh2dmbL0t2yNF3ehnxmWo.jpg)
Предъявлять претензии будет бессмысленно
Евгений Уфимцев выразил надежду, что возможность проведения работ по страховке в «своем» СТО позволит увеличить объемы ремонта по ОСАГО.
В нынешних условиях идея РСА имеет право на существование, считает вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Ян Хайцеэр. В то же время, по его словам, предложение РСА больше напоминает «игру в наперстки».
— По большому счету, разницы между предложенной схемой и выплатой компенсации потерпевшему деньгами нет. За исключением того, что ремонт машины оплатит не сам водитель, получивший страховку, а эту сумму техцентру переведет страховщик, — рассказал Ян Хайцеэр.
![Автосервис Автосервис](https://resizer.mail.ru/p/321631db-6176-554b-8ae2-cd032ef8452e/AQABz5b__YZid4mIZUESAFKpU3vvr11a1hk7ic0z1nELWdXwcZOp0uAoCHnwgG1oqGnQzGqC7Cflxv8Gl1iaABzFJy8.jpg)
Принципиальное отличие от направления на ремонт, которое выдает страховщик, в том, что, по новой схеме, страховая компания не несет ответственности ни за качество ремонта, ни за его сроки, заявил вице-президент НАС.
С ним согласен адвокат движения «Свобода выбора» Сергей Радько. Он также считает, что при схеме возмещения вреда от ДТП, которую предлагает РСА, в случае каких-то вопросов или споров предъявлять претензии страховой компании будет бессмысленно, поскольку владелец разбитой машины сам договаривался с автосервисом о ее ремонте. При этом юрист называет предложенную схему вполне жизнеспособной.
— Ее принципиальное отличие от варианта, при котором страховщик выдает направление на ремонт, состоит в том, что у автомобилиста появляется возможность выбора. Он сможет починить машину в техцентре, которому доверяет, возможно, у него там работают друзья или знакомые. В случае ремонта по направлению страховой компании у него такой возможности нет, — заявил «Известиям» Сергей Радько.
![Автосервис. Механик проверяет автомобиль Автосервис. Механик проверяет автомобиль](https://resizer.mail.ru/p/31efbfd7-428a-596b-b504-112eb551d434/AQABQLqfJM3cBcdPfv_idK5JB4ARC5Hs4UNz8oU8Uf5Yf-jMnJmOGKqULTCHLgWHQ6NEemqNYjL6X7dhzhrxhkCJLIg.jpg)
Вместе с тем он отмечает, что для реализации инициативы РСА придется вносить серьезные изменения в законодательство. В первую очередь, уточнять сроки такого ремонта, а также решать вопросы с доставкой разбитого автомобиля в техцентр.
— По действующим правилам, автосервис, в который страховщик выдает направления на ремонт, должен находиться не дальше 50 км от места жительства потерпевшего или места ДТП. В противном случае, как показывает практика, страховая компания предпочитает не связываться с ремонтом машины и выплачивает компенсацию деньгами. Если выбор техцентра будет предоставлен автовладельцу, то возникает вопрос: кто будет платить за перевозку машины, которая не может ехать своим ходом, если найденный им автосервис находится дальше тех самых 50 км. Этот вопрос также необходимо будет четко прописать в законодательстве, — заявил юрист.
![Автосервис Автосервис](https://resizer.mail.ru/p/c2626293-3da9-516f-89d8-1957a3d3611d/AQABwouGYk2koaQL2HhFLf-lnhbCF_uLDIM2-yR_XJxiME-TxuqcktmXwYop9tYdECEPcn-_VvomsJy6ZkXA5PlDPmg.jpg)
Негативно влияет на конкуренцию
Страховые компании и СТО выстроили хорошие взаимоотношения, заявил член правления Союза автосервисов Илья Плисов.
— Несмотря на возможные разночтения в применении методики, пара «страховая — автосервис» сработалась для сохранения баланса интересов при расчете ремонта, — рассказал он.
Он отметил, что страховые компании и автосервисы договариваются по тем или иным тонким моментам при работе. Благодаря этим договоренностям удается и правильно подсчитать объем работ, и договориться о выплатах, и отдать клиенту машину в том состоянии, в котором она была до ДТП.
![Ремонт подвески Ремонт подвески](https://resizer.mail.ru/p/1ef30ed5-acd2-576b-942b-a2f9b8233e56/AQABsSeB5syX6ZJCcCkC_4dRtKYl3I5POue1Y_PA9y-7LDzUZfeYglDGPEDa-va7OvHJrcqXWrU5Ok2silyCcFgOua4.jpg)
Илья Плисов также отметил, что, несмотря на позитивные тенденции во взаимодействии страховых и СТО, есть сложности при согласовании со страховой компанией самостоятельного выбора клиентом сервиса, который будет восстанавливать автомобиль. Это негативно влияет на конкуренцию.
— Формально нет никаких запретов на то, чтобы клиент пришел и сказал: у меня есть свой доверенный кузовной мастер, отправьте меня к нему. Но в этом есть серьезная проблема, — отметил Илья Плисов. — Зачастую, если клиент не настойчив, не знает законов и не воспользовался услугами юристов, то, вероятнее всего, страховая ему откажет по формальным признакам. Как решить эту проблему — законодательно или смотреть на правоприменение, — сказать сложно.
Евгений Багдасаров, Кирилл Сазонов, Роман Солдатов