Тормозная система автомобиля — один из наиболее важных узлов, отвечающих за безопасность на дороге. Поэтому все неисправности тормозов нужно как можно быстрее диагностировать и исправлять.
Нажимая на педаль тормоза, мы привыкли чувствовать упругое сопротивление. Иногда этого не происходит: педаль просто уходит в пол, «проваливается». Ощущение, откровенно говоря, пугающее. И не зря: сбой в тормозной системе входит в топ опасных вещей, которые могут случиться на дороге. Вместе со мной разбирается, почему проваливается педаль тормоза, автомобильный эксперт Сергей.
Устройство тормозной системы автомобиля
Как устроена тормозная система автомобиля. Это знание поможет нам понять, что может пойти не так. Разберем на примере наиболее распространенной гидравлической системы.
Элементы тормозной системы
- Цилиндр, заполненный тормозной жидкостью. Расположен под капотом, разделен на четыре отсека: по одному на каждое колесо.
- Тормозные механизмы: диски (или барабаны), расположенные у колеса. Снабжены тормозными колодками, которые при торможении прижимаются к колесу и замедляют его движение до полной остановки. Колодки принимают на себя основное механическое воздействие, поэтому регулярно истираются и подлежат замене каждые 15 000 — 30 000 км пробега.
- Система трубок, по которым тормозная жидкость поступает от цилиндра к тормозным механизмам.
- Педаль тормоза, на которую водитель давит, чтобы остановить машину.
- Вакуумный усилитель. Его задача — облегчить нам работу. Он увеличивает усилие при нажатии, и водителю нет нужды давить на педаль изо всех сил: достаточно легкого толчка.
- Расширительный бачок: резервуар, через который в систему попадает тормозная жидкость. Также используется для проверки уровня жидкости и ее состояния: не изменился ли цвет, не попали ли внутрь посторонние частицы. Находится прямо над тормозным цилиндром.
Принцип работы
Гидравлическая тормозная система внутри заполнена жидкостью. Как мы помним из школьных уроков физики, жидкость легко меняет форму, но не меняет объем: она практически не сжимается. Поэтому, когда водитель создает давление, нажимая на педаль тормоза, жидкость передает это давление на тормозные диски (или барабаны), они прижимают колодки к колесу. Возникает сила трения (снова привет школьной физике), и колесо останавливается.
Почему при нажатии может проваливаться педаль тормоза: основные причины
Теперь, когда мы знаем, как устроена тормозная система, разберем причины, по которым может проваливаться педаль.
1. Утечка тормозной жидкости
Первая и основная причина — недостаточный уровень жидкости в системе. Когда она уходит, ее замещает воздух, то есть газ. В отличие от жидкости газ сжимается легко и охотно, и создаваемого в системе давления не хватает, чтобы достичь тормозных колодок.
Если есть подозрение на утечку, первым делом загляните в расширительный бачок. Если уровень жидкости упал ниже отметки, значит есть утечка. Теперь нужно понять, где именно она происходит. Тормозная жидкость очень маслянистая, оставляет жирные пятна. Осмотрите тормозной цилиндр, колеса в районе ступиц и суппортов. Если вы отъехали недалеко от места стоянки, посмотрите, не остались ли лужи, и в каком месте: в подкапотном пространстве, или же в районе одного из колес.
Главная причина утечки тормозной жидкости — физический износ резиновых прокладок и уплотнителей. Они могут рассохнуться и потрескаться просто от старости; некачественная тормозная жидкость также сокращает время их службы. Решение проблемы — замена изношенной детали.
2. Воздух в системе
На первый взгляд, проблема та же, что и в первом случае: воздух сжимается сильнее, тормозное усилие не передается. Разница в том, как воздух попадает в систему. Чаще всего это случается после неквалифицированных манипуляций с тормозами.
Завоздушивание тормозной системы не так легко обнаружить, как утечку. В спокойном состоянии уровень жидкости нормальный; воздушный пузырь образуется в одной из магистральных труб и дает о себе знать только при торможении.
Проблему решит прокачка тормозной системы. Это относительно несложная манипуляция, которую можно выполнить самостоятельно.
3. Износ тормозных колодок
Обычно изношенные тормозные колодки показывают себя раньше, чем начинает проваливаться педаль. Но иногда бывают ситуации, когда истончившаяся фрикционная прокладка оказывается слишком далеко от колеса, и для торможения требуется дополнительное усилие.
Если колодка изношена, тормозная педаль проваливается не полностью, а только на первом этапе: дальше колодка подхватывает колесо, и начинается торможение. Это характерный признак, позволяющий быстро определить причину. Хотя колодки изнашиваются неравномерно, менять нужно сразу весь комплект. Выберите наименее изношенную пару, заверните в пупырчатую пленку и положите в багажник. В экстренном случае, если колодки выйдут из строя далеко от населенного пункта, подменные колодки позволят вам добраться до ближайшей шиномонтажки.
4. Неисправный главный тормозной цилиндр
Тормозной цилиндр — относительно долговечный узел, но и у него есть свой срок службы. Его может сократить использование некачественной тормозной жидкости. Решение проблемы тут одно: полная замена узла.
Поломку тормозного цилиндра не так-то легко вычислить. Один из косвенных признаков: педаль проваливается несколько раз подряд, потом начинает работать нормально. Как правило, к замене цилиндра обращаются, когда все остальные возможные причины проваливания педали уже устранены.
5. Разгерметизация вакуумного усилителя тормозов
Теряя герметичность, вакуумный усилитель заодно лишается способности увеличивать усилие при нажатии на педаль. Чаще всего разгерметизация происходит из-за разрыва диафрагмы внутри усилителя или из-за повреждения шланга, соединяющего усилитель с мотором. Для исправления ситуации нужно заменять изношенный узел.
При разгерметизации ВУТ педаль тормоза далеко не всегда начинает проваливаться; чаще она наоборот становится слишком тугой. Типичный признак разгерметизации — шипящий звук при нажатии на тормоз.
6. Нарушение зазоров в тормозной системе
Зазор между педалью тормоза и вакуумным усилителем, как правило, не появляется сам по себе. Обычно причиной являются какие-то манипуляции с автомобилем. Если педаль начала проваливаться после посещения автосервиса, скорее всего, там что-то не так подкрутили, и надо наведаться в мастерскую снова, для регулировки тормозов.
Вторая причина нарушения зазоров в тормозной системе — естественный износ узлов. В любом случае без визита на СТО не обойтись.
7. Плохая или старая тормозная жидкость
По регламенту тормозную жидкость следует менять раз в год или после 40 000 км пробега. Однако некоторые водители проезжают без замены 100 000, а то и 200 000 километров. Опасность тут в том, что старая тормозная жидкость меняет свои свойства, начинает разрушать резиновые элементы и провоцирует коррозию узлов.
Если тормозная жидкость изменила цвет (стала темной и непрозрачной) или в ней появились посторонние частицы, ее срочно надо менять. Но лучше до такого состояния не доводить. Не устану повторять: регламенты технического обслуживания написаны не с целью развода автовладельцев на деньги. Их задача — минимизировать расходы на эксплуатацию автомобиля и обеспечить безопасность движения. Поэтому регламентными сроками ТО, замены жидкостей и комплектующих лучше не пренебрегать.
8. После замены колодок или другого ремонта и прокачки
Причины провала педали после замены колодок может быть две. Первая: колодки еще не притерлись, тогда проблема исчезает после 400 — 500 км пробега. Вторая: колодки поставлены неправильно, зазор между ними и колесом слишком велик. Эта неприятность устраняется в автосервисе.
Некачественная прокачка тормозов и другие манипуляции могут стать причиной появления воздушных пробок, о которых мы уже писали. Решение проблемы тут одно: вернуться на автосервис и переделать все так, как правильно.
400−500 км на калибровку прокладок — величина очень приблизительная. Срок тут зависит не столько от расстояния, сколько от режима вождения. Если вы проедете 400 км по трассе, вряд ли с колодками что-то сильно изменится. Зато езда по городу в режиме «старт-стоп» быстро приведет их в рабочее состояние.
9. Неисправность ступиц
Если крепеж ступиц ослаблен, педаль тормоза может проваливаться при торможении на повороте. Происходит это потому, что разболтанная ступица отодвигает колодку в сторону. Решение проблемы: затянуть ослабленную деталь. Это можно сделать самостоятельно (при наличии опыта и навыков) или в любой шиномонтажке.
Бывают ситуации, когда все гайки затянуты нормально, а педаль тормоза в повороте все равно проваливается. В таком случае дело скорее всего в износе ступицы; она подлежит немедленной замене.
Что делать, чтобы не проваливалась педаль тормоза
Что можно сделать, чтобы педаль тормоза не проваливалась при торможении:
- Регулярно осматривать тормозную систему (не реже, чем раз в 6 месяцев);
- При необходимости пройти квалифицированную диагностику на СТО;
- Если обнаружен любой дефект в узлах тормозной системы (колодки, диски, патрубки), неисправную деталь нужно немедленно заменить;
- При замене резиновых деталей обращайте внимание на дату изготовления: она должна быть не больше 2 лет. Старая резина быстрее начинает рассыхаться и трескаться.
Диагностика проблем в тормозной системе автомобиля
Поскольку с неработающими тормозами ездить нельзя, решать проблему надо немедленно. Вот несколько способов первичной диагностики причины провала тормозной педали.
- Проверить уровень тормозной жидкости. Если она упала ниже регламентированного, налицо утечка;
- С автомобилем недавно проводились манипуляции? Вероятно завоздушивание тормозной системы, или между педалью и ВУТом появился зазор;
- Педаль проваливается не до конца: при сильном нажатии тормоз срабатывает. Дело может быть в износе колодок;
- Педаль то проваливается, то срабатывает штатно. Вероятна неисправность в тормозном цилиндре;
- При нажатии тормоза педаль проваливается и раздается шипение. Скорее всего, вышел из строя вакуумный усилитель;
- Педаль проваливается после недавней замены колодок. Возможно, они еще не притерлись. Нужно проехать пару сотен км в режиме городской езды. Этот метод подходит, только если педаль проваливается не до конца, и в режиме максимальной осторожности!
- Педаль проваливается при торможении в повороте. Вероятно, разболталась ступица колеса.
Профилактика
Как всегда с автомобилем, лучший способ решить проблему — это профилактика.
- Водите бережно и аккуратно. Агрессивный разгон и резкое торможение приводит к перегреву тормозной системы, она быстрее выходит из строя;
- Регулярно проверяйте состояние тормозной системы, уровень жидкости в расширительном бачке;
- Меняйте тормозные колодки не реже, чем предписано регламентом. Если вы любите резко давить на тормоза, возможно, заменять колодки придется чаще;
- Если в детали тормозной системы обнаружена неисправность (трещины, и т. п.), она подлежит немедленной замене;
- Обращайте внимание на индикатор тормозной системы на приборной панели. Если он загорелся, немедленно отправляйтесь на СТО для диагностики.
Как остановить машину, если не работает педаль тормоза
Предположим, случилось самое неприятное: педаль тормоза отказала внезапно, в движущемся автомобиле. Есть четыре основных способа остановить машину при неработающих тормозах.
- Прокачка системы. На современных автомобилях тормозная система двухконтурная. Чтобы запустить дублирующий контур, несколько раз ритмично нажмите на педаль, как бы прокачивая ее. Достаточно 5−10 нажатий, чтобы он заработал.
- Торможение передачей. Выжимаем сцепление, выбираем минимально возможную передачу, отпускаем сцепление. Когда машина замедлится, повторяем, пока не дойдем до 1 передачи. Если автомобиль с коробкой автомат, переводим ее в положение М и действуем так же. Чтобы не растеряться в нужный момент, рекомендую потренироваться такому торможению заранее.
- Торможение подъемом. По возможности сверните на дорогу, идущую вверх по склону — тогда автомобиль остановится быстрее. Если подъема поблизости нет, попробуйте свернуть на обочину, в снег или на траву.
- Контактное торможение, на самый крайний и экстренный случай: притираться боковыми частями автомобиля к окружающим предметам: ограждениям, стенам и т. д. Метод очень неприятный и дорогостоящий, но если речь пойдет о спасении жизни, можно попробовать и его.
Отдельно хочу отметить, что торможение ручником не сработает. На большинстве современных автомобилей ручник электронный и включается только после полной остановки автомобиля. Механическим ручником можно остановить только автомобиль, который уже едет достаточно медленно. Включенный на большой скорости ручник может привести к заносу.
Советы и рекомендации эксперта
Что нужно знать и делать, если проваливается педаль тормоза: рекомендует эксперт.
Хорошая новость о поломках тормозной системы: они, как правило, быстро диагностируются и исправляются малой кровью. Глобальные неисправности, вроде выхода из строя ВУТа или тормозного цилиндра, случаются относительно редко. Плохая новость: неработающие тормоза смертельно опасны, и эксплуатировать автомобиль с проваливающейся педалью нельзя. Рекомендую не добираться то автомастерской своим ходом, а вызывать эвакуатор. Или чиниться самому, если вы обладаете необходимым опытом и навыками.
Памятка автовладельцам: почему может проваливаться педаль тормоза
Подведем итог: что может стать причиной проваливающейся педали тормоза.
- Утечка тормозной жидкости;
- Воздушный пузырь в тормозной системе;
- Неисправность вакуумного усилителя или тормозного цилиндра;
- Зазор в тормозной системе;
- Изношенные тормозные колодки;
- Некачественная или старая тормозная жидкость;
- Разболтавшаяся ступица колеса.