Мировая автомобильная история куда обширнее и интереснее, чем думают те, кто ведет ее отсчет с момента постройки Карлом Бенцем в 1885 году его Benz Patent-Motorwagen — первого в мире автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. Ведь одно из первых ДТП с машиной, о которых мы знаем, произошло задолго до этого события — в 1771 году.
Дерево
Участником той аварии был французский изобретатель Николя-Жозеф Кюньо, построивший первую в мире полноразмерную самоходную машину. Именно на ее прототипе, приводимом в движение паровым двигателем, он врезался то ли в стену парижского арсенала, то ли в каменную кладку городского сада, когда тщетно пытался управлять передним деревянным колесом тяжеленной махины.
Говорят, что в результате того происшествия Кюньо был арестован и осужден за опасное вождение. При всей революционности конструкции привода той машины сама по себе она представляла голую платформу без крыши, а роль сидений в ней выполняла простейшая деревянная скамейка с вертикальной спинкой. Тогда о комфорте и тем более эстетике места водителя еще никто не задумывался.
Кожа
Ситуация изменилась ко времени выхода первого авто с ДВС. Деревянная скамья Кюньо трансформировалась в двухместный кожаный диван со спинкой и подлокотниками, вроде козлов кучера на конных повозках. Таким образом, водитель и пассажир трехколесной самоходной машины Бенца уже располагали неким подобием комфорта в поездке.
Ткань
Вскоре после того, как в 1901 году увидел свет Oldsmobile Curved Dash с откидным верхом, отпала необходимость и в кожаной обивке, противостоящей непогоде. Под крышей со своей задачей справлялась и ткань.
Впрочем, спрос на кожу для водительского места наблюдался еще по меньшей мере пару десятилетий. Тогда были популярны модели, в которых водитель сидел спереди под открытым небом на отдельном кожаном сиденье, а пассажиры наслаждались поездкой в закрытом кузове на диванах с тканевой обивкой.
К 1930-м годам простые и функциональные сиденья со стальным трубчатым каркасом, на который натянут чехол из ткани, получили распространение не только у проектировщиков мебели, но также и у автопроизводителей. Такие кресла можно было увидеть, например, в Citroën Traction Avant. Однако через каких-то 10−15 лет концепция радикально поменялась.
Винил
После Второй мировой войны автомобильные сиденья стали изящнее. Вдруг изменились их форма и цвет. Материалы для отделки салонов машин выбирали не только исходя из их практичности. Было видно, что за разработку этих элементов всерьез взялись женщины. На сиденьях появился винил. Отделка обрела цвет и рисунок. Разные виды винила преобразили кресла и диваны даже в доступных моделях машин.
То, как автомобиль выглядел изнутри, зачастую было важнее, удобства водителя и пассажиров в нем, отмораживающих пятую точку на задубевшей обивке зимой и обжигающих об нее руки и ноги под палящими солнечными лучами. Впрочем, к тому времени уже появилась и искусственная кожа.
Материал под названием Fabrikoid, представлявший собой текстиль с нанесенным на него слоем подобным коже, выпускался фирмой DuPont примерно с 1920 года. Он встречался, в частности, на «Мерседесах» конца 1950-х.
Хром и навороты
В середине прошлого века случился бум автомобильного дизайна, и то, как выглядят машины вдруг стало важно, как никогда прежде. Рожденные во времена «плавникового стиля», также известного как «аэростиль» и «детройтское барокко», невероятные Ford Thunderbird 1955 года, Chrysler 300 серии и Pontiac Bonneville 1958 года просто не могли оснащаться обычными креслами. В отделке их стильных элегантных сидений стали использовать хромированные элементы. И чем дальше, тем больше.
Порой автопроизводители нанимали известных модельеров. Например, c Maserati сотрудничал модный дом Missoni, на Lincoln работал Билл Бласс, а для American Motors трудились стилисты Levi’s. Так в салонах некоторых авто появлялась обивка с принтом под крокодиловую кожу или леопарда.
Затем производители пошли еще дальше и стали делать кресла удобнее. Специально для модных женщин того времени Chrysler предлагал поворотные передние сиденья, чтобы при посадке и высадке в обтягивающих платьях-карандашах не приходилось обнажать ноги.
Технологии будущего
Вопреки расхожему мнению о том, что электрический подогрев сидений в автомобилях первой внедрила фирма Saab в 1972 году, эта инновация появилась еще в 1966-м на «Кадиллаках». Причем как для передних кресел, так и для заднего дивана. Несколькими годами раньше — в 1957-м — на Cadillac Eldorado Brougham стали доступны память настроек положения сидений и руля.
Через пару лет вышли Volvo Amazon и PV с трехточечным ремнем безопасности, защищавшие седоков в поездках. А еще шестью годами позже мир узнал о регулируемом поясничном подпоре в спинке кресла. Новатором в вентиляции кресел стала в 1998 году модель Saab 9−5. Автомобильная промышленность не стоит на месте и с каждым годом продолжает предлагать водителям все новые навороты.
Сегодня в кресла машин встраивают массажеры и динамики аудиосистемы. Конструкцию каркаса облегчают, заменяя металл на алюминиевые сплавы и карбон. Волокнами для обивки сидений уже могут служить переработанные ПЭТ-бутылки, выловленные на просторах морей и океанов. И, похоже, эта тема не имеет конца и края. Можно только догадываться, что ждет нас дальше.