«Электрическое» направление в рекордных заездах в СССР появилось полвека назад. В 1971 году ассистент кафедры электротехники Харьковского автодорожного института Юрий Стебченко предложил реализовать в рамках лаборатории скоростных автомобилей идею электромобиля. Спустя год появился ХАДИ-Э, переименованный впоследствии в ХАДИ-11Э. Электромобиль второго поколения, ХАДИ-13Э, в 1977 году обновил рекордные показатели своего предшественника. Заезды проводились на дистанции в один километр на подмосковном автополигоне НАМИ. Дмитрий Сильчик при старте с хода показал скорость 161,7 км/ч, а Ангули Абшилава — 115,8 км/ч, при старте с места. Еще спустя шесть лет, в 1983 году, уже сам Юрий Стебченко сел за руль новой модификации электромобиля, ХАДИ-21Э, и на выходе с полукилометровой прямой развил скорость 99 км/ч.
Все три показателя зафиксированы в таблице национальных рекордов и до сих пор остаются непревзойденными. Тем более что с началом перестройки стало не до рекордных заездов.
Где устанавливают рекорды скорости
В 2011 году многократный рекордсмен России по автоспорту, гонщик и тележурналист Андрей Леонтьев с командой единомышленников решил возродить в России на регулярной основе соревнования на установление официальных рекордов скорости на разных дистанциях. Эта дисциплина очень популярна в мире — в США каждый год проводятся соревнования на высохшем соленом озере Бонневиль. В СССР аналогом были соляные поверхности Баскунчака, но из-за ухудшения гидрогеологической обстановки там уже невозможно устраивать заезды.
И вот нашлось оригинальное и действенное решение: ледовая поверхность озера Байкал. Природный лед обеспечивает минимальное сопротивление, что идеально подходит для рекордных заездов. Ведь чем меньше факторов, которые препятствуют автомобилю, тем выше скорость он разовьет.
Мероприятие получило название «Дни скорости на льду Байкала», и за прошедшие десять лет какие только автомобили ни принимали в нем участия — и гражданские, стоковые и доработанные, и гоночные. Были даже грузовики и формулы, а карты так вообще получили постоянную прописку. Не было только автомобиля, специально построенного для установления рекордов.
И в 2022 году у организаторов фестиваля возникла идея это исправить. Более того: возродить такое направление рекордных заездов и придать ему актуальный вектор — построить экологичный электромобиль. При этом инициаторы проекта сразу поставили себе сверхзадачу: электромобиль должен быть создан российскими конструкторами, на российской базе, из компонентов, сделанных в нашей стране.
Как строили электромобиль для соревнований
Разработкой и постройкой электромобиля занимаются руководитель лаборатории картинга «Петрокарт» из Санкт-Петербурга Донат Корольков и тренер сборной Иркутской области по картингу, создатель гоночной техники Станислав Лыжин. Причем Станислав сам уже много лет участвует в «Днях скорости на льду Байкала» и установил несколько рекордов на карте собственной постройки. Так что он прекрасно представляет, какой должна быть техника для заездов на льду.
Дальше — самое интересное: где взять батареи и двигатель для электромобиля? Ответ нашелся быстро. Компактный, легкий двигатель с пиковой мощностью 30 кВт взялась разработать компания «Приводная техника», резидент ОЭЗ «Технополис Москва». Батареи с уникальными характеристиками, предназначенными для максимально эффективной работы на сильном морозе, создал завод АО «Энергия», расположенный в Ельце.
Поедет будущий электромобиль на серийных шинах Gislaved NordFrost 200, произведенных на заводе в Калужской области. Организаторы признаются, что за десять лет проведения фестиваля пробовали разные варианты, но пришли к выводу, что нет ничего лучше, чем обычная серийная, дорожная шипованная шина.
«Мы выбирали лучших из отечественных поставщиков. Сейчас российские строители электромобилей зачастую используют китайские батареи и моторы, а мы решили пойти по иному пути, изучили рынок и поняли, что в России есть собственные производители. Так, компания “Приводная техника” строит специально для нас двигатель. А это нестандартная задача, поскольку автомобиль уникальный. Батареи нам сделало АО “Энергия”, один из ведущих российских производителей батарей, в том числе и для космических нужд», — рассказал главный организатор «Дней скорости на льду Байкала» Андрей Леонтьев.
«Идея Андрея Леонтьева со строительством электромобиля нас заинтересовала. Однако даже несмотря на имеющиеся технологические наработки, нам пришлось решить достаточно сложную задачу. Аккумулятор в обычной жизни — то, что должно максимально медленно отдавать энергию и служить как можно дольше. В ситуации с рекордным электромобилем — наоборот: батарея должна моментально отдавать максимальное количество энергии. При этом она должна быть очень легкой, поскольку электромобиль заявлен в классе до 500 кг, пожаробезопасной и работать при температуре до −30 °С без подогрева. Все эти требования мы учли и разработали совершенно новое решение», — пояснил директор по продукту АО «Энергия» Никита Ханзадеев.
Пилотировать электромобиль будет трехкратная рекордсменка России, картингистка Мария Леонтьева. Впервые за руль нового рекордного автомобиля она села на первых тестах, прошедших в начале февраля на автополигоне НАМИ. Полноценный дебют Марии и электромобиля состоится уже через несколько недель на льду Байкала.
Ну, а создателей электромобиля еще ждет омологация в Российской автомобильной федерации и получение «свидетельства о рождении» — паспорта спортивного автомобиля. А дальше — не только рекорды.