Забытые герои: пять удивительных спорткаров СССР

Возможно, кого-то удивится, узнав, что в Советском Союзе были джинсы, рок-н-ролл и боевые машины. Не только те, что пускают ракеты, но также сражающиеся на гоночных трассах. Вспоминаем некоторые интересные образцы подобной техники – участвовавшие в состязаниях и экспериментальные

ГАЗ-ГЛ-1

Знакомьтесь, настоящий отечественный хот-род! До его рождения в 1938 году схожие модели создавались силами энтузиастов, а затем свои силы решил испытать Горьковский автозавод. Правда, сфера применения ГЛ-1 — не существовавшие в то время линейные гонки, а национальные рекорды скорости.

ГАЗ-ГЛ-1
Источник: Alexander Plushev CC BY 2.0 / wikimedia.org

Болид разработан на основе серийного ГАЗ-М-1. Двигатель объемом 3,3 литра отличается модифицированной головкой блока цилиндров и форсирован с 50 до примерно 65 «лошадей». Осенью 1938-го машина показала 143 км/ч. «Маловато!», — подумали авторы ГЛ-1 и как следует усовершенствовали его. Прежний мотор сменила 3,8-литровая «шестерка» ГАЗ-11 с двумя карбюраторами мощностью до 110 л.с. Установили колпак кабины и аэродинамичные заглушки на колеса. После этих метаморфоз удалось выжать около 162 км/ч.

«Победа-Спорт»

Другой очень интересный проект, на сей раз послевоенный, для установления всесоюзного рекорда скорости использовал платформу ГАЗ-М-20 «Победа». Гоночный снаряд во многом повторял стоковый автомобиль. В частности, он унаследовал компоненты подвески, рулевое управление и тормозную систему фактически без каких-либо изменений. Но выглядела «Победа-Спорт» так, словно в ней мало что есть от заводского прообраза.

«Победа-Спорт»

Кузовные панели частично новые, соответствующие тогдашним представлениям об идеальной аэродинамике. Первоначально ставился модифицированный двигатель с увеличенным до 2,5 литров объемом и двумя карбюраторами. В 1951 году его кардинально проапгрейдили — установили механический нагнетатель. Наддув повысил отдачу с 75 до 105 л.с. и помог советской торпеде показать рекордные 191 км/ч. Интересно, что машины не сохранились в первозданном виде — их переделали в родстеры.

«Москвич-Г1»

Столичное предприятие внесло огромный вклад в развитие советского автоспорта. Вершиной стали успешные выступления пилотов на «Москвич-412» в ралли. Так, например, экипажи на седанах достойно выступили в марафоне «Лондон — Сидней» 1968 года. У истоков был «Москвич-Г1» родом из середины пятидесятых с эффектно торчащими позади четырьмя выпускными патрубками. Под алюминиевым кузовом пространственная силовая структура. Установленный в пределах колесной базы опытный верхнеклапанный мотор объемом 1,09 литра с четырьмя карбюраторами выдавал порядка 75 л.с. и позволял набирать свыше 190 км/ч.

Москвич-Г1
Москвич-Г1

Подвеску и тормоза, правда, взяли у обычного «Москвича-400». Позже болид облачился в полноценный обтекаемый кузов с закрытыми колесами и получил 1,4-литровый двигатель «Москвича-407» для рекордных заездов.

«Москвич-2141КР»

В 1988 году молодые инженеры АЗЛК представили ралли-кар для союзных состязаний (группа А5). Внешне он слегка напоминал «Москвич-2141», однако с технической точки зрения детища двух миров отличались как небо и земля.

У спорткара среднемоторная компоновка для оптимального распределения массы по осям, полунесущий каркас, независимая подвеска, дисковые тормоза на задней оси и пластиковые кузовные панели. Доступ к двухлитровому 175-сильному двигателю на основе УЗАМ-412 открывает объединяющий заднюю часть и крылья подъемный колпак. Другая особенность модели — компактные размеры на фоне серийного хэтчбека. Длина — 3840 мм, ширина — 1690 мм, высота — 1360 мм. К сожалению, уникальный «Москвич» остался в экспериментальном статусе и в гонках не участвовал.

Lada EVA

Жестокая ирония судьбы: одному из самых впечатляющих гоночных автомобилей СССР не суждено было выйти на старт, поскольку группу B, под регламент которой он готовился, попала под запрет в 1986 году.

Lada EVA
Lada EVA
Lada EVA

Среднемоторную заднеприводную «Эву» с чертами серийного ВАЗ-2108 задумал знаменитый литовский спортсмен Стасис Брундза и Вильнюсская фабрика транспортных средств (ВФТС, VFTS). Ранее раллийный гуру подготовил 160-сильную Lada-2105 VFTS группы B и в середине восьмидесятых задумал нечто более масштабное и грандиозное. Преувеличения здесь нет, достаточно взглянуть на конструкцию и характеристики.

От «восьмерки» унаследованы лишь оптика, двери и лобовое стекло. Шасси полностью оригинальное. Трехсотсильный двигатель объемом 1,9 литра построен из вазовского 1,6-литрового. Различия между ними глобальные — новый агрегат получил шестнадцатиклапанную головку блока цилиндров, распределенный впрыск топлива вместо карбюратора и турбокомпрессор.