Закольцованная трасса на льду Байкала: зачем она нужна?

Десятый ежегодный фестиваль автоспорта «Дни скорости на льду Байкала» состоялся в начале марта в Иркутской области. В фестивале приняли участие четырнадцать пилотов, каждый из которых был приглашен, чтобы установить новый национальный или мировой рекорд скорости.

В мире есть всего два похожих рекордных фестиваля: летний — на соляном озере в Гудвуде и зимний — на льду Байкала. Заезды на максимальную скорость по льду можно смело назвать уникальными, поскольку нигде больше не существует подобных условий, позволяющих зимой разогнать серийный автомобиль до скоростей, близких к 300 км/ч.

Все заезды фестиваля «Дни скорости на льду Байкала» проходят в строгом соответствии с правилами FIA (Международной автомобильной федерации) и РАФ (Российской автомобильной федерации). На старт допускаются пилоты с действующими гоночными лицензиями и автомобили, соответствующие техническим требованиям, прописанным в регламентах. Все достижения, показанные во время фестиваля, зафиксированы судьями и переданы в комитет рекордов РАФ для рассмотрения и последующего утверждения. 

Участники фестиваля Дни скорости на льду Байкала

Автомобили-претенденты на установление рекордов использовали шины отечественной марки Cordiant. В условиях гладкого ледяного покрытия контакт шин с поверхностью особо важен — без надежного сцепления ни разогнаться, ни удержать автомобиль на траектории невозможно.

Как готовили трассу?

Колоссальная работа была проведена для подготовки и поддержания в рабочем состоянии рекордных трасс. В этом году на Байкале было ветрено, трассы регулярно заметало снегом. Их ежедневная очистка превратилась в неизбежную рутину, отнимавшую много времени и сил. Тем не менее, лед удалось отстоять.

Соревнования прошли на специально подготовленных трассах, проложенных по льду байкальского пролива Малое море. Площадка для проведения рекордных соревнований была выбрана специалистами-гляциологами, мониторинг экологической безопасности осуществлялся представителями национального парка «Заповедное Прибайкалье» и специализированных лабораторий, а соответствие требованиям безопасности трассы заверили и утвердили представители Российской автомобильной федерации (РАФ).

Для установления рекордов на максимальную скорость была подготовлена прямая ледовая дорожка длиной 12 880 м. Для установления рекорда средней скорости — закольцованная трасса длиной 8210 м.

В 2022 году фестиваль впервые стал международным. Лагерь на льду сотрясался от грохота выхлопа и 6,5 тонны веса необычного ярко-красного монстра на огромных шипованных колесах. В «Днях скорости на льду Байкала» приняла участие белорусская команда «МАЗ-СПОРТавто», которая привезла свой «боевой» грузовик МАЗ-6440RR капотной компоновки, специально созданный для марафона «Дакар».

МАЗ-6440RR
Источник: Анна Бойко

Пилотировал автомобиль известный спортсмен, многократный призер этапов чемпионатов по ралли-рейдам, руководитель команды «МАЗ-СПОРТавто» Сергей Вязович. Созданный для песков «Дакара» грузовик на льду Байкала выглядел ничуть не хуже. На тренировках МАЗ показал максимальную скорость 203 км/ч. Во время официальных попыток его средняя скорость на дистанции превысила 191 км/ч. Разница в результатах обусловлена сильным встречным ветром, которому на прямой было сложно сопротивляться.

Андрей Леонтьев на Audi E-tron Sportback S
Андрей Леонтьев на Audi E-tron Sportback S
Андрей Леонтьев на Audi E-tron Sportback S

Вдохновитель и организатор соревнования 18-кратный чемпион России Андрей Леонтьев предпринял попытки установления рекорда скорости на электромобиле Audi e-tron Sportback S. На дистанции 1 километр при старте с хода он показал среднюю скорость свыше 205 км/ч, максимальную — 209 км/ч, а при старте с места — свыше 116 км/ч. Эти показатели были достигнуты благодаря единственному доступному «тюнингу» автомобиля прямо во время заезда — сложенным зеркалам, что позволило существенно улучшить аэродинамику электромобиля.

Картинг на льду озера

Рекордные попытки проводили не только легковые и грузовые автомобили, но и карты — уже традиционные участники фестиваля «Дни скорости на льду Байкала». Вновь штурмовали текущие показатели Мария Леонтьева и Станислав Лыжин — на Rotax 125 без нагнетателя и ЕМ 125 соответственно.

Картинг
Картинг

Скоростные заезды по байкальскому льду — это настоящее испытание для пилота карта. Мороз, маленький диаметр колес и неровности покрытия (лед никогда не идеален), сверхчуткий «руль», пронизывающий ветер, летящие в лицо ледяная крошка и снег, капризы техники в необычных условиях…

Несмотря на сильный ветер, встречный на обратном пути, Мария смогла улучшить существующие показатели при старте с хода. Она превысила среднюю скорость в 124 км/ч, а максимальная достигла 130 км/ч.

Станислав Лыжин, справившийся с преследовавшими его карт техническими проблемами, в своей рекордной попытке при старте с места превысил скорость в 91 км/ч. Его пиковая скорость при попытке с хода в одном из заездов составила 136 км/ч — выдающийся результат, полученный долгим «колдовством» над настройками питания двигателя, его температурного режима и передаточного числа трансмиссии!

Lamborghini Urus и почти 300 километров в час

В классе автомобилей москвич Александр Лобачев (команда Level Performance) всего чуть-чуть не дошел до заветной планки в 300 км/ч — этот барьер уже дважды брали пилоты на льду Байкала в 2021 году, но на сей раз у Александра и его Lamborghini Urus «всего» 299 км/час. И это — претензия на новый национальный рекорд в классе. При этом Александр стал самым быстрым пилотом десятого юбилейного фестиваля.

Lamborghini Urus, Александр Лобачев, Level Performance
Источник: Анна Бойко

Нижегородец Тарас Тюриков из команды GAT Racing отличился на дистанции 1 км с места — на своем Audi R8 GTT он показал среднюю скорость в 117 км/ч, и 1 км с хода — его средняя скорость здесь превысила 269 км/ч. В одном из заездов Тарас при старте с места показал среднюю в 124 км/ч, что является абсолютно лучшим показателем за всю историю ледовых рекордов скорости в России.

Audi R8 GTT, Тарас Тюриков, GAT Racing
Источник: Анна Бойко

Грузовики тоже ставят рекорды

В «Днях скорости на льду Байкала» принял участие еще один грузовик — Ford F-Max. Он не поражал грозной внешностью и длиной шипов, но был особо ценен именно тем, что представлял собой совершенно стандартный тягач, от которого на время заездов лишь отцепили такую же стандартную фуру.

Ford F-Max
Ford F-Max на трассе
Ford F-Max

Серийный тягач, обутый в шины Cordiant Professional FR-1 и Cordiant Professional DR-1, пилотировал Андрей Леонтьев. Он улучшил прошлогодние достижения на дистанции 1 километр с хода — средняя скорость превысила 135 км/ч, а максимальная достигла 140 км/ч, существенно больше, чем на аналогичной машине в 2021 году. Это абсолютный мировой показатель скорости для серийных грузовиков на льду.

Дни скорости на льду Байкала
Источник: Анна Бойкр

Еще одна постоянная участница фестиваля «Дни скорости на льду Байкала» Мария Мельникова провела рекордные попытки на дизельном автомобиле Jaguar E-Pace. В попытке с хода ей удалось превысить скорость 198 км/ч, а пиковая скорость кроссовера составила 202 км/ч. И это, безусловно, претензия на обновление рекорда в классе.

Не только по прямой

Все эти достижения были установлены на прямой трассе. Теперь о том, для чего на льду Байкала было построено 8-километровое кольцо. Десятый фестиваль «Дни скорости на льду Байкала» стал первым в истории автоспорта состязанием, в ходе которого была произведена попытка установления рекорда скорости на грузовиках на ледяной 500-километровой дистанции.

Пилоты легковых автомобилей, в свою очередь, постарались на этом же кольце побить рекорд 24-часового заезда прошлого года. Почему мы не говорим о самом рекорде, а все время употребляем термин «попытка»? Дело в том, что рекордами эти попытки станут лишь после того, как будут зарегистрированы в Федерации автомотоспорта России. Процесс регистрации идет, и пока все наши достижения — лишь зарегистрированные попытки.

Заезд по закольцованной трассе на Ford F-Max стал первым в истории «грузовым» марафоном на льду. Изобилующую поворотами 500-километровую дистанцию автомобиль преодолел за 6 часов, со средней скоростью в 91 км/ч. Лучшее время круга составило 4 минуты 35,7 секунды. За рядовыми, на первый взгляд, цифрами скрыто пилотирование на грани возможного стандартного тягача по голому льду на серийных дорожных шинах. Подобные экстремальные эксперименты, проводимые в рамках «Дней скорости на льду Байкала», дают бесценную информацию для создателей как автомобильной техники, так и шин, что напрямую работает на повышение безопасности дорожного движения.

По сложившейся традиции завершал фестиваль 24-часовой заезд на двух Jaguar E-Pace — бензиновом и дизельном. Автомобили пилотировали два экипажа, в состав которых входило шесть человек.

Jaguar E-Pace, 24-часовой заезд
Jaguar E-Pace, 24-часовой заезд
Jaguar E-Pace, 24-часовой заезд
Jaguar E-Pace, 24-часовой заезд
Jaguar E-Pace, 24-часовой заезд

За сутки один из автомобилей (№ 17) смог преодолеть дистанцию в 2228,6 км. При этом его средняя скорость составила 84,4 км/ч, что не так много, по сравнению с другой машиной. Причиной тому послужили технические проблемы, связанные с обледенением коробки передач из-за попадания снега на ее датчики. Механикам пришлось потратить некоторое время, чтобы «оттаять» машину и выпустить кроссовер обратно на трассу. Тем не менее, дизельный Jaguar E-Pace показал хорошую среднюю скорость на круге — 131,9 км/ч, а лучшее время круга составило 3 минуты 39,6 секунды.

Второй автомобиль, выступавший под стартовым номером 13, оказался более удачливым. За сутки он преодолел дистанцию в 2543,8 км, во время которой превысил среднюю скорость в 105 км/ч, тем самым попав в претенденты на установление нового рекорда. Лучшая скорость на круге бензинового Jaguar E-Pace составила 138 км/ч, а лучшее время круга: 3 минуты 29,8 секунды.

Подпишитесь на нас