Разбираемся, какие факторы влияют на экономичность и как увеличить интервалы между заправками
Вот-вот наступит зима, а это значит, что статья расходов на топливо будет постепенно расти. В холодное время года автомобиль приходится заправлять чуть чаще, чем летом — это связано с повышением расхода топлива, которое обусловлено рядом факторов естественного происхождения.
Например, двигателю требуется больше времени на то, чтобы прогреться в мороз и выйти на рабочую температуру, фарами ближнего света приходится пользоваться чаще из-за сокращения световых дней, печка работает интенсивнее, а налипший снег и лед могут вносить коррективы в аэродинамику кузова. А в сильные снегопады падает темп движения и повышаются риски образования длинных пробок, в которых много топлива тратится впустую.
Получается, двигатель автомобиля тратит больше сил на работу зимой, чем летом, и топливо уходит быстрее. Как уменьшить его расход, чтобы не тратить время и деньги на частые заправки? На самом деле, способов много, но для начала надо убедиться в том, что автомобиль полностью исправен — если расход топлива начал заметно расти, то смена сезона может оказаться далеко не единственной причиной повышенного аппетита двигателя.
Проблемы с двигателем
Симптом в лице повышенного расхода топлива может указывать на технические неполадки основных узлов автомобиля. Кандидат номер один — это, конечно, мотор. Потенциальных проблем по части техники может быть несколько: низкая компрессия, загрязнения топливного или воздушного фильтра, слабое давление бензонасоса, грязные топливные форсунки… Даже помятая выхлопная труба, которая хуже выпускает отработавшие газы, не давая им оперативно выходить наружу, мешает двигателю «дышать», повышая объем потребляемого топлива.
Источник: legion-media / Ronstik
Кроме того, прожорливость мотора может указывать на проблемы с системой охлаждения и комплексом управления двигателем, которые поможет выявить диагностика. И в целом, если чувствуете неладное, лучше сразу записаться на диагностику двигателя, чтобы не тратить время на попытки самостоятельно отыскать недуг. Это сэкономит не только время, но и деньги — ведь если проблему не решить вовремя, то она может повлечь за собой серию более серьезных поломок.
Трансмиссия
Если с мотором полный порядок, а расход бензина растет, обратите внимание на трансмиссию. Двигателю может требоваться больше топлива в движении, когда подгорело сцепление, замыкающее гидротрансформатор вариатора или «автомата» — это связано с тем, что в режиме постоянной пробуксовки растет и расход, и температура жидкости.
Однако исправная трансмиссия тоже может провоцировать повышенный аппетит мотора. Особенно полноприводная.
Во-первых, причиной может стать неотключенный передний мост, если он имеет «жесткую» схему подключения. Такое часто бывает, когда автомобиль в конце концов добирается до шоссе после долгих попыток выехать из глубоких сугробов, и водитель забывает отключить вторую ось, заставляя двигатель тратить силы на то, чтобы крутить четыре колеса вместо двух.
А во-вторых, современные трансмиссии с автоматическим подключением муфты передней или задней оси могут включать полный привод самостоятельно, если электроника замечает пробуксовку и недостаточное сцепление с дорогой — тогда двигатель тоже повышает расход топлива, выделяя часть крутящего момента на вторую пару колес, которые в штатных режимах остаются ведомыми.
Неполадки в тормозной системе и ходовой
Если вы когда-нибудь ездили на велосипеде с кривыми колесами, то вам будет проще понять аналогию. Колесо «восьмеркой» на каждом обороте задевает статичный тормозной механизм, затрудняя разгоны и практически полностью исключая возможность движения накатом — даже если ехать на таком велосипеде с горки, большую скорость будет развить трудно. Знакомая ситуация?
С автомобилями, в общем-то, все то же самое: неисправные стояночная и рабочая тормозные системы легко могут поднять расход топлива даже в два раза. Не полностью разблокированный стояночный тормоз, подклинивающие тормозные цилиндры — все это надо проверить и, при необходимости, отрегулировать.
Да и с кривыми колесами ситуация схожая: на расход (да и на управляемость, кстати, тоже) влияют как нарушение углов установки колес, так и вмятины в дисках, которые вдобавок убивают подвеску. И давление в шинах надо регулярно проверять — низкое давление не только быстрее изнашивает резину на высоких скоростях, но расход топлива увеличивает. К слову, многие производители перед поездками по загородным трассам даже рекомендуют немного поднять давление в шинах — это тоже неспроста.
Если автомобиль полностью исправен
Причин для повышения расхода топлива хватает, даже если с машиной все в порядке. Мы уже упоминали погодные условия и температуру воздуха (расход растет на морозе, в дождь или снег), но еще из внешних условий можно отметить рельеф дороги: в горах, с их частыми спусками и подъемами, автомобиль не может постоянно поддерживать обороты чуть выше холостых, да и с педалью газа на крутых перевалах часто приходится обращаться негуманно.
Зимой гораздо чаще приходится пользоваться фарами, печкой, подогревом сидений и руля, которые берут на себя часть электроэнергии, но медиасистема и внешние устройства-потребители (к примеру, зарядка телефона) могут работать круглый год — если ими не пользоваться, расход топлива станет чуть меньше. Экспериментируйте! Но только не с фарами, пожалуйста — безопасность на дороге прежде всего.
Непрогретый мотор, пусть даже идеально работающий, тоже расходует значительно больше бензина: при запуске на морозе он буквально льется рекой на непрогретый нейтрализатор, когда система управления двигателем пытается побыстрее его «разбудить». Но это не значит, что двигатель зимой вообще не надо прогревать! Наоборот, перед началом движения лучше дождаться, когда стрелка температуры на приборной панели хотя бы сдвинется с низшей отметки — коротких и «холодных» поездок двигатель ой как не любит.
И сюда же можно добавить пункт про некачественное топливо: на бензине с низким октановым числом двигатель теряет в мощности, а компенсируется это работой на более высоких оборотах. Так что старайтесь заправляться на проверенных АЗС, иначе к повышенному расходу от плохого бензина добавятся проблемы с мотором.
И не заливайте «сотый» бензин в бак автомобиля, мотор которого рассчитан на работу на АИ-92 — как показывает практика, толку от этого практически никакого. Не переплачивайте зря!
Перегруз и нарушение аэродинамики тоже влияют на расход топлива. С первым фактором все просто: если взять два абсолютно идентичных автомобиля и поставить их рядом, посадив в один из них четырех пассажиров и до отказа забив багажник, то с места до 100 км/ч быстрее разгонится машина с водителем-одиночкой и пустым багажным отсеком. Соответственно, если они будут двигаться в одном темпе, то на его поддержание у двигателя пустой машины будет уходить меньше сил и топлива, чем у загруженной — и ее тормозам, к слову, тоже будет легче замедлять более легкий автомобиль.
С аэродинамикой тоже все логично. Практически любое изменение формы кузова, в том числе установка спойлера на пятую дверь или багажника на крышу увеличивает коэффициент аэродинамического сопротивления. Даже открытые окна влияют на расход! Но на высокой скорости с точки зрения расхода топлива это все-таки более заметно, чем в городе.
Простые советы для водителей
Подведем итоги: следите за техническим состоянием автомобиля и давлением в шинах, не жалейте денег на качественный бензин, не возите в машине лишний груз, снимайте багажник с крыши после возвращения из путешествия и, самое главное, старайтесь лишний раз не спешить за рулем. Да, на исправном автомобиле именно манера вождения в основном определяет расход топлива — спокойные водители проводят меньше времени на АЗС.
Избегайте резких стартов с места, объезжайте пробки, когда навигатор предлагает более длинный, но «зеленый» маршрут. Если видите, что впереди загорается красный сигнал светофора, пораньше отпускайте педаль газа. Чаще пользуйтесь круиз-контролем и ограничителем скорости — не нарветесь на лишние штрафы и сможете поддерживать стабильно невысокие обороты двигателя, которые способствуют повышению экономичности.
И старайтесь не превышать на трассе: крейсерская скорость большинства современных автомобилей как раз лежит в диапазоне от 80 до 110 км/ч. В этом интервале автомобили могут двигаться на высшей передаче, не нарушая комфортный темп работы двигателя. Двигаясь со скоростью 150 км/ч из одного города в другой, вы чаще будете останавливаться на заправках, чем водители, которые держат 100−110 км/ч. Как ни банально, но «тише едешь — дальше будешь» это не пустые слова.