Наиболее серьезная поломка мотора — внезапное повреждение деталей, заканчивающееся обломом или обрывом приводов, вследствие чего чувствуется удар внутри блока или в головке цилиндров. Водители говорят, что двигатель «стуканул».
Этот стук предвещает дорогой и затратный ремонт силового агрегата. Иногда последствия от удара бывают катастрофическими и мотор приходится менять целиком. Из-за чего же бывают такие удары?
Гидроудар
Двигатель может «стукануть» по нескольким причинам. Одна из самых распространенных это повреждения деталей цилиндро-поршневой группы из-за так называемого гидроудара. Если водитель часто ездит по глубоким лужам или преодолевает брод более полуметра глубиной, вода может попасть в воздухозаборники и просочиться через фильтр в камеры сгорания.
Вместо взвеси топлива и воздуха туда заливается несколько грамм воды, которые невозможно сжать, как это происходит с горючей смесью. Поршень сдавливает воду и при достижении высшей точки своего хода жестко упирается в жидкость, раздается удар, в результате которого может погнуться шатун или пострадать другие детали.
Чем выше обороты мотора и больше мощность, тем тяжелее последствия от гидроудара. Иногда он настолько силен, что поршень деформируется и его заклинивает в цилиндре. Двигатель тут же глохнет, и автомобиль остается неподвижным. Причем эта поломка сопровождается сильным грохотом, сотрясающим автомобиль и пугающим водителя.
![](https://resizer.mail.ru/p/a6231e47-7ffd-5025-b2ef-5262e8ca7691/AQABZceZGOLnCjp3-59O2phmTHkIhOm0EXRdq4MdFFqDSsyJdWVmkVWjUyywsUqeZ1xaI7RCcowetIk6o8JfCc89Vz0.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/dab0e510-3524-5434-9788-1ed073a14304/AQAB3JabiISPOmJFteEa25howrqMfWfgDd9-K1YzVJ-h_vaKlEwCNdMIe956bw1rKVwBycU-VJa84BNeecdJF2aNjDI.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/636ec219-dbc5-5946-9f4e-99b77fe67b11/AQABjkWo2uEm0INEvOLeRwK9b_bbDDEuJzPUpmV_PKEGqnftCw3VRAZP-9w3QDylfX4SNtTek-ZVNlE3-g31PNKeNhs.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/17d606cd-8962-59fd-ab99-fb600496e175/AQAB1RSQ8jCrl7z_KzbLwo-4WRmAX1tL9szTcnWXeccsLJmwZTGbIJwt-lXLmQbMaYAyv8FPF6Oh3Sxj4r7CujimKuM.jpg)
![](https://resizer.mail.ru/p/c77d3a8c-a445-5e35-a625-e43368324cd8/AQAByRQAuNsbacSJaKkrx8F66I5IrqgAL5x-nfG4_AuZrGW_CA_mG1zvf0o0oUpOH5a8-YOSek_eDvmVyEijQAkGjbY.jpg)
В некоторых случаях, при небольшом количестве воды, двигатель переживает гидроудар сравнительно без последствий. В отдельных случаях у него деформируется и искривляется шатун.
В этом случае поршень отклоняется от оси симметрии механизма и при движении задевает юбкой стенку гильзы. Раздаются цокания юбки о стенки цилиндра, которые впоследствии вызывают задиры и царапины.
Дополнительный признак искривления шатуна — повышенная вибрация при работе мотора, из-за чего силовой агрегат ощутимо трясется.
Детонации в камерах сгорания
Серьезные поломки мотора могут быть не только из-за гидроударов. Иногда к ним приводят так называемые детонации, когда под высокой нагрузкой нестандартный низкооктановый бензин начинает взрываться в камерах сгорания преждевременно, порождая повышения температуры, повреждения поршней, клапанов и стенок блока.
При долговременных нагрузках поршень начинает плавиться, кольца залегают, а головка поршня теряет форму, перекашивается и зажимается в стенках гильзы. Коленвал давит на шатун и иногда ломает его, причем обломок острым концом пробивает тонкую стенку блока и показывается наружу.
![](https://resizer.mail.ru/p/4dd6e26d-2a43-5fa4-8940-fb090994cf80/AQABlvh3_iggsH5XA_lwBmJVyg52-opHHGDjIno_42-mPYcPK-ueiVZMGsZLiAFEzREN1T6GUeErRUSnbC2-YTXusjo.jpg)
Определить назревающую поломку можно на слух. Детонация диагностируется по сильному звону внутренних деталей двигателя при работе мотора под нагрузкой.
Стучат шатуны
В списке наиболее частых и опасных повреждений двигателя, которые могут привести к заклиниванию поршня, отмечаются стуки шатунов в местах крепления к коленвалу.
Шатунный стук возникает, когда вкладыш вследствие большой выработки приобретает люфт. Шатун начинает вибрировать, отчего рождается бряцание. Иногда под высокой нагрузкой вкладыш срывает со своего места, что приводит к резкому удару и вибрациям.
![Автосервис Автосервис](https://resizer.mail.ru/p/b1b96011-4018-5026-b72a-68dc9d61d905/AQABXu7Jlelr8rENiq0tinsdmlYK91x8n1J84Y78UVGw14F3T5ml1QoONGSpcCDR-0_PSw-G0pdtB8VTpPqUe7M6iAk.jpg)
Чаще всего эта неисправность возникает при использовании некачественного масла и при высоких нагрузках на мотор. Влияют на состояние деталей и периодические перегревы.
Шатунный стук может также появиться после неквалифицированного ремонта двигателя, так как болты в месте крепления головки шатуна к коленвалу оказываются иногда недостаточно затянуты.
Обрыв ремня ГРМ
Сильный удар мотор испытывает и при обрыве привода Газораспределительного механизма (ГРМ). Тогда клапаны не успевают закрыться, и поршень бьет по одному из них снизу. Вследствие удара ножка гнется или ломается и силовому агрегату требуется дорогостоящий ремонт. Это происходит из-за естественного износа ремня ГРМ. Качественные ремни ходят примерно 120 тыс. километров пробега. На машинах попроще ремень служит 60−80 тысяч км. Необходимо внимательно читать инструкции по техническому обслуживанию и вовремя менять ремень.
Вместе с ремнем ГРМ необходимо ставить новые ролики и натяжители привода. Если их не менять и эксплуатировать вместе с новым ремнем, то ролики быстро выходят из строя и начинают лязгать разбитыми подшипниками.
![Автосервис Автосервис](https://resizer.mail.ru/p/f55dbcb4-ee6a-5155-8f54-91593d23bb76/AQABZy1tYZRN04IEFeUjgC24SeimC5MsinTjsP_orVYS5J79tCb3cumsRejLLRyeYVQu1sw_zg1BvA4owRoVW3wzGus.jpg)
К обрыву ремня ГРМ также приводит старая заклинившая помпа, имеющая с ГРМ совместный привод. Насос перестает эффективно прокачивать охлаждающую жидкость, заедает, и в какой-то момент муфта заклинивается и тормозит весь механизм. Мотор дает нагрузку, и ремень не выдерживает.
Чтобы избежать проблем, необходимо присматриваться и прислушиваться к помпе. При посторонних звуках ее необходимо заменить.