Межсезонье — время переобувки большинства автомобилей из «лета» в «зиму» или наоборот. Но для некоторых водителей это еще и пора покупки новых шин, а также избавления от старых покрышек, которые прослужили отведенные им 5−7 лет.
Несмотря на появление в нашей жизни полезных эко-привычек вроде раздельного сбора мусора, многие автомобилисты до сих пор не знают куда деть использованные покрышки.
Делать из них, как раньше, клумбы, заборы и лебедей во дворах домов с 2021 года в России запрещено, а за сжигание шин или оставление где-нибудь в лесу либо на пустыре водитель может получить большой штраф.
Расскажем, почему единственный правильный способ избавиться от старых автомобильных шин — это сдать их на утилизацию. А также где можно сдать б/у шины на утилизацию бесплатно.
Почему нельзя выбрасывать старые шины
Есть масса причин, почему отслужившие свое автомобильные покрышки просто нельзя взять и выбросить. Главная из них — вред для окружающей среды.
И хотя шины относятся всего лишь к отходам малоопасного четвертого класса наравне с обломками мебели, осколками стекла и строительным мусором, они, тем не менее, наносят вред экологии, загрязняя воздух, почву и воду.
Покрышки разлагаются более 100 лет. При нагреве и взаимодействии с воздухом шины могут выделять токсичные вещества: изопрен, бутадиен, бензол, ксилол, толуол, стирол, фенолы и фармальдегиды.
Плюс покрышки легко воспламеняются, хорошо горят и плохо тушатся. Также не стоит забывать, что свалки шин — излюбленное место разного рода вредителей и паразитов от комаров до крыс.
А еще, отправляя б/у покрышки на переработку вместо мусорки, можно экономить природные ресурсы и деньги. На изготовление одной шины в среднем требуется около 35 л нефти. А утилизация 1 т старой автомобильной резины дает примерно 600 кг материала, который идет в том числе на производство новой.
Что грозит за выброс старых шин
Строгим правилам подчиняется не только производство и продажа покрышек, но также их утилизация. Требования к обращению с отслужившей свое автомобильной резиной можно найти в федеральном законе N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». А штрафы, предусмотренные за неправильную утилизацию б/у покрышек, — в статье 8.2 КоАП РФ.
За неправильную утилизацию старых шин (сжигание или захоронение б/у шин) в 2024 году полагается административный штраф в размере:
- от 2000 до 3000 рублей — для физических лиц,
- от 10 000 до 30 000 рублей — для должностных лиц,
- от 30 000 до 50 000 рублей — для ИП и самозанятых,
- от 100 000 до 250 000 рублей — для юридических лиц.
Для двух последних категорий также предусмотрено приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Повторное нарушение правил утилизации подержанных шин в течение года чревато увеличенными штрафами. Например, 3000−5000 рублей для физлиц, 50 000−70 000 рублей для самозанятых и ИП, а также 250 000−400 000 рублей и приостановка деятельности до 90 суток для юрлиц. А если из-за нарушения был причинен вред здоровью людей или окружающей среде, то дело может дойти и до уголовной ответственности.
Куда деть старые шины
В крупных российских городах можно найти до нескольких десятков площадок и пунктов приема отслуживших автомобильных покрышек. Любой поисковик в интернете покажет их на карте для удобства выбора ближайшего.
Они есть в Сочи, Волгограде, Екатеринбурге, Омске, Владивостоке, Казани, Самаре, Ижевске
Это в числе прочих шиномонтажи, шинные центры, перерабатывающие заводы и автосервисы. Некоторые берут за утилизацию покрышек деньги — по 100−150 рублей за каждую.
Но сдать на утилизацию старые шины можно и бесплатно. Есть организации, где старые шины примут на переработку при условии покупки и установки новых. Бесплатный сбор покрышек также организуют и областные администрации.
Также по стране смонтированы сотни специальных контейнеров для сбора покрышек в утиль. В них можно бесплатно оставить для переработки проколотые или изношенные легковые и грузовые шины.
За раз можно сдать на переработку один комплект из 4 автомобильных покрышек. Отказать в приеме могут покрышкам от спецтехники, кускам резины и взорвавшимся колесам, а также грязным и окрашенным шинам.
Что делают из старых шин
На территории России работают несколько десятков предприятий и заводов по переработке б/у шин. Четыре наиболее крупных расположены в Московской, Владимирской, Смоленской и Волгоградской областях.
Из утилизируемых автомобильных покрышек они в основном получают резиновый порошок и крошку разных размеров, которая затем используется в чистом виде или в смеси.
Помимо того, что она может идти на изготовление новых шин, из резиновой крошки делают резинобитумные мастики, специальные плиты для железнодорожных переездов и тротуарную плитку. А еще «мягкое» покрытие для детских и спортивных площадок, бассейнов, ступеней мостов и переходов.
Также крошкой посыпают искусственные травяные поля и корты. Хороша она и как наполнитель спортивного инвентаря (мячей, манекенов и боксерских груш). Кроме того измельченные шины добавляют в гидроизоляцию, отделочные материалы и асфальт.