Противники тотальной унификации в автопроме «топят» за индивидуальный подход в производстве каждой отдельно взятой модели. Чтобы покупатели разных брендов могли получать удовольствие от машин, которые сильно отличаются не только дизайном и интерьером, но и управлением, комфортом, а также поведением.
Тогда они разбавят на дорогах «близнецов» и плоды бейдж-инжиниринга вроде Polo и «Рапида», Rio и «Соляриса». Однако, потакающие этой авантюрной идее компании часто становятся ее заложниками. Поскольку яркие и неординарные модели могут попросту «не зайти» клиентам и бесславно уйдут в прошлое, не получив преемников. Вот несколько реальных примеров.
Audi A2 (1999 — 2005)
Увидевший свет на рубеже тысячелетий маленький высокий хэтчбек Audi должен был стать революцией в своем сегменте, которую люди ждали от миллениума. Помимо нового для ингольштадтской марки компактного формата модель предлагала массу передовых решений: от полностью алюминиевого кузова до сверхэкономичной версии 3L, потребляющей всего 3 л дизтоплива на 100 км.
Но, похоже, мир еще не был готов тогда к принятию такой инновационной машины. Встреченный поначалу «на ура» авангардный дизайн не дал желаемого результата. Audi быстро разочаровалась в А2, которая продавалась куда хуже успешного Mercedes-Benz A-класса. Поэтому спустя 6 лет и более 176 тысяч выпущенных машин, модель была снята с производства и предана забвению.
Renault Avantime (2001 — 2003)
Другой настолько же яркой и спорной машины, пожалуй, раньше никогда не было. Да и уже, наверное, не будет. Ведь создавая футуристичный трехдверный купе-минивэн Avantime, шеф-дизайнер Renault Патрик ле Кеман очень старался сделать уникальный серийный автомобиль. Увлекшись стилем авто, и разными оригинальными решениями, автор проекта напрочь забыл о том, для кого он его строит.
Ле Кеман также не подумал, кто и как будет эту экстравагантную модель рекламировать и продавать. В результате Renault Avantime стал одним из самых громких коммерческих провалов в мировом автопроме. Не пользующаяся спросом странная с виду машина выпускалась на мощностях фирмы Matra всего три года, за которые на свет появилось 8557 автомобилей.
Peugeot 1007 (2005 — 2009)
Этот чудаковатый высокий хэтчбек для города с дизайном от Pininfarina и сдвижными дверями как у минивэнов, дебютировавший в 2005 году в том числе и в России, был в то время чем-то невообразимым. А еще невообразимо дорогим для маленькой французской машинки, которая, кстати, сейчас на вторичном рынке стоит смешных денег.
Поэтому базирующаяся на одной платформе со старым Peugeot 206 модель «не зашла» не только россиянам, но и европейцем. Хотя, помимо электропривода боковых дверей и сменных ярких вставок в салоне, она могла похвастать и высоким рейтингом безопасности по EuroNCAP. Французы не стали церемониться с 1007 и сняли его с конвейера через 4 года после запуска, решив больше в этом направлении не экспериментировать. За это время изготовили примерно 124 тысячи Peugeot 1007.
Toyota iQ (2008 — 2015)
Кто-то скажет, что провал маленькой подобной Smart Fortwo модели Toyota связан с жадностью японского производителя. И наверное будет прав. Ведь встреченный поначалу «на ура» маленький японский хэтч с непривычной посадочной формулой 3+1, бензиновыми и дизельными моторами, с «механикой» и вариатором на выбор оказался недешевым удовольствием.
Например, в России, где традиционно любят «японцев», он стоил без малого 800 тысяч рублей, то есть примерно как старшая Corolla. В результате за все время у нас было реализовано лишь 85 таких ситикаров. Спрос на модель, помимо Японии продававшуюся в Европе и США, стал стремительно падать уже через год после старта. А через 8 лет ее сняли с конвейера. Второго поколения iQ мы с тех пор так и не видели.
Alfa Romeo MiTo (2008 — 2018)
Идея создания компактного, недорогого авто, которое станет входным билетом в клуб владельцев престижной марки, оказалась дорогой в никуда для многих крутых брендов. Таких, как Alfa Romeo. Построенному на одной платформе с Fiat Grande Punto и Opel Corsa D экстравагантному хэтчу MiTo (от первых букв Milano и Torino), итальянцы прочили славное будущее.
Однако фирменный дизайн и множество крутых спецверсий, включая «заряженную» Quadrifoglio Verde, не дали желаемого результата. После выпуска почти 300 тысяч MiTo за 11 лет производство хэтча было свернуто без какого-либо преемника.
Peugeot RCZ (2010 — 2015)
Задумка с выпуском яркой оригинальной спортивной модели, унифицированной с популярным хэтчбеком, была весьма заманчивой. Созданное по такому рецепту на агрегатах «триста восьмого» купе Peugeot RCZ с «пузырчатой» крышей в духе машин от ателье Zagato поначалу, кажется, даже имело определенный успех.
Однако интерес к автомобилю, оказавшемуся довольно дорогим, стал стремительно падать. Рестайлинг 2012 года ситуации не исправил. Поэтому боссы компании решили отказаться от фееричной двухдверки, завершив ее производство спустя 6 лет после начала. За это время было выпущено менее 70 тысяч таких машин.
Mini Coupe/Roadster (2011 — 2015)
Практически любая модель Mini — из ряда вон выходящий автомобиль благодаря фирменному стилю и дизайну. Однако некоторые из них, как Cooper, успешны, знамениты и существуют десятилетиями в нескольких поколениях. А другие не могут продержаться в линейке даже 5 лет.
Например, Mini Coupe (R58) с покатой крышей, напоминающей повернутую назад кепку. Или вышедший через год после него Mini Roadster (R59) со складным мягким верхом над кокпитом. Спортивный вид первых двухместных моделей в истории Mini с пониженной крышей и увеличенным багажником не нашел отклика в сердцах фанатов. Поэтому спустя 4 года обе модели были сняты с производства и успешно забыты.
Mini Paceman (2012 — 2016)
Похожим образом закончилась история с экспериментом Mini на тему модных купеобразных кроссоверов. Вышедшая в том же году, что и Roadster, приподнятая трехдверка Paceman (R61) на базе вполне успешного «Кантримена», увы, не стала маленьким «Эвоком».
Но Paceman хотя бы, в отличие от Coupe и «Родстера», успел пережить промежуточный рестайлинг в 2014 году, который мало его изменил и не сделал успешнее. Трехдверный кроссовер производили параллельно с «Кантрименом» на мощностях Magna Steyr в Граце, Австрия, всего 4 года. А после постарались забыть, как модель с плохими продажами и нечетко очерченной целевой аудиторией.
Opel Adam (2012 — 2019)
Этот маленький имиджевый хэтчбек изначально задумывался как спаситель бедствующей марки Opel, сильно пострадавшей от экономического кризиса 2008 года. Его даже назвали в честь основателя компании, возлагая на ситикар большие надежды. Но нишевость модели ее и подвела. Слишком мал для финансового успеха компании был охват аудитории «Адама».
Поэтому, когда марку Opel приобрел французский альянс PSA и руководством было принято решение сосредоточиться на моделях с большими объемами продаж и, в частности, на кроссоверах, от «Адама» вместе с рядом других нишевых машин отказались. Обычный Opel Adam и его псевдокроссоверную модификацию Rocks сняли с производства через 7 лет после запуска.