НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Как камеры на дорогах видят непристегнутый ремень и прочие нарушения

21 ноября 2024 17:06
Эксперты по работе с комплексами фотовидеофиксации рассказали Авто Mail о камерах, с которых водитель может получить сразу несколько штрафов

Известно, что современные дорожные камеры умеют фиксировать множество различных нарушений: от пересечения сплошной разметки и проезда на красный свет до непристегнутого ремня и разговоров по мобильнику. А некоторые комплексы, распознающие до 10−15 нарушений за раз, и вовсе способны «осчастливить» водителя целой пачкой штрафов.

Эксперты компании «МВС Груп», отвечающей за установку и обслуживание комплексов фотовидеофиксации в Подмосковье, рассказали Авто Mail, как работают такие «камеры-многостаночники». А еще — почему в одном месте может висеть сразу несколько дорожных камер и как отличить настоящие от муляжей.

Как фиксируются несколько нарушений

Бывают ситуации, когда водитель в один момент пренебрег сразу несколькими правилами дорожного движения. Например, проехал на красный сигнал светофора, будучи непристегнутым, и при этом разговаривал по телефону. Используемые сейчас комплексы фотовидеофиксации могут запечатлеть сразу все эти нарушения. Водителю в итоге придут постановления о штрафе за каждое из них по отдельности.

Источник: «МВС Груп»

При том, что их зафиксировал один и тот же комплекс и на снимках один и тот же автомобиль, каждый состав нарушения будет рассматриваться отдельно. И даже разными инспекторами ГИБДД. Чтобы свести к минимуму ошибки при вынесении постановлений о штрафах, за каждым инспектором закрепляется определенный состав нарушений ПДД, с которым он работает в течение дня. Ротация бывает, но это происходит редко — не в один день. Такой подход позволяет «набить глаз».

Как камеры распознают нарушения ПДД

Есть ли в действиях водителя состав нарушения, на первом этапе работы комплекса определяют нейросети, чьи алгоритмы постоянно совершенствуются, а сами они обучаются на тысячах примеров, чтобы исключить ошибку при распознавании различных действий. И лишь потом снимки с претендующими на штраф водителями попадают к инспектору ГИБДД для принятия окончательного решения и вынесения постановления о штрафе. Так, например, фиксируется непристегнутый ремень безопасности, и за него потом приходит «письмо счастья».

Впрочем, при рассмотрении состава нарушения ПДД для водителей существуют и некоторые послабления. Бывают же на дороге ситуации, когда для безопасного движения приходится пересекать дорожную разметку чтобы объехать большую яму или другое препятствие. Поэтому комплексы фотовидеофиксации считают нарушением момент пересечения сплошной линии номерным знаком автомобиля, а не заезд на нее колесом, как думают многие водители. Кстати, усовершенствование алгоритмов распознавания и внедрение новых решений с каждым годом позволяет фиксировать больше видов нарушений ПДД.

А еще с 2021 года на основе существующей системы фотовидеофиксации нарушений в Подмосковье были запущены дополнительные сервисы. В частности, платформа «Такси-контроль» для мониторинга соответствия такси стандартам цветографической схемы. Информация о машинах с неправильной оклейкой передается в Минтранс для проведения проверок и выдачи предписаний таксопаркам к устранению нарушений.

Также с прошлого года в Московской области комплексы фиксации нарушений помогают контролировать оборот отходов строительства. Нейросети определяют мусоровозы на дорогах по их контурам, а также распознают номера на въезде и выезде с комплексов по переработке строительных отходов.

Источник: «МВС Груп»

Почему в одном месте могут стоять несколько камер

Иногда на участках дорог можно встретить по несколько камер и этому есть объяснение. Во-первых, большинство комплексов технически могут контролировать в среднем 2−3 полосы. А значит, на многополосных магистралях возникает необходимость в установке нескольких таких камер, чтобы охватить всю ширину дороги. Во-вторых, монтаж камер по соседству порой требуется для контроля движения в разных направлениях. Даже если все они смотрят в одну сторону.

Впрочем, попав под прицел такой россыпи камер фиксации нарушений, не стоит бояться получения одного и того же штрафа с каждой из них. В большинстве таких комплексов на программном уровне настроена так называемая дедупликация нарушений.

То есть постановление технически не может быть выписано дважды за одно и то же нарушение. Если же в системе произошел сбой, и водитель все же получил сразу два штрафа с расстояния меньше 1 км, то их можно обжаловать.

Источник: «МВС Груп»

Как распознать муляж камеры?

На самом деле никак, поскольку визуально муляж комплекса фиксации нарушений выглядит в точности также как и действующий. Это делается специально, чтобы водители, видя дорожные камеры, продолжали соблюдать ПДД. А монтируют муляжи вместо действующих комплексов согласно принятой методике: если в месте установки комплекса достигнуто снижение аварийности и ее очаг устранен, то дорожные камеры заменяют на имитацию.

Кстати, косвенным подтверждением того, что на участке дороги установлен муляж вместо действующей камеры, вполне может быть тот факт, что ее долгое время никто не обслуживает. Радарные комплексы фотовидеофиксации должны проходить поверку каждые 2 года.

А безрадарные требуют поверки каждый раз, когда их перевешивают или происходит сдвиг комплекса в результате внешнего воздействия. К примеру, из-за вибраций от транспорта, проблем с опорой или от порывов сильного ветра.

Почему передвижных комплексов становится меньше

Число камер фиксации нарушений ПДД в России растет с каждым годом, поскольку их принято считать эффективной мерой по снижению уровня аварийности на дорогах. При этом в последние время отмечается активное сокращение количества передвижных комплексов: в 2021-м их стало на 8,8% меньше, чем за год до этого. Главная причина — развитие технологий фотовидеофиксации. Используемые в качестве передвижных радарные комплексы уступают оптическим из-за способности фиксировать ограниченное количество нарушений.

Кстати от такого нестационарного комплекса, как «тренога», в Московской области отказались еще в начале 2020 года. Вместо них применяются системы, смонтированные на базе автомобилей с единой яркой цветографической схемой, хорошо видимой издалека. Они могут получать данные как со встроенной, так и с выносной камеры. Каждый подвижный комплекс оснащен системами определения координат, чтобы сверять его фактическое местоположение с предписанным. Если их координаты не совпадают, зафиксированные нарушения автоматически отбраковываются.