НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Как быть владельцам свежих иномарок ушедших из России брендов

4 июля 2022 14:30
Кто проведет и оплатит гарантийный ремонт недавно купленных Renault, Skoda, Volkswagen, Audi, Jeep и автомобилей других покинувших РФ марок? Отвечают эксперты

Выведенные из-под влияния санкций путем отказа от эйрбегов, ABS и некоторых опций отечественные модели, импортозамещение компонентов, а также налаживаемый параллельный импорт новых машин и запчастей — это все, безусловно, хорошо для российских автовладельцев и основательно просевшего автомобильного рынка.

Но ведь есть и те, кто успел урвать новую иномарку какого-то из брендов, впоследствии объявивших об уходе из России, а теперь не знает, радоваться этому или нет. Ведь помимо возможных проблем с расходниками и деталями, есть еще гарантийные обязательства, которые кто-то должен исполнять.

Что делать владельцам свежих иномарок в сложившейся ситуации и где искать защиты? Авто Mail.ru спросил у экспертов рынка.

Как быть с гарантийным ремонтом, техобслуживанием и запчастями?

«К сожалению большая часть владельцев столкнется с проблемами в гарантийном обслуживании своих автомобилей. Запчасти и расходники для ТО еще можно будет найти, их будут ввозить в Россию дилеры, используя параллельный или серый импорт, и зарабатывать на обслуживании парка проданных автомобилей», — рассказал основатель/CEO проекта «Сток Про» Артем Потехин.

«Гарантийный ремонт, сейчас по факту, отдан на откуп брендам и их представлениям о том как нужно заботиться о своей репутации, — утверждает эксперт. — Некоторые помогают дилерам в осуществлении гарантийного ремонта, и даже если не могут предоставить запчасть, то помогают ее найти и компенсировать расходы на привоз. Другие бренды, говорят, мол извините, мы ушли и нести никакие обязательства в этой ситуации не хотим и не будем».

На гарантийные случаи у дилеров приходится от 10% до 40% всех производимых ремонтов автомобилей.

Пока еще есть дилеры, которые продолжают исполнять обязательства перед клиентами. «На текущий момент все бренды, с которыми мы сотрудничаем, поддерживают гарантийные обязательства в полном объеме. Сформированный запас запчастей и их доступность на центральных складах автопроизводителей позволяет обслуживать автомобили в соответствии с действующим регламентом, используя оригинальные запчасти, — заверила Авто Mail.ru директор по коммуникациям ГК Автодом Анна Уткина. — Послепродажная поддержка будет осуществляться так же, как и прежде. Это касается не только гарантии, но и сервисного обслуживания».

Что говорят в защиту автовладельцев законы?

«Гарантия на автомобиль регламентируется Законом о защите прав потребителей и условиями гарантии, описанными в сервисной книжке на автомобиль. В настоящее время большинство автопроизводителей продолжают гарантийную поддержку проданных автомобилей через свои дилерские сети, — рассказала директор по развитию автохолдинга “КлючАВТО” Юлия Овчинникова. — Производители, которые покинули рынок России, передали функции поддержания гарантии своим партнерам, например, Renault в АвтоВАЗ».

«С точки зрения закона ничего не изменилось. Дилер и производитель обязаны нести ответственность перед потребителем за все гарантийные случаи. На форс-мажор сложившуюся ситуацию списать нельзя, — подтверждает топ-менеджер проекта “Сток Про” Артем Потехин. — Также никто пока не отменил 45 дневный срок, за который дилер обязан устранить неисправность. Однако дилеры уверены что в ближайшее время это срок будет увеличен законодательно, так как в настоящей реальности 45 дней это минимальное время за которое можно просто привезти нужную запчасть».

С кого требовать исполнения обязательств и кто за все заплатит?

«Закон о защите прав потребителей позволяет предъявить требования, связанные с гарантийным ремонтом, широкому кругу лиц: это непосредственно изготовитель, уполномоченное лицо (к ним относятся официальные дилеры), импортер или продавец, — рассказала Авто Mail.ru старший юрист антимонопольной практики ЮК “Центральный округ” Анна Кононова. — Стоит обратить внимание на то, что большинство ушедших из России брендов автомобилей (их российские подразделения) хоть и заявили о приостановке своей деятельности, но как юридические лица не ликвидировались и по факту продолжили свою работу».

«Ничего не мешает потребителю обращаться как непосредственно к продавцу (это может быть официальный дилер либо другое лицо), так и к импортерам (российским подразделениям брендов), ведь их гарантийные обязательства сохраняются и от них можно потребовать проведения гарантийного ремонта. — поясняет юрист — Если недостаток производственный, то дилер или импортер будут обязаны устранить его за свой счет. Либо другой вариант — потребитель может провести ремонт авто у любого третьего лица и требовать у продавца, дилера или импортера возмещения его расходов на устранение недостатков. Но без первоначального обращения к дилеру этот вариант влечет скорее больший риск судебного разбирательства для выяснения причины повреждения, а не выплату денег в кратчайшие сроки».

Но ситуация может повернуться и не в пользу автовладельца, считает Артем Потехин из «Сток Про»: «По традиции платить за все будет самое незащищенное звено в цепочке — потребитель. Если, например, у него автомобиль не заботящегося о своей репутации бренда и близкого к разорению дилера, то все бремя расходов в моменте ляжет на него. Он встанет перед выбором — чинить автомобиль за свои деньги и вступать в судебные тяжбы с дилером и производителем или не тратить деньги и все равно судиться, не имея рабочего авто. Перспективы таких процессов однозначно на стороне автовладельца, но все упирается во временные и финансовые затраты. Владелец через суд обяжет дилера либо оплатить ремонт, либо вернуть рыночную стоимость машины. Дилер в свою очередь взыщет свои убытки с бренда. Но заплатит ли бренд?».