И в уголовном, и в административном законодательстве рецидивисты всегда караются строже, чем те, кто оступился в первый раз. Эту закономерность в определенной степени можно распространить и на нарушителей правил дорожного движения. В то же время повышенная ответственность для тех, кто хулиганит на дороге, не всегда достигает поставленной цели, иначе не получили бы всеобщей известности всевозможные громкие аварии.
В базах ГИБДД немало людей, имеющих в своем послужном списке по несколько сотен штрафов, что, впрочем, никак не мешает им продолжать садиться за руль и пополнять его новыми «достижениями». Эти люди уже давно рассматривают штрафы как плату за проезд, размер которой, по всей видимости, их вполне устраивает. По этой причине власти ищут все новые механизмы обуздать гонщиков.
Недавний пример — внесенные в парламент законопроекты, ужесточающие административную ответственность для водителей, дважды севших за руль уже будучи лишенными прав. Одновременно предлагается установить и уголовную ответственность для самых упертых, предусмотрев в дополнение к наказанию конфискацию принадлежащего им автомобиля, которым они управляли в статусе административно наказанных или судимых. Поговорим про уже существующие правовые механизмы, которые в той или иной степени способны обуздать автохамов.
Три года тюрьмы грозит выпивохам, которые никак не желают расставаться с рулем
Самая суровая кара грозит тем, кто попался за рулем пьяным, будучи на этот момент осужденным по частям 2, 4 или 6 статьи 264 УК РФ, где квалифицирующим признаком совершения ДТП с пострадавшими или погибшими является нетрезвое состояние виновного водителя. Таких осудят по части 2 статьи 264.1 УК РФ.
Перечень возможных наказаний довольно обширен — от штрафа до реального срока заключения. В самом худшем случае можно попасть за решетку на 3 года. Если же пьяный водитель не был перед этим осужден по УК, но числится подвергнутым наказанию за езду в нетрезвом виде по КоАП РФ (статьи 12.8 или 12.26), его будут судить по части 1 статьи 264.1 УК РФ. В этом случае предельный срок лишения свободы меньше на год.
При этом надо учитывать, что «подвергнутый административному наказанию» — это не только лишенный прав в настоящее время, но еще и в течение года после окончания исполнения наказания, то есть после дня истечения срока лишения права управления или оплаты штрафа (в зависимости от того, что случилось позже).
Рецидивистам грозит еще одна совсем «свежая» статья УК РФ — 264.2. По ней в качестве максимального наказания светит 2 года колонии за значительное превышение скорости (более 60 км/ч) или выезд на встречную полосу водителем, подвергнутым наказанию за аналогичные повторные нарушения по Административному кодексу. В теории права это называется административной преюдицией, когда к не внявшему гласу разума после наказания по КоАП при повторном совершении того же нарушения применяется уже не административная, а уголовная статья.
Наконец, вторая часть статьи 264.2 УК РФ грозит тому, кто лихачил или выехал на встречку, уже имея непогашенную судимость по первой части этой же статьи. Важная оговорка: преступление, предусмотренное статьей 264.2, должно быть зафиксировано не автоматической камерой, а полицейским «вручную».
Вместо штрафа — лишение прав
Но и в Административном кодексе достаточно примеров, когда за аналогичное нарушение правил дорожного движения во второй раз наказывают строже, чем в первый. Например, если вы едете на незарегистрированной в течение 10 дней после приобретения машине, а потом попадаетесь на управлении ей повторно, вместо штрафа 500−800 рублей семейный бюджет не досчитается 5000 рублей. Не хотите ужимать расходы — в качестве альтернативы можно походить пешком или поездить на метро будучи лишенным прав на 1−3 месяца. Об этом узнаем из статьи 12.1 КоАП РФ.
По части 6 статьи 12.9 КоАП РФ водителя оштрафуют на 2000−2500 рублей за повторное превышение установленной скорости на 41−60 км/ч (за первое нарушение полагается штраф 1000−1500 рублей), а по части 7 — лишат прав на год либо оштрафуют на 5000 рублей (только если прегрешение зафиксировала камера) за повторное превышение на 61+ км/ч. Первое аналогичное нарушение обойдется дешевле во всех отношениях.
Если на первый раз за игнорирование правил на железнодорожном переезде можно при благоприятном исходе отделаться штрафом, то во второй лишению права управления на год альтернативы нет (части 1 и 3 статьи 12.10 КоАП РФ).
Про запрещенный выезд на встречную полосу мы уже говорили в контексте уголовных статей, а в Административном кодексе первое нарушение влечет штраф 5000 рублей или лишение прав на 4-6 месяцев, повторное — лишение на год. 5-тысячный штраф уплачивается только если нарушение зафиксировано камерой (части 4 и 5 статьи 12.15). Абсолютно таким же образом дело обстоит и с движением по односторонней дороге «против шерсти» (части 3 и 3.1 статьи 12.16 КоАП РФ).