Утром 16 июня завод в Тольятти возобновил производство автомобилей после долгого простоя, вызванного дефицитом комплектующих. Началась сборка Lada Granta в единственной комплектации Classic, но зато в трех кузовах: седан, лифтбек и универсал. Из списка технических опций базовой версии машины исключена антиблокировочная система тормозов (ABS). Насколько это критично для безопасности и можно ли заменить ABS нехитрыми водительскими приемами?
Достоинства ABS
ABS предназначена для борьбы с блокировкой колес и потерей управляемости на скользком покрытии. Блокировки опасны тем, что из-за слишком сильного схватывания колеса создают разворачивающий момент на кузове, и машина может резко уклониться в сторону. Задача ABS — регулировать скорость вращения колес путем изменения давления. Другими словами, она не дает человеку давить на тормоз слишком сильно, из-за чего ощущаются подергивания и толчки на педали. В результате машина замедляется медленнее, но не теряет своей траектории.
ABS состоит из электронного блока управления, гидравлических исполнительных механизмов и прибора измерения скорости вращения колес. Последний элемент определяет скорость с помощью индукционных датчиков, фиксирующих момент в ступице колеса, и датчиков Холла, регистрирующих изменение напряженности магнитного поля. Электроника улавливает электрические сигналы, рождающиеся в обмотке при вращении диска, и распознает частоты вращения колес и разницу между показаниями четырех датчиков.
Если сигналы прерываются, колесо заблокировано и не движется. Электроника дает команду на разжимание колодок. Гидроблок открывает электромагнитный клапан для стравливания тормозной жидкости в отводную магистраль, снижая тем самым давление. Колесо начинает вращаться, и в случае возникновения опасности водитель может обрулить препятствие и избежать аварии.
В большинстве современных автомобилей ABS работает вместе с EBD (Electronic Brake Distribution) — системой распределения тормозных усилий, которая дозирует интенсивность торможения для каждого колеса. C EBD можно смело тормозить в повороте, во время маневров и даже на разных покрытиях.
Когда первые системы ABS только внедрялись, компания Mercedes демонстрировала их преимущество на простом упражнении. Два автомобиля пытались объехать препятствие на мокром и плотном асфальте, похожем по коэффициенту сцепления на лед. На старых киносъемках видно, как машина без ABS при резком торможении «клевала носом», стопорила одно из колес и переставала слушаться руль, въезжая краем бампера в выставленные конусы препятствия. Другой же автомобиль, но уже с ABS, оставался управляемым и, сильно приседая на бок, с большими кренами умудрялся перестроиться в непосредственной близости от конусов.
Недостатки ABS
Казалось бы, антиблокировочная система несет только благо, однако есть у нее и недостатки, которые тоже сказываются на поведении машины, в особенности в зимний период.
Страховой институт безопасности дорожного движения США (Insurance Institute for Highway Safety, IIHS) провел анализ дорожно-транспортных происшествий в межсезонье и выяснил, что автомобили с ABS при околонулевых температурах оказывались в ДТП на 65% чаще, чем обычные. Так, на мокром покрытии с обледенелыми участками система срабатывала раньше времени и распускала хватку тормозов, в то время как старые машины на заблокированных колесах пробивались сквозь мокрую пленку воды и снега до асфальта и тормозили эффективнее.
Электроника не способна адекватно отличать уровень промерзания поверхности и толщину верхнего снежного слоя. И если старый автомобиль без ABS мог проскрести его, как плуг, и добраться до асфальта, то ABS просто «распускает» тормоза и не дает автомобилю замедляться. Водитель ощущает вибрации педали и слышит стрекотание клапанов, стравливающих давление.
Думать как ABS
Если покупать автомобиль без ABS, то нужно подготовиться к осенне-зимнему сезону и летом выработать ряд навыков, которые помогут избежать неприятности на скользких дорогах и нивелировать недостатки такой машины. В первую очередь, нельзя тормозить в пол, впадая в панику от вида приближающегося препятствия. Необходимо потренироваться на специальной площадке и постараться научиться тормозить прерывисто, имитируя действия ABS.
Для этого нужно не жать на педаль с постоянным усилием, а качать ее вперед и назад, стараясь сбрасывать максимальное давление в гидравлике и вновь нагнетая его ногой. То есть от водителя требуется бить по педали ногой с максимально возможной частотой, словно барабанщик бьет по педали ножного барабана. Тем самым, прерывистые удары помогут избежать критических усилий на тормозных колодках, и они будут позволять колесам проворачиваться при торможении.
Важно также выработать навык контроля за траекторией, и как только машина неожиданно поведет нос в сторону, необходимо отпускать педаль тормоза и корректировать направление рулем, чтобы через мгновение вновь нажать тормоз для замедления. Водителю придется думать как ABS. Таким же образом действовали пилоты раллийных гонок, где были запрещены электронные системы.
В целом процесс прерывистого торможения лучше всего отрабатывается на специализированных площадках и на курсах контраварийного вождения. Поэтому если нет возможности приобрести машину с ABS, то лучше всего купить сертификат для прохождения таких курсов.
Владимир Гаврилов