О том, что в Нижнем Новгороде помимо легких коммерческих «ГАЗелей», грузовых «ГАЗонов», а до недавнего времени легковушек и кроссоверов Skoda и Volkswagen также выпускают довольно редкие автомобили на базе тольяттинских моделей, Авто Mail.ru рассказывал еще год назад. Тогда моему коллеге удалось не только изучить «грузовички» на основе «Гранты» и дореформенного «Ларгуса», но и прокатиться за рулем небольшого фургона Niva Legend.
Этой весной нижегородское предприятие, выпускающее необычные машины под брендами «Промтех» и «Швабе-СпецАвто», вновь пригласило нас, чтобы познакомить с новинками на базе рестайлингового «Ларгуса» и рассказать о своих достижениях. Среди них, помимо выросших производственных мощностей и ассортимента моделей в результате 2-летних инвестиций в размере 250 млн рублей, выход на уровень локализации производства — 96%. А еще получение одобрения на увеличение грузоподъемности модифицированного «Ларгуса» на 200 кг. То есть до уровня грузовичка Hyundai Porter — до 1 тонны.
На что способны грузовые «Ларгусы»
Трудно поверить в то, что полноценный грузовой отсек, в котором человек выше среднего стоит в полный рост и куда помещается до 8 кубометров ящиков и коробок массой в сотни килограммов, может быть установлен на несущий кузов легковушки — родственника «Ларгуса» и «Сандеро». Тем не менее, это так. Обычные пассажирские универсалы Lada Largus со стандартной 106-сильной бензиновой «четверкой» 1.6 и механикой в Нижнем Новгороде мастерски превращают в грузовые.
У автомобилей снимают задние двери и фонари, вынимают всю начинку пассажирского салона, которая частично или полностью используется в других проектах, срезают заднюю верхнюю часть кузова, а затем усиливают его. После чего устанавливают сваренные из алюминия и нержавейки, а также отделанные пластиком или закрытые тентом грузовые платформы. Их крепят силовыми элементами снизу на несущий кузов и к оставшейся части крыши, впоследствии закрыв всю эту «начинку» декоративными панелями и обтекателями, придающими машине завершенный вид.
Также подвеску всех грузовых «Ларгусов» усиливают двумя пневмобаллонами на задней оси. Давление в них можно увеличить или снизить прямо из салона. По умолчанию на задней стенке двухместной кабины, между креслами, выводится шланг для подключения насоса. За доплату там может быть установлен компрессор, панель с манометром и клавишами накачки, а также сброса давления. А еще прежде максимально достигнутую грузоподъемность модифицированной модели в 900 кг инженеры «Промтеха» увеличили до 1000 кг путем установки усиленных шин.
Хлебный фургон из «Ларгуса»
Одной из главных новинок 2022 года от «Промтеха», ради которой мы приехали в Нижний Новгород, стал «Ларгус» с надстройкой для доставки хлеба на торговые точки. Хлебовозка грузоподъемностью 900 кг построена по описанному выше алгоритму с той лишь разницей, что «будка» автомобиля разделена на три отдельные секции со створками по правой стороне. За каждой — направляющие для 27 стандартных лотков с хлебом, по три на каждом из 9 уровней. То есть суммарно Largus может перевозить за раз до 81 лотка.
Предложенная на экспресс-тест хлебовозка Lada Largus Prima в комплектации «Комфорт Лайт» оценивается в 2 150 000 рублей. Немалая в общем цена для универсала «Ларгус», который в самом дорогом исполнении по рекомендованному «АвтоВАЗом» прайсу обойдется в 1 406 900 рублей. Но в данном случае речь об автомобиле для бизнеса «под ключ», не требующем каких-либо доработок. К тому же в списке оснащения этой хлебовозки есть все необходимое: электростеклоподъемники, аудиоподготовка, подогрев сидений, иммобилайзер и регулируемая пневмоподвеска.
Внутри кабина хлебного фургона почти ничем не отличается от передней части салона обычного «Ларгуса». Разве что продольная регулировка сиденья ограничена перегородкой сзади, в которой за водителем сделано небольшое углубление. При росте «слегка за 170» можно устроиться за «баранкой» вполне вольготно, поиграв настройками регулировки кресла вкупе с наклоном спинки. К обзору назад через боковые зеркала нужно привыкнуть. Он частично перекрыт «будкой» за спиной, на несколько сантиметров выступающей за привычные габариты машины.
Едет хлебовозка в меру бодро и резво, напоминая динамикой лежащий в ее основе универсал. Замедляется и тормозит тоже похоже. Однако есть нюансы. Из-за высокого грузового отсека машина пугающе кренится в поворотах. Да и пустые поддоны для хлеба грохочут в кузове на кочках будь здоров. Впрочем, уменьшить наклоны в поворотах можно подкачкой пневмобаллонов. Но с давлением в них важно не переборщить, дабы не превратить хлебный фургон в зубодробительный и козлящий на кочках грузовик.
Для сравнения мы немного прокатились на паре других недавних новинок «Промтеха» — тентовом фургоне Lada Largus Prima в версии «Комфорт» за 1 987 000 рублей и бортовом грузовичке в исполнении «Комфорт Лайт» за 1 790 000 рублей. Первый ощущается легче хлебовозки, меньше кренится в поворотах и лучше управляется. Однако и без поддонов за спиной громыхает и лязгает сочленениями «будки» даже сильнее. Пикап едет жестче фургонов, но в динамике, управляемости и отсутствии кренов кажется ближе всех к легковушке. Только специфический обзор назад никуда не делся.
Как делают необычные «Ларгусы»
Экспресс-тесту трех грузовых «Лад» на парковке перед стадионом Нижнего Новгорода предшествовала экскурсия по компактно размещенным на площадях завода производственным цехам. На предприятии выпускаются машины под двумя брендами — «Промтех» и совместным с медицинским холдингом Швабе (входит в состав «Ростеха») — «Швабе-СпецАвто». Первый производит коммерческие авто, а второй — машины скорой помощи, школьные автобусы и прочие «социальные» автомобили.
Непосредственно на предприятии изготавливают практически все, от автомобильных сидений и подъемников для инвалидных колясок до надстроек и сварных «будок» из алюминиевого профиля, тем самым минимизируя влияние санкций на выпуск продукции. Закупая извне только российское сырье и стекла, а также краску из Поднебесной и китайские светодиоды для собираемых тут же спецсигналов, завод достиг уровня самообеспечения 96%.
Производство продукции размещено на двух этажах зданий на сравнительно небольшой территории. Сверху изготавливаются компоненты, узлы и детали, свариваются каркасы «будок», которые затем на грузовых лифтах спускаются вниз — для сборки машин. Трудящиеся на предприятии 320 человек в месяц могут выпускать в 2 смены до 500 автомобилей. Сейчас они собирают порядка 250−300 машин. В 2021 году «Промтех» построил около 3000 необычных «Лад».
Как будет развиваться ситуация в этом году при нынешнем рынке, еще предстоит узнать. Особенно с учетом возможного выпадения «Ларгуса» из модельной линейки АвтоВАЗа на фоне ухода Renault из России. Но пока машины и заказы есть — работа ведется. На стоянке перед заводом выстроились ряды готовых к отправке клиентам машин. А в случае чего у «Промтеха» еще есть резервы и идеи. Можно выпускать «Нивы» с надстройками или вернуться к тому, с чего начинали — «Грантам». Да и УАЗы со счетов никто не сбрасывает.