НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

В России делают машины без ABS и airbags. Что надо учесть при их вождении

4 июня 2022 12:00
Транспортные средства в «ограниченных» комплектациях потребуют от водителей специальных умений. Можно ли имитировать работу ABS?

Дефицит микрочипов и санкции вынуждают автозаводы прибегать к выпуску так называемых ограниченных комплектаций автомобилей, которые не имеют привычных уже электронных опций. АвтоВАЗ к первой половине июня 2022 года выпустит упрощенную версию Lada Granta, в которой не будет антиблокировочной системы тормозов ABS, тревожной кнопки ЭРА — ГЛОНАСС и подушек безопасности. Такие же автомобили будут выпускать и другие бренды. Насколько они могут быть опасны для обычных водителей?

Комплектации без электроники

Правительство РФ внесло изменение в законодательство и ввело временную процедуру производства транспортных средств без ряда электронных систем безопасности. Новый регламент предусматривает возможность доукомплектования автомобилей некоторыми опциями уже после их схода с конвейера. Тем самым, производители смогут выпускать более дешевые автомобили без необходимости ожидания поступления ряда комплектующих из-за рубежа. При этом подчеркивается, что срок действия нового постановления определен до 1 февраля 2023 года.

Газета «Ведомости» со ссылкой на свои источники в АвтоВАЗе сообщает, что производитель готовится в июне запустить две ограниченные комплектации модели Lada Granta, которые планируют выпускать без ряда опций, влияющих на безопасность дорожного движения.

Самая дешевая комплектация машины лишится дорогого блока ABS производства Bosch, которые ставились практически на все отечественные легковые машины. Также не будет в них электронных блоков ЭРА — ГЛОНАСС и импортных подушек безопасности, с которыми наблюдаются перебои в поставках. На машины не будут ставиться электростеклоподъемники и электроусилители руля, а система впрыска рассчитана на экологический класс Евро 4 и ниже.

Вторая комплектация получит некоторые дефицитные опции. На нее пойдут электростеклоподъемники и электроусилитель руля. Однако она также будет продаваться без перечисленных систем безопасности. И эксплуатация таких машин потребует от водителей определенных навыков.

Источник: Авто Mail

Для чего нужна ABS?

Уже почти полтора десятилетия антиблокировочная система тормозов в обязательном порядке ставится на легковые автомобили. Выросло поколение водителей, не знакомых с проблемами, бывшими бичом зимнего вождения на протяжении нескольких десятилетий. А если они будут ездить на машинах без ABS так же, как раньше, то вероятность возникновения аварийных ситуаций многократно увеличится.

Главное назначение ABS в предотвращении блокировок колес и сохранение курсовой устойчивости во время замедления.

Дело в том, что на скользких участках дорог правые и левые колеса могут катиться по разным покрытиям. Левые — на сухом асфальте, а правые — на снежном накате или в мокрой колее.

Источник: Авто Mail

Даже при легком торможении правые колеса могут застопориться, так как коэффициент сцепления мокрого асфальта ниже, и поверхность оказывается скользкой. В итоге при торможении автомобиль испытывает разворачивающий момент и его тянет в сторону. И если водитель от испуга еще больше нажмет на педаль, то автомобиль рискует завертеться волчком и выскочить на встречную полосу движения. Наиболее подвержены этому риску машины с короткой базой и высоким центром тяжести, такие как Granta.

В общем, на скользкой дороге на автомобиле без ABS нельзя тормозить резко. Водитель должен аккуратно дозировать усилие на педали и быть готовым ее отпустить, чтобы не вызвать занос, если вдруг машину поведет в сторону. Тогда риск аварии снижается. Тем самым, начинающим водителям ездить на таких машинах опасно.

Лучше всего перед покупкой машины без ABS пройти курс контраварийного вождения или потренироваться на специальной площадке, чтобы научиться быстро компенсировать резкие заносы.

При экстренном торможении необходимо также научиться имитировать работу ABS, то есть потребуется выработать навык периодически нажимать и отжимать педаль, чтобы при угрозе блокировки колес давать им проворачиваться. Серия покачиваний педали отчасти выполняет антиблокировочные функции. Несколько циклов «нажал-отпустил» помогают сохранить стабильность машины и не дают ей завертеться на дороге волчком. Но научиться правильно выполнять это упражнение можно только во время тренировок на специальной площадке.

Владимир Гаврилов