На старых 10-летних немецких машинах на лючке бензобака можно увидеть надпись АИ-91 min. Причем в 2012 году уже ставились турбированные моторы с высокой степенью сжатия и со сложным наддувом высокой производительности, которые и сейчас считаются современными.
Почему в те времена допускалось заливать подобное топливо и могут ли после многих поездок эти моторы сейчас работать на самом дешевом бензине?
Не верь глазам своим
Сейчас с удивлением читаешь требования к топливу, которые наносились на тыльной стороне лючка бензобака старых иномарок. К примеру на Audi с 1,2-литровыми турбированными моторами мощностью 105 л. с. или с 1,4-литровыми агрегатами выпуска 2010−2012 годов можно наблюдать комбинацию цифр 95/91. Такие же надписи есть на бензобаках BMW и автомобилей многих других брендов.
Журнал «За рулем» провел исследование и отправил запросы во многие представительства автомобилестроительных компаний. Ответы пришли примерно следующие:
BMW
«В соответствии с руководством по эксплуатации, наши “обычные” бензиновые а/м возможно эксплуатировать на бензине от 91 и выше, а для BMW M High Performance (двигатели семейства S) — от 95 и выше».
Audi
«Для отдельных двигателей допускается применение бензина с октановым числом 92, но только в ситуациях недоступности рекомендованного топлива. В экстремальных случаях можно применять бензин с октановым числом не ниже 91 — при средних оборотах и незначительной нагрузке».
Skoda
На всех актуальных бензиновых автомобилях марки Skoda допустимо только краткосрочное использование бензина АИ-92 при отсутствии альтернативы.
Mitsubishi
«На Mitsubishi Outlander с моторами 2.0 и 2.4, Mitsubishi ASX с мотором 2.0 и Mitsubishi Eclipse Cross с моторами 2.0 и 1.5 турбо. можно ездить без ограничений на бензине марки АИ-92».
Сейчас подобные вольности уже не допускаются и на крышках бензобаков автомобилей экологического класса Евро-6 можно видеть только обозначения АИ-98/95. Раньше при запуске в серию турбированных агрегатов маркетологам было важно позиционировать их как крайне надежные и неприхотливые.
Отчасти они своего добились. Моторы с интересными характеристиками понравились водителям. Конечно они конструируются с технологическим запасом, допускающим кратковременные отклонения октанового числа в меньшую сторону.
Однако через несколько лет эксплуатации такие вольности в отношении низкооктанового бензина стали приносить негативные плоды. На вторичном рынке встречается много «убитых» моторов, которые получали серьезные повреждения в результате детонаций.
Опасные детонации
Главное отличие АИ-92 от АИ-95 — это его более низкая детонационная стойкость. По своим теплотворным характеристикам или по экологическому классу и качеству производства они одинаковы.
Октановое число достигается с помощью химических присадок в общую топливную основу. Эти добавки обеспечивают заданную детонационную стойкость, которая необходима, чтобы препятствовать преждевременному подрыву смеси во время цикла сжатия.
Если топливо не выдерживает давление поршня, то начинаются очень опасные для двигателя процессы воспламенения, которые происходят в момент, когда поршень еще не достиг верхней «мертвой точки».
Тогда вспышка бьет ему в противоход, создает дополнительные нагрузки и вызывает повышение температуры в камерах сгорания. В итоге, поршни работают нестабильно, бьются о стенки цилиндров, возникают задиры, а при дальнейшем росте температуры происходит частичное оплавление поршня и залегание колец.
Конечно, инженеры предусмотрели возможность корректировок двигателей. Если датчик детонации распознает первые вспышки, то автоматика самостоятельно изменяет угол опережения зажигания, детонации не происходит, но как результат мощность мотора снижается.
Однако если усердствовать и давить на газ, никакая автоматика не способна противостоять вредному влиянию детонаций в камерах сгорания.
Поэтому при покупке старых машин с турбированными моторами необходимо тщательно проверять состояние мотора и проводить специализированную диагностику со сканированием поверхностей камер сгорания.
Маркетинговый ход с временным разрешением для использования АИ-92 для некоторых водителей означал разрешение на постоянное применение низкооктанового топлива, из-за чего технике наносился вред.
Владимир Гаврилов