НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Сколько стоят самые редкие советские и российские автомобили

12 апреля 2022 11:30
Авто Mail.ru выяснил цены на необычные модели и версии, выпущенные небольшими тиражами под марками Lada, ГАЗ, ТагАЗ, АЗЛК и ИЖ

Терпящий бедствие российский автомобильный рынок давно стал скучным и безликим, лишившись былого разнообразия моделей разных форм и размеров в угоду унификации и моде на кроссоверы. А теперь из-за кризиса и сложной политической ситуации в мире и то, что оставалось, немыслимо подорожало или вот-вот закончится на складах официальных дилеров.

Тем не менее, оригинальные и необычные автомобили, представляющие интерес для энтузиастов и позволяющие выделиться в однообразном потоке, в России все еще можно купить — на вторичном рынке. Порой даже за небольшие деньги. Авто Mail.ru выяснил, почем нынче редкие модели и версии авто советского и российского производства.

ИЖ «Ода» 4×4 и «Фабула» от 50 000 до 300 000 рублей

Сам по себе пятидверный хэтчбек Иж-2126, поначалу известный как «Орбита», а затем переименованный в «Оду», какой-то большой ценности не представляет. Эту первую и последнюю модель собственной разработки ижевского автозавода в середине восьмидесятых сравнивали с тогдашним одним из претендентов на звание «Автомобиль года» в Европе Ford Sierra и актуальной «Короллой». А вот разновидности ижевской модели, такие, как полноприводная версия хэтча и универсал, сейчас та еще редкость.

Первый, ставший, по сути, тюнинговым вариантом «Оды» от занимавшейся мелкосерийным выпуском автомобилей «Иж» местной фирмы «Норма-Авто», получил двигатель и трансмиссию «Нивы» с рядом доработок. Второй с вместительным кузовом универсал был как моноприводным, так и полноприводным. Но выпускался лишь 3 года против 9 лет в отличие от хэтча 4×4. Найти сейчас «живые» из построенных за это время нескольких тысяч машин будет непросто. В основном, они разбросаны по областям и регионам. Зато просят там за них совсем немного — от 50 000 до 300 000 рублей.

ВАЗ-2120 «Надежда» от 90 000 до 400 000 рублей

Увидевший свет в 1998 году полноприводный семиместный ВАЗ-2120 стал первым серийным минивэном в истории российского автопрома. Модель, получившую название Lada «Надежда», построили на удлиненной базе «Нивы», которая легла и в основу пятидверного внедорожника ВАЗ-2131. В 2002 году минивэн обновили, заменив круглые фары на головную оптику от «Десятки» и установив более подходящую радиаторную решетку.

За 8 лет на опытном производстве «АвтоВАЗа» было собрано около 8000 таких «Надежд». При том, что на дорогах они не встречаются, в продаже можно найти десяток-другой вариантов от Ростовской до Тюменской области. Причем как машины с почти полностью сгнившими кузовами от 90 000 рублей, но при этом на ходу, до неплохо сохранившихся экземпляров за 400 000 рублей, как дорестайлинговых, так и обновленных. Пробеги у них варьируются от 100 000 км до 300 000 км. Приличный экземпляр можно присмотреть примерно за 200 000 рублей.

Москвич-2142 «Князь Владимир» от 150 000 до 985 000 рублей

Седан Москвич-2142 был разработан инженерами АЗЛК (с 1992 г, — ОАО «Москвич») на основе хэтчбека 2141. Машина должна была получить новый современный двигатель, но разразившийся в середине девяностых кризис в стране нанес сильный удар по предприятию и перечеркнул многие его перспективные разработки. Поэтому седан собирали и продавали из тех деталей и комплектующих, которые на тот момент были на предприятии. В том числе в различных вариациях. Таких, как «Князь Владимир».

Его колесная база и кузов по сравнению со стандартным седаном увеличены на 20 см для комфорта задних пассажиров. Модель комплектовалась мотором Renault, оптикой Hella, а также опционально — электропакетом, кондиционером и гидроусилителем. В единичных случаях еще и полным приводом. С 1997 по 2002 годы произведено немногим более 1200 таких седанов. В продаже их сегодня буквально единицы, за которые владельцы в зависимости от состояния и пробега просят от 150 000 до почти 1 млн рублей. При этом пробеги могут составлять от 22 до 380 тыс. км.

Volga Siber от 200 000 до 1 000 000 рублей

Последняя легковая модель Горьковского автозавода под именем Volga Siber появилась в линейке предприятия после того, как в 2006 году владеющий ГАЗом холдинг Олега Дерипаски приобрел в США оборудование для производства седанов Chrysler Sebring и Dodge Stratus уже не актуального на тот момент второго поколения. Перелицованный вариант с другими бамперами, оптикой, радиаторной решеткой и фирменным рулем показали в августе 2007 года на выставке «Интеравто» в Москве как GAZ Siber, а в 2008 году запустили в производство как Volga Siber.

Не тронувший сердца наших автовладельцев «обрусевший» вариант американского седана продержался в производстве всего три года. За это время было выпущено почти 9000 автомобилей с «четверкой» 2.4 и в основном с АКП (версии с МКП появились позже и спросом не пользовались). Как и другие редкие советские и российские модели, Volga Siber почти не встречается на дорогах. Но в Сети можно найти под сотню вариантов на продажу по цене от 200 000 рублей до 1 млн рублей и с пробегом от 80 000 до 350 000 км.

ТагАЗ Aquila от 400 000 до 3 700 000 рублей

Еще один редкий и удивительный автомобиль российской сборки — четырехдверное спортивное купе «Аквила», прозванное в народе русским Ferrari. В производственной программе завода ТагАЗ эта модель возникла в тяжелые для предприятия годы, уже после того, как оно объявило о банкротстве. В основе машины лежит стальной каркас, на который навешаны панели из стеклопластика. Техническая «начинка» — от других выпускавшихся заводом машин.

Двигатели — лицензионная атмосферная «четверка» Mitsubishi или «турботройка» 1.2 от французов из PSA. За 2013−2014 годы, когда спорткар собирали в Таганроге, увидело свет от 200 до 270 «Аквил». Сейчас эти машины, продававшиеся в то время по цене от 415 000 рублей при условии получения прямо на заводе, на всю страну насчитывают в продаже около десятка. Среди них есть как стандартные варианты с завода, так и тюнингованные. В большинстве своем они все хорошо сохранились. Ценники варьируются в широком диапазоне ввиду редкости автомобиля — от 400 000 до 3 700 000 рублей. Самый дорогой вариант — европейской сборки, которая была налажена с 2016 по 2020 год, после остановки производства на ТагАЗе фирмой его бывшего владельца.

Lada EL Lada от 500 000 до 1 300 000 рублей

Свой первый серийный электромобиль Ellada (или EL Lada) тольяттинский автогигант представил широкой публике в 2011 году. За следующие два года «АвтоВАЗ» выпустил экспериментальную партию из 100 таких машин на базе универсала Lada Kalina первого поколения. Несколько из них отправились работать такси в Кисловодске, а остальные были реализованы дилерам предприятия. Считается, что одну «Эл Ладу» приобрел глава «Ростеха» Сергей Чемезов, вторую — глава «Минпромторга» Денис Мантуров, а еще одну заполучил король Иордании.

Сегодня остатки той сотни первых «электричек» Lada под индексом ВАЗ-1817 можно найти в продаже по цене от 500 000 рублей до 1 300 000 рублей — от Санкт-Петербурга до Саратовской области. Состояние переднеприводных 82-сильных электрических «Калин» на вторичном рынке от «не на ходу» или «требует ремонта» до «сел и поехал» с запасом хода до 175 км против изначальных «заводских» 150 км. Последние, кстати, при минусовых температурах падали до 100 км, а со включением отопления салона и подогревов сидений, а также при активной езде — до 45−50 км.

Москвич-2142 «Иван Калита» 2 345 000 рублей

Еще более редким вариантом седана Москвич-2142, чем «Князь Владимир», была якобы разработанная по заказу московского правительства модель «Иван Калита». Эта четырехдверка по сравнению с изначальным автомобилем растянута в длину не на 20, а на 40 см. Причем у нее удлинили не только салон и колесную базу, но также багажник. В итоге расстояние от бампера до бампера составило 4910 мм. Помимо увеличенных размеров, претендовавший на лавры представительского седана для чиновников «Иван Калита» получил уродливую светотехнику и несуразную массивную хромированную радиаторную решетку.

Это, помимо дороговизны, его и погубило. Модель, собранную малыми партиями и общей численностью всего полсотни штук, правительство Москвы, как говорят, не закупило в обещанных объемах. И «Ивана Калиту» вместе с другими несуразными экспериментами ОАО «Москвич» того времени, вроде купе «Дуэт» (короткобазная двухдверка 2142), ждало забвение. Сейчас такие седаны несмотря на всю непропорциональность и несуразность ценятся у энтузиастов и коллекционеров. А их стоимость может доходить до нескольких миллионов рублей.