Lada Niva Legend Bronto — это доработанная версия внедорожника, которую выпускает компания «ВИС-Авто», входящая в структуру «АвтоВАЗа». На некоторое время ее выпуск был прекращен, но в сентябре самая крутая «Нива» вернулась на конвейер! Правда, стоит Bronto намного дороже, чем Lada Niva Legend Urban — 1 009 900 рублей против 735 900. А потому нам было особенно интересно провести тест-драйв «Нивы» за миллион. Стоит ли она такой доплаты?
Вадим Гагарин — редактор «Авто Mail.Ru», тест-драйв Lada Niva Legend Bronto
Подзабытый «пик-пик» после нажатия кнопки на брелоке сигнализации — точно такой же, как в фильме «Черная вдова», где на «Ниве» ездила (пусть и непродолжительное время) героиня Скарлетт Йоханнсон. Вряд ли актриса испытала ностальгию, пытаясь справиться с тугой ручкой двери и научиться закрывать ее с первого раза, но я с удовольствием вспомнил эти ощущения. Ведь именно на «Ниве» я 20 лет назад постигал азы управления автомобилем и окатывал друзей водой из лужи в гаражах!
Ммм, этот запах резиновых ковриков, маленький ключик, который нужно вставить в замок слева от руля строго в определенном положении, длинный рычаг коробки передач со смешным мягким шариком набалдашника, фирменные вибрации на холостых оборотах… Подобные ностальгические нотки сейчас есть разве что в мерседесовском «Гелике», где при смене поколений инженеры оставили старые дверные замки, лишив владельцев дорогущего внедорожника возможности заказать бесключевой доступ. И это приобретает неожиданную ценность в серой массе унылых современных машин.
Хотя многое в «Ниве» все же поменялось. Главное — это новый салон. Руль перестал быть диаметром с Юпитер, термос с чаем теперь не вывалится из подстаканника, если выключить понижающую передачу, на передней панели появился удобный блок управления кондиционером (да-да, он тут есть!) с круглыми рукоятками.
Стали комфортнее сиденья, а на водительском кресле я заметил бирку Airbag. «Нива» получила единственную боковую подушку безопасности еще два года назад, и необходима она прежде всего для корректной работы системы ЭРА-ГЛОНАСС. Фронтальных «эйрбэгов» при этом у «Нивы» нет.
Гидроусилитель подвывает насосом в крайних положениях — тяжеловато ему ворочать колеса с «пухлыми» шинами «Кама И-520 Пилиграм» размерности 235/75 R15. Внедорожные покрышки — одна из отличительных особенностей версии Bronto. А, значит, едем в поле! Паспортные данные не впечатляют — 18 секунд разгона до сотни и 137 км/ч максимальной скорости, но держаться в темпе хаотичного городского трафика на «Ниве» неожиданно легко. Передаточное отношение главной пары у Bronto составляет 4,1 вместо 3,91 у стандартной «Нивы», поэтому можно трогаться хоть со второй передачи.
Разумеется, процесс этот сопровождается трансмиссионным воем всех мастей, а на скорости за сотню «Нива» будто идет на взлет. Но, не считая шума и необходимости тянуться к ногам переднего пассажира, чтобы включить пятую передачу, ехать по шоссе вполне комфортно — машина нормально держит прямую, а расход бензина за все время теста не превысил 12 л/100 км.
Большие колеса позволяют в принципе не думать о том, что на дороге — ямы, стыки, заплатки и «лежачих полицейских» Niva Legend Bronto вообще не замечает. А на пересеченной местности она и вовсе королева — клиренс увеличен до 240 мм, усилен задний мост и передние пружины, а к блокируемому межосевому дифференциалу добавили два межколесных «самоблока». Диагональное вывешивание? Ерунда! Глубокая колея с водой? Проедем! Небольшая колесная база (2200 мм) и масса 1285 кг позволяют «Ниве» преодолевать такие препятствия, куда далеко не каждый «Крузак» сунется. А понижающий ряд не заставляет горевать о слабеньком двигателе 1.7 с его 83 л.с.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что семейство Lada Niva (куда с недавних пор входит и Niva Travel, бывшая Chevrolet Niva) по итогам 10 месяцев продаж в этом году оказалось на… седьмом месте! Альтернативы этому неприхотливому и легкому внедорожнику попросту нет, а обновленный интерьер сделал давно устаревшую «Ниву» более удобной. Версия Bronto — однозначно для тех, кто использует машину по назначению, регулярно выбираясь на бездорожье. Кроме того, не будет никаких проблем в общении с сотрудниками ГИБДД — машина серийная, поэтому никаких «незаконных» доработок у нее нет. А с накладками на арки и «люстрой» Hella на крыше она еще и очень круто выглядит. Отличная игрушка, хоть и дорогая.
Сергей Удачин — редактор «Авто Mail.Ru», тест-драйв Lada Niva Legend Bronto
Предложенная в 1969 году светилом американской психологии Элизабет Кюблер-Росс модель эмоционального состояния людей, столкнувшихся с фатальным или безысходным, совершенно неожиданно подошла к описанию гаммы переживаний от встречи с недавно обновленной самой хардкорной версией классической Lada Niva Legend — Bronto c ошеломительным стартовым ценником в 929 900 рублей. Ее еще называют «Нивой» за миллион.
Тестовая машина соответствует прозвищу на 100% с лишним. Поскольку это более дорогая комплектация Prestige (от 984 900 рублей) с пластиковыми бамперами и интегрированными в передний противотуманками, с расширителями колесных арок, а еще с опциональной «люстрой» (плюс 25 000 рублей) — поперечиной на крыше с четырьмя дополнительными фарами. То есть уже без учета установленной сигнализации с центральным замком и брелоком она тянет на 1 009 900 рублей.
Для тех, кто далек от психологии, поясню. Модель Кюблер-Росс — это пять этапов принятия пациентом неизбежного: отрицание, гнев, торговля, депрессия и смирение. На то чтобы пропустить через себя их все, мне понадобилась буквально пара дней в разъездах на круто выглядящем черном внедорожнике с устрашающей «зубастой» резиной типоразмером 235/75 R15 на черных дисках.
Ну не может столько стоить машина, задуманная в том же году, когда Кюбель-Росс явила миру свою теорию, и с тех пор радикально не менявшаяся. Ведь помимо солидного клиренса, геометрической проходимости, постоянного полного привода, понижающей передачи в раздатке, блокировки межосевого дифференциала и вытекающих из этого внедорожных возможностей, весомым аргументом в пользу «Нивы» всегда был демократичный ценник. А такой он сейчас только у базовой машины, в которой даже подголовников у заднего дивана нет.
Впрочем, раздражение от никудышной эргономики водительского места родом из 1970-х, нерегулируемый наклон и вылет руля, елозящий туда-сюда по резьбе податливый шарик рычага нечеткой механической пятиступки, до которого нужно постоянно тянуться, а также повсеместные вибрации и гул на ходу, отвлекают от рассуждений о дороговизне и знаменуют собой переход между стадиями отрицания к гневу и дальше — к торговле с совестью и разумом.
Кто-то скажет: «Такие претензии — к любой “Ниве”». То-то и оно, что улучшения, скрывающиеся за красивым шильдиком Bronto, чем-то напоминающим семейный герб и логотип компании Кристиана фон Кенигсегга, эти простые, но важные вещи никак не затронули. А ведь современному внедорожнику в топовой версии уже недостаточно просто круто выглядеть и уметь играючи месить грязь. Доработай спецы «ВИС-Авто» еще и эти моменты, а также установи они на Bronto мотор поспособнее или вовсе турбодизель, цену за миллион было бы куда проще понять и простить.
Если же перестать депрессировать по поводу его несовершенства, то с далеко не самым передовым советским внедорожником вполне можно ужиться. А в его архаизме даже найти что-то позитивное. Например, безразличие подвески и пухлых шин к неровностям и лежачим полицейским. Или потрясающую мягкость выглядящих простецки кресел с подогревом. К тому же, внешне «Нива» до сих пор выглядит стильно. А с обвесом и колесами для оффроуда еще и по-настоящему круто. Одобрительные взгляды как минимум от владельцев «Приор» и других знаковых «Лад» гарантированы.
В оправдание тех, кто смирился с неизбежностью «Нивы» за миллион вместо 20-летнего «Крузака» или 15-летнего Pajero, констатируем, что кажущийся безумством прайс за полноприводник с клиренсом 24 см, понижайкой, самоблокирующимися винтовыми дифференциалами в обоих мостах и главной парой с увеличенным передаточным числом 4.1, все так же невелик в сравнении с ценами на остальных немногочисленных настоящих и честных «проходимцев». За лишенный комфорта «Хантер» просят от 1 007 000 рублей, за «голый» Patriot — от 1 084 000 рублей. А у маленького Suzuki Jimny прайс-лист и вовсе стартует с 1 859 000 рублей.