НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Ржавеет на глазах. Какие виды коррозии существуют

5 июля 2024 10:59
Зимой автомобиль испытывает сильное воздействие химических реагентов и воды. Но не только они становятся причиной появления ржавчины.

Сильное воздействие химических антигололедных реагентов приводит к усилению коррозионных процессов. Нередко на кузове возникают рыжие пятна или постепенно темнеют сколы на лакокрасочном покрытии. Однако это не самые опасные виды коррозии.

Они не приводят к резкому снижению несущих способностей главных элементов кузова. Гораздо опаснее невидимая снаружи ржавчина, уходящая глубоко в металл. Она может развиваться даже без доступа кислорода и воды. Почему же в металлических деталях автомобиля происходят такие химические процессы?

Источник: Unsplash

Общая коррозия

Ржавчина возникает на металлических поверхностях под воздействием окружающей среды, загрязненной промышленными отходами и химическими реагентами. Контакт с агрессивными химикатами и газами провоцирует появление сплошного налета продуктов коррозии.

Ржавчина разрушает надколесные арки в местах, где отсутствует защитный слой противокоррозионного материала, а также днище автомобиля и другие детали, непосредственно контактирующие с водой. Часто такая ржавчина возникает из-за пребывания во влажной атмосфере с большим количеством водных паров.

Источник: legion-media.ru

Местная коррозия

Эта ржавчина развивается с большой скоростью на ограниченных участках поверхности и приводит к образованию в короткие сроки сквозных отверстий и трещин. Самыми распространенными видами местной коррозии являются щелевая и питтинговая ржавчина.

Они возникают из-за коррозионно-усталостных процессов на кузове и в ряде случаев комбинируются с действием механических факторов: трением, ударами, растяжением и нагрузками на изгиб. Встречаются процессы коррозионного истирания, растрескивания и усталости металла. Внутри этих повреждений начинаются реакции окисления.

Наиболее опасной формой разрушения является межкристаллитная коррозия, которая распространяется под поверхностным слоем металла по границам микрозерен металла.

В результате межкристаллитные связи нарушаются, коррозия распространяется вглубь металла, вследствие чего механические свойства его значительно ухудшаются. Развитию межкристаллитной коррозии способствуют циклические силовые нагрузки.

Источник: legion-media.ru

Коррозия трения

Эти поверхностные повреждения появляются во время сильных вибраций и частых нагрузок на изгиб. В результате незначительных перемещений относительно друг друга возникает трение, и поверхностный слой детали разрушается.

Затем запускаются процессы щелевой и питтинговой коррозии, из-за чего детали покрываются ржавчиной. При этом процесс поверхностного разрушения металла сопровождается уменьшением прочности детали кузова до 40%.

Источник: legion-media.ru

Питтинговая коррозия

Очаги питтинговой коррозии возникают из-за сильных ударов камешками с дороги или кусочками щебня, которые сбивают краску. Такие удары проникают иногда внутрь поверхностного слоя металла, но имеют небольшую площадь.

В итоге ржавчина растет не вширь, а вглубь металла и приводит к образованию сквозных повреждений. Такая коррозия часто наблюдается в декоративных хромоникелевых покрытиях бамперов, молдингов, дверных ручек.

Щелевая коррозия

Этот вид ржавчины появляется в местах неплотного соединения элементов кузова, возникающих ввиду некачественной сборки. Со временем в местах сварки, склейки, пайки или установки болтов, заклепок и саморезов начинает скапливаться вода, провоцирующая химические реакции окисления.

Для кузовных сталей наиболее опасны щели размером 0,25...0,75 мм. В этом случае между поверхностями накапливается разность потенциалов и возникает электрохимическая реакция, которая является катализатором окисления.

Наиболее подвержены разрушению сварные стыки панелей кузова, кронштейны пружин и опор.

Источник: Unsplash

Электрохимическая коррозия

Наибольший вред кузову автомобиля приносит электрохимическая коррозия, протекающая в жидких электролитах и при контакте с газами с большим содержанием водных паров. Например, если алюминий контактирует со сталью, которая в электрохимическом ряду обладает большим электрическим потенциалом, то при попадании соленой воды, выступающей как электролит, начинается коррозия.

Эффект от нее тем сильнее, чем больше разность потенциалов. Более благородный металл с высоким электродным потенциалом становится катодом, а менее благородный — анодом. В итоге два разных металла при соединении образуют гальванический элемент.

Электрический ток провоцирует разрушение металла. Чем благороднее один металл по сравнению с другим, тем быстрее появляется коррозия в месте их соединения. Чаще всего такая коррозия заметна в местах крепления литых дисков к стальным ступицам.