Низкие температуры способны нанести мотору и трансмиссии автомобиля существенный вред, особенно во время так называемых холодных пусков. Автовладельцы стараются обезопасить машины и обращают внимание на предпусковые подогреватели, которые являются хорошей альтернативой системам дистанционного пуска мотора. Между тем и у них есть существенные недостатки, способные при неправильном использовании обернуться серьезным ремонтом.
Как работает подогреватель?
Предпусковые подогреватели в народе именуют «вебасто» по названию фирмы, их придумавшей. Однако сейчас они изготавливаются не только Webasto, но и многими компаниями, предлагающими разные конструкции устройств. Немало производителей устанавливают подогреватели прямо на конвейере по заказу будущего хозяина или предусматривают возможность монтажа устройства в специализированных мастерских.
Главной частью подогревателя является горелка, которая работает за счет автомобильного топлива. Она ставится в передней части моторного отсека между радиатором и двигателем и интегрируется сразу в три штатные системы машины. «Вебасто» забирает топливо из бака, прогоняет через себя охлаждающую жидкость и потребляет электричество от бортовой батареи.
После активации девайса с дистанционного пульта топливо сжигается в специальной камере для выработки энергии. Насос прокачивает антифриз по малому контуру и подает в спираль, интегрированную в корпус горелки, а после прогрева подает его к силовому агрегату. В течение 15−20 минут охлаждающая жидкость достигает температуры 40−50 градусов, благодаря чему можно прогреть салон.
Вентиляторы климатической установки качают теплый воздух и готовят машину к встрече с водителем. За полчаса работы горелка сжигает примерно 300 г горючего.
С помощью «вебасто» можно избежать основных проблем холодного запуска при экстремально низких температурах. Алюминиевая головка блока цилиндров (ГБЦ) быстро достигает положительных температур, как и поступающий в нее бензин. Таким образом, можно избежать проблем, связанных с неравномерным температурным расширением материалов в камерах сгорания.
Между тем предпусковой подогреватель имеет и существенные недостатки.
Негативные стороны подогревателя
Главным недостатком предпусковых нагревателей является их конструктивная особенность, не позволяющая подогревать вместе с антифризом и масло. Тепло передается в картер только по стенкам блока цилиндров, чего, естественно, недостаточно для нагрева масла.
Замеры показывают, что при температуре −20 даже через полчаса работы «вебасто» температура масла достигает примерно −10, в то время как охлаждающая жидкость может иметь +50. Столь большая разница температур оборачивается трудностями с прокачиваемостью.
Когда мотор заводится, насос начинает прогонять масло из картера по системе смазки через множество каналов внутри блока цилиндров в головку ГБЦ и в механизм турбонаддува. Смазывающая жидкость с температурой −10 выдавливает масло с температурой +50, из-за чего происходят резкие температурные колебания.
И если металл блока или головки легко справляется с ними, то вот прокладки иногда коробит и вспучивает. Есть риск появления трещин, повреждений, особенно если автомобиль уже ездит по дорогам России больше 10 лет. В общем, герметичность системы нарушается.
Конечно, с первого раза повреждения прокладок можно избежать, однако при систематическом использовании подогревателя могут появиться течи вокруг фильтра или по периметру ГБЦ, а в случае с турбированными моторами протечки масла не избежать и в наддуве. В итоге масло оказывается во впуске, идет в камеры сгорания с последующим образованием нагара и отложений в каталитическом нейтрализаторе.
Чтобы избежать подобных негативных проявлений, необходимо использовать подогреватель правильно. Главное — не стоит использовать «вебасто» долго, по полчаса и более перед стартом, достаточно 5−7 минут, чтобы поднять температуру камер сгорания до 0 градусов. В этом случае мотор выходит из границ экстремальной зоны температур и может уже избежать негативных проявлений холодного пуска.
Кроме того, обязательным условием является более частая смена масла в двигателе. Перед осенне-зимним сезоном стоит залить новую смазывающую жидкость с вязкостью 0W30.