НовостиСтатьиТест-драйвыКаталогТаблица штрафовВсе об электромобиляхВнутри заводаСезонная смена шин

Как инспекторы ГИБДД будут ловить пьяных за рулем?

1 января 2022 10:00
Каждый пятый погибший на дорогах нашей страны на совести пьяного водителя. Какова вероятность попасться и что грозит нарушителю?

Одно из немногих мест, где вред алкоголя дает о себе знать почти мгновенно, это дорога. Каждый пятый погибает в ДТП, где хотя бы один водитель имел признаки опьянения. Да, именно признаки, так как помимо тех, чье нетрезвое состояние подтверждено приборами, изрядная доля (более 20%) водителей либо отказывается от прохождения медицинского освидетельствования, либо принимает алкоголь уже после ДТП, но до приезда полиции. Якобы чтобы снять стресс.

И тех, и других смело можно приравнивать к пьяным, так как мотивация их поступков совершенно очевидна. Внимательный читатель заметит, что не всегда пьяный — виновник аварии. Верно, не всегда, но в 9 из 10 случаев вина лежит именно на нем. Это подтверждает статистика.

Количество пьяных ДТП почти не сокращается

Удивительно и то, что на протяжении последних пяти лет при значительном (с 19,1 до 16,2 тысячи человек в год) сокращении количества погибших на дорогах уровень смертности в ДТП с пьяными водителями почти не меняется (снижение лишь с 4,8 до 4,3 тысячи человек). И это на фоне того, что в стране стремительно сокращается потребление алкоголя на душу населения, а также общее количество преступлений, совершенных в состоянии опьянения (с 421 до 295 тысяч). Типичный «портрет» пьяного водителя — виновника ДТП: молодой (до 40 лет) неженатый мужчина, имеющий среднее или среднее специальное образование, без постоянного источника дохода.

Пьяницам-рецидивистам, садящимся за руль «под мухой», грозит тюрьма

Несмотря на сокращение численности Госавтоинспекции, ее сотрудники проводят систематическую работу по отлову не желающих соблюдать сухой закон водителей. В рамках рейдов и при разборе ДТП ежегодно выявляется почти полмиллиона таковых.

Источник: depositphotos.com

Каждый третий отказывается проходить медицинское освидетельствование, а каждый седьмой попадается повторно. Напомним, последней категории грозит уже не административное, а уголовное наказание по статье 264.1 УК РФ. Летом уходящего года наказание для преступников увеличили. Теперь водителю, который, будучи пьяным и одновременно считающийся подвергнутым административному наказанию за аналогичный проступок, совершенный прежде (таковым он считается в течение года после окончания срока лишения прав), сел за руль, грозит вплоть до 2 лет лишения свободы (часть 1 статьи 264.1 УК РФ). Если же он пьян и ранее был осужден за ДТП в состоянии опьянения, то за решеткой можно провести до 3 лет (часть 2 той же статьи).

Граждан, имеющих пагубные привычки, могут перестать пускать за руль

Но и административное наказание за управление машиной или мотоциклом в состоянии опьянения символическим не назовешь.

По части 1 статьи 12.8 КоАП РФ нарушителю грозит штраф в размере 30 тысяч рублей и лишение права управления на срок от 1,5 до 2 лет. 

Чтобы вернуть водительское удостоверение по истечении срока лишения, придется сдать экзамен на знание Правил дорожного движения и принести справку от водительской медкомиссии об отсутствии противопоказаний к управлению.

Источник: РИА Новости

Весной наступающего года в силу вступает новая редакция приказа Минздрава, устанавливающего порядок медицинского освидетельствования водителей. Если врач в ходе общения заподозрит, что проблема употребления алкоголя, наркотиков или других запрещенных веществ имеет системный характер, у него есть основания направить водителя на дополнительное обследование, включая так называемый CDT-тест, позволяющий выявить систематическое употребление алкоголя.

Более того, Минздрав и МВД налаживают информационный обмен для того, чтобы граждане, имеющие медицинские противопоказания к управлению транспортным средством, попадали в поле зрения ГИБДД. С другой стороны, единая база данных позволит медикам «взять на карандаш» водителей, задержанных полицией за пьяную езду, включив их в «группу риска» для проведения углубленного исследования при прохождении ими очередной медкомиссии.

Практика сплошных проверок получает все большее распространение

Теперь несколько слов о том, как выявляют нетрезвых водителей. Есть два варианта. Если водителя останавливает сотрудник Госавтоинспекции и замечает у него внешние признаки опьянения (запах алкоголя, покраснение кожи, глаз и прочее), он обязан предложить пройти освидетельствование на состояние алкогольного опьянения. Его проводит сам инспектор с помощью сертифицированного и поверенного (подтверждающие документы водитель вправе запросить у сотрудника) алкотестера.

Если показания превышают 0,16 мг алкоголя на литр выдыхаемого воздуха, появляются основания привлечь водителя к ответственности по части 1 статьи 12.8 КоАП РФ. 

Водитель может не согласиться с результатами «продувки» или вовсе отказаться от нее. За это ему ничего не грозит. Однако в этом случае инспектор обязан предложить водителю пройти медицинское освидетельствование на состояние теперь уже не только алкогольного, но и иного опьянения (наркотического, токсикологического). Как следует из названия, проводится оно врачом-наркологом (в исключительных случаях — фельдшером) в специальных лицензированных лабораториях. От этой процедуры отказываться уже нельзя. Вернее, можно, но тогда водитель привлекается к ответственности по части 1 статьи 12.26 КоАП РФ за отказ от освидетельствования. Санкция по этой статье ровно такая же: штраф 30 тысяч рублей и лишение прав на 1,5−2 года.

В последние годы полиция применяет тактику так называемых «сплошных» проверок, подсмотренную у зарубежных коллег. Суть ее в том, что проверке подвергается практически все водители, проезжающие через определенный участок дороги. Чтобы не создавать очередей, проверку проводит одновременно несколько инспекторов. Водители даже не выходят из машины. Через открытое окно им предлагают подышать в прибор, фиксирующий пары алкоголя.

Если условная красная лампочка не загорелась, водитель спокойно продолжает движение. Если же признаки опьянения подтвердились, машину останавливают в стороне и начинается стандартная процедура освидетельствования и, если потребуется, медицинского освидетельствования на состояние опьянения. Надеемся, полученная информация окажется для вас не лишней. Особенно в период длительных новогодних каникул, когда интенсивность проверок по понятным причинам увеличивается.