Больше 20 лет назад студия Codemasters стала пионером в разработке игр, посвященных раллийным гонкам. В сотрудничестве с шотландским гонщиком Колином Макреем ей удалось создать мегапопулярную серию Colin McRae Rally. В нулевых эти игры стояли едва ли не на каждом компьютере, а школьники и студенты собирались у пузатого экрана после учебы и гонялись друг с другом в режиме разделенного экрана с тремя ладонями на одной клавиатуре.
С тех пор многое изменилось. После гибели Колина Макрея создатели игр из Codemasters не только изменили название серии, но и несколько раз сменили вектор ее развития.
Какое-то время на сцене стоял звездный Кен Блок, задавая тон серии DiRT необычным «джимхана-стилем». Потом авторы экспериментировали с хардкорным спин-оффом DiRT Rally (опыт, кстати, удался) и старались уместить все лучшие идеи в DiRT 4 в попытках удержать и «симуляторщиков», и поклонников аркад. И вроде бы игра нашла свой стиль и выработала ту самую формулу, которую стоит развивать.
Однако три года спустя Codemasters выпустила пятую номерную часть серии и будто-то бы нарочно постаралась забыть свое раллийное наследие. Но обо всем по порядку.
В DiRT 5 и правда нет ралли?
«Левый четыре, прыжок. Правый два, держись внутри...» Этих слов штурмана в свежей DiRT вы больше не услышите. Вы вообще не услышите штурмана, потому что его в игре нет. Как нет и раллийных спецучастков и сложных трасс в принципе.
Рассказывать о новой игре невозможно, не проводя параллели с прошлыми частями серии. Ведь раньше «Дерт» умело сочетал в себе сложное ралли, драйвовые гонки с соперниками на закрытых автодромах, зрелищную «джимхану», скоростные спринт-заезды без подсказок напарника и целую кучу других игровых режимов. Она блистала разнообразием и не оставляла шанса конкурентам.
DiRT 5 этим похвастаться, к сожалению, не может. Львиная доля гонок в игре — это ралли-кросс. И это не тот ралли-кросс, который основан на правилах настоящего чемпионата мира — а гонки протяженностью два-три круга по вымышленным трассам. В режиме карьеры такие заезды изредка разбавляются «джимханой», которая из увлекательного трюкаческого аттракциона вокруг электростанции Баттерси превратилась в унылые «пончики» на стадионе, а также прыжками на безумном багги по скалистой дороге.
Разнообразия настолько не хватает, что спустя несколько часов игры возникает ощущение, будто игра закольцевалась, и ты проходишь один и тот же набор гонок по кругу... по кругу.
На фоне этого чем-то совершенно рудиментарным — в хорошем смысле, — выглядит режим игры, в котором можно создать свою гоночную трассу из множества заранее готовых объектов. В этом режиме можно пропадать часами, представляя себя кем-то вроде Германа Тильке. А потом выложить свой трек в общий доступ и, если вы подошли к делу достаточно креативно, собрать с других игроков лайки.
Создатели игры обещали какой-то сюжет?
Так уж получилось, что в России существует множество людей, которые не покупают ту или иную игру, если в ней отсутствует локализация. Поэтому DiRT 5 может их отпугнуть — в отличие от прошлых игр серии, она не переведена на русский язык. Казалось бы, а зачем вообще в гонке нужно знание языка — дави на газ да катайся. Но нет — разработчики DiRT 5 попробовали пустить поверх игры сюжет.
Этот сюжет подается в виде популярного на западе подкаста Donut Media с ведущими Джеймсом Памфри и Ноланом Сайксом. В перерыве между гонок они обсуждают успехи игрока и беседуют с двумя главными соперничающими гонщиками, которых озвучили Трой Бейкер и Нолан Норт, известные по играм Uncharted и The Last of Us. Они беседуют, естественно, на английском, а субтитры на русский язык не переведены.
Развития событий в этом сюжете практически нет. Персонаж Троя Бейкера после поражения на трассе от хрипловатого Нолана Норта весит шлем на гвоздь и становится наставником подающего надежды гонщика-новичка — то есть вас. По ходу прохождения игрок будет знакомиться, скорее, с характерами героев, хотя ни разу так и не увидит их лица.
Видя конечный результат, становится немного неловко, ведь Codemasters преподносили сюжет в DiRT 5 как нечто новое, необычное и увлекательное. А вышло так, что без него игра совершенно ничего бы не потеряла. И даже, наверное, стала бы меньше раздражать. Просто представьте, сколь это спорное с точки зрения геймдизайна решение — чтобы следить за развитием событий, игроку приходится сидеть и смотреть по несколько минут в пустое игровое меню в ожидании, когда этот полный воды мини-подкаст наконец закончится.
А что с физикой и автомобилями?
Весь режим карьеры можно пройти, используя одни и те же четыре-пять машин. Покупать новую технику на заработанную в гонках валюту, чтобы двигаться дальше, игра не требует (а деньги после финиша так и сыпятся на счет). Поэтому приходится развлекать себя самому — благо, в DiRT 5 очень интересный автопарк. Пожалуй, самый интересный в истории Codemasters.
Поскольку DiRT 5 больше не ориентирована на классическое ралли, авторы включили в нее машины, которые больше подходят для задорной контактной борьбы с соперниками в грязи. С некоторой долей фантазии.
Со старыми играми DiRT 5 роднит разве что несколько актуальных раллийных машин класса R5 и представителей прошлого века, вроде Subaru Impreza S4 и Ford Escort RS Cosworth.
Все остальное — дикая смесь из всевозможных багги, «дакаровских» машин, автомобилей из мира ралли-кросса и ралли-рейдов. Нашлось место даже для спортивных купе: месить грязь предложат, например, на Aston Martin V8 Vantage или Porsche 911.
Более того, в игру попали футуристичные концепт-кары с электромоторами. Например, похожий на луноход Audi AI: Trail и Mitsubishi e-Evolution.
Однако вдоволь насладиться этим автопарком едва ли получится из-за физической модели поведения машин. Если раньше физика DiRT бросала вызов игрокам, то и дело вынуждая жать кнопку перемотки времени назад после очередного вылета с трассы, то теперь она стала максимально аркадной. Сравнить ее можно, наверное, с физикой провальной игры Onrush от той же Codemasters, которую делали выходцы из Evolution Studios.
В начале DiRT 4, например, игрока обучали различным гоночным приемам, вроде переноса веса и скандинавского флика. В DiRT 5 эти знания не нужны. Трассы в игре настолько широкие, что даже нажимать на тормоз особо не приходится. И волноваться о повреждениях автомобиля тоже не надо — они лишь косметические. Ситуация немного меняется, когда разработчики отправляют игрока на гонки по льду, где приходится импровизировать, подбирая траекторию и толкаясь с соперниками. Но этого все же недостаточно.
Управление автомобилями стало, что называется, «спинномозговым». Ездить просто скучно — даже при всех отключенных системах помощи. Быть может, если покататься с игровым рулем, то настоящая физика игры раскроется. Правда, сейчас узнать это невозможно — DiRT 5 попросту не поддерживает рули. Поддержку девайсов добавят спустя несколько недель после выхода игры.
DiRT 5 заслуживает внимания?
На удивление — да. Некоторые западные журналисты, поиграв в DiRT 5, задавались вопросом: «Для кого эта игра?» Прежде всего, в ней здорово проведут время поклонники фановых аркадных гонок и люди, которые в целом не знакомы с жанром или даже первый раз в своей жизни включают подобную игру.
Во-вторых, DiRT 5 — красивая и зрелищная (этим она, кстати, обязана авторам гонки Driveclub из закрывшейся Evolution Studios). Игра старается походить на любимую многими DiRT 2, и в чем-то у нее получается. Весь этот фестивальный стиль, экстрим, атмосфера гоночного праздника, путешествие по всему миру и задорная рок-музыка...
Наконец, сейчас DiRT 5 — это самая новая гоночная игра, которая поддерживает все фишки приставок нового поколения. Это и 120 кадров в секунду и, если у вас появится PlayStation 5 — инновационная отдача геймпада DualSense и его курки, благодаря которым можно почувствовать работу ABS.
Так или иначе, в Codemasters решили максимально разграничить номерные части DiRT, посвятив их только веселым аркадным гонкам, и серьезную серию DiRT Rally. Пятый «Дерт» не плохой — разработчики просто решили перевернуть свою игру с ног на голову. К лучшему ли это, сейчас сказать трудно. Стоит, наверное дождаться следующего DiRT — может быть, авторы решат вновь починить то, что не было сломано.
DiRT 5 — последний крупный гоночный релиз в 2020 году. За прошедшие месяцы Авто Mail.ru рассказывал и о других видеоиграх:
-
Новый Need for Speed или настоящий автосим? Обзор Project CARS 3
-
Лучшая NFS возвращается? Стоит ли играть в ремастер Hot Pursuit
-
Каким получился новый симулятор Формулы 1: большой обзор F1 2020
-
Хардкор и реализм: обзор симулятора Assetto Corsa Competizione
-
Короли бездорожья: играем в симулятор SnowRunner